Выступление на Совете Педагогов "Сопровождение семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников" (на примере ознакомления с произведениями искусства)
материал по теме

Тормина Ольга Сергеевна

Организуемое сопровождение семьи позволяет  родителям осознать свое место и роль в художественно-эстетическом воспитании детей, повысить уровень своей компетентности в данном направлении. Это, в свою очередь, стимулирует развитие интереса ребенка к изобразительному искусству, развивает чувство восхищения современными мастерами и желание подражать им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст49 КБ
Файл Презентация708.91 КБ
Microsoft Office document icon Титульный лист23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

 (на примере ознакомления с произведениями искусства)

XIX век  назван «золотым веком» русской культуры (слайд 1). Представители  этой эпохи - Д.И.Менделеев, Н.Н.Миклухо-Маклай, И.В.Вернадский,  Л.Н.Толстой, М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков,  П.И.Чайковский, К.Брюллов, О.А.Кипренский, И.Е.Репин и многие другие были выходцами из семей дворянской  интеллигенции. Их воспитание и образование осуществлялось по двум направлениям: первое было связано с домашним воспитанием и образованием, второе – с общественным (Царскосельский лицей, Смольный институт, Институт благородных девиц,  различные корпуса и пр.).
         Практика семейного эстетического воспитания в этих семьях имела довольно основательные традиции. Детей обучали языкам и литературе, музыке и рисованию, искусству хореографии,  увлекались домашним театром. Занятия продолжались 10-12 лет и были направлены на формирование вкусов, чувств изящества, умения ценить красоту, свободно и красиво общаться. В домашнем художественном образовании и эстетическом воспитании многое определялось общей атмосферой духовной жизни семьи, ее дружественных духовных связей и отношений с церковью и разнообразными общественными институтами и организациями.
В наше время помощь семье в вопросах воспитания и образования детей оказывают общественные образовательные учреждения (детский сад, школа, лицей, колледж, университет), учреждения культуры и дополнительного образования (кружки, студии, клубы по интересам). Родители и дети имеют свободу в выборе того или иного образовательного учреждения.  У семей есть возможность поднять свой духовный, культурный уровень. Но, к сожалению, это происходит не всегда: либо сами родители обладают невысоким эстетическим вкусом, либо в их семьях  утрачена традиция домашнего художественно-эстетического воспитания. 
К.Ушинский писал: «Я думаю, что эстетически действовать на детей трудно, и что надобно взрослых образовывать эстетически. Статуи, картины, природа действуют скорее на взрослых, а они уже вносят это влияние в жизнь, в слова, в телодвижения, в домашний круг: в одежду, в обращение с детьми, — и уже в этой форме дети воспринимают изящное».

  Как же помочь родителям создать эстетически-воспитывающую среду в семье? Как поднять уровень художественной образованности  родителей? 
Одним из способов решений этой проблемы  -  художественное образование родителей через совместную деятельность с детьми. Для этого используются следующие формы сопровождения семьи,  организуемые детским садом, при непосредственном участии учреждений культуры:
(слайд 2)

  • встречи с интересными людьми (народными мастерами, художниками, искусствоведами);
  • лекции с просмотром  слайдов;
  • посещения мастерских художников и народных умельцев;
  • экскурсии на выставки, организованные  в ДОУ;
  • «Воскресные встречи»: семейные посещения Музея изобразительных искусств и Детской художественной галереи;
  • экскурсии на выставки и вернисажи города.

Актуальность выбранного направления деятельности подтверждается следующим: с одной стороны, понимание значимости эстетического развития для дошкольников как части воспитания личности с позиции педагогов, с другой – изменение приоритета ценностей в современной среде родителей.

С расширением сферы общения активизируется эмоциональный мир детей. В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость ребенка от взрослого.

Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудаче, ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений  со взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность. Большинство детей в условиях отчужденности прекращают начатую деятельность, становятся вялыми и безразличными. Часть детей, напротив, может увеличить темп работы, но при этом продуктивность деятельности все равно резко падает. Негативное отношение взрослого, демонстрируемое ребенку, вызывает у него типичные  реакции: ребенок или стремится преодолеть барьер отчуждения и установить контакт со взрослым, или сам замыкается и старается избежать  общения.

Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Учеными установлено, что эмоциональный отклик и интерес у дошкольников вызывают те произведения искусства, в которых переданы яркие образы окружающего мира, чувства и отношения, наиболее близкие и понятные.

Среди видов изобразительного искусства живопись более других обращена к сфере человеческих чувств и переживаний. Художники-живописцы через образное отражение окружающего мира передают свои чувства и отношения к человеческим ценностям с помощью различных изобразительных и художественных средств. Радость, жизнелюбие, восторг, сопереживание и многие другие эмоциональные  состояния донесли до нас полотна великих мастеров. Но ребенок не опытен и его возможности не позволяют самостоятельно понять сложный мир переживаний, отраженный в произведениях живописи. Для этого ему необходим взрослый, который сможет помочь ему прочувствовать отношения и настроения, несущие в себе произведения изобразительного искусства, и приобщить к способам его постижения. Возможности мировой художественной культуры огромны. Необходимо лишь понять и отобрать наиболее эмоционально близкие произведения изобразительного искусства для малышей и определить методы и приемы работы с детьми.

На начальном этапе одной из форм работы можно выбрать совместное рассматривание картин. Восприятие произведений искусств — сложный, многоплановый творческий процесс. Он требует известной затраты сил и совместного духовного проживания. Поэтому предполагается, что совместное сопереживание произведений изобразительного искусства сблизит участников просмотра и поможет ребенку с помощью родителей или старших членов семьи глубже прочувствовать увиденное, проникнуть в суть художественного произведения.

Часто понимание красоты к ребенку приходит через оценки окружающих его взрослых. В связи с этим педагогов и психологов давно волнует вопрос, как организовать процесс обучения так, чтобы сохранить детскую восприимчивость при ознакомлении детей с произведениями искусства? Можно отобрать  произведения искусства, объединенные одной темой, например «Детские образы и живописи», «Образ матери и ребенка».

На первых встречах можно организовать  галерею репродукций на данную тему. Детям и родителям предлагалось пройти по ней и вглядеться в разные образы. Из педагогических наблюдений можно отметить, что удобное расположение для осмотра репродуктивного материала способствует уединению у любой выбранной картины.

Педагогического сопровождения во время первого просмотра не предполагается, поскольку идет естественное вживание в атмосферу галереи. В дальнейшем каждая семья выбирает ту картину, которая ей ближе, нравится больше других. Репродукция снимается с выставки и предлагается для семейного просмотра. Восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого, поэтому нужна предварительная работа с родителями, направленная на оказание помощи в процессе организации рассматривания картины. Необходимо создать положительную атмосферу общения через собственное доброжелательное, эмоционально положительное отношение. Родителям предлагается следующий алгоритм беседы: «Мы выбрали с тобой такую замечательную картину. Как она мне нравится! А тебе? Чем она тебе нравится? Правда! А еще?..»

Следующим этапом становится процесс углубления и расширения знаний об истории создания картины через искусствоведческие рассказы педагога, который на каждом занятии предлагает поговорить о той или иной выбранной картине отдельно взятой семьей: «Верочка с мамой выбрали замечательную картину. Вы не хотели бы, чтобы все полюбовались ею? Художника, который написал эту картину, знали Карл Брюллов (слайд 3). Живя в Италии, он познакомился с графиней Ю.П. Самойловой, у которой были две воспитанницы (сестры) с очень красивыми именами Джованинна и Амацилия — замечательные, красивые девочки и самое главное очень подвижные. Посмотрите, все на этой картине в движении: и старшая сестра на вороном коне подъезжает к дому, а младшая, выбежав на крыльцо, с восхищением смотрит на нее. И животные и люди — все в картине движется, поэтому нам радостно смотреть на нее, у нас появляется улыбка на лицах. Посмотрите, вам не кажется, что не случайно Верочка с мамой выбрали эту картину. Младшая сестра очень похожа на нашу Верочку. Давайте присмотримся. Каким живым, правдивым получился у художника образ девочки: милое, удивленно-восторженное личико устремлено на встречу всаднице, ручки, кажется вот-вот схватят уздечку коня. Все в девочке говорит: «Я большая, я тоже могу так красиво восседать на прекрасном коне!» Но художник подсказывает нам, что она еще маленькая: и розовое платьице, и кружевные панталоны и даже ограждение балкона не пускает пока девочку. Как бы вам хотелось назвать эту картину?.. А Карл Брюллов, назвал ее «Всадница».

Учитывая возраст детей, решать эту задачу следует при помощи сказок «вхождения в картину при помощи сказки». Чем интереснее и занимательнее они будут, тем лучше должен быть результат обучения, но только при учете возрастных психофизических особенностей каждого этапа дошкольного детства.

Авторские сказки не имеют  цель рассказать о создании художником картины, правдивых исторических событиях или воспоминаниях. Их задача - привлечь детей к последующему созерцанию, прочувствованию, эмоциональному сопереживанию вымышленным героям, близким их пониманию, знакомым по повседневной жизни. Можно сделать вывод, что ребенок должен быть подготовлен к встрече с картиной, а не просто рассматривать ее даже при помощи родителей и грамотного сопровождения педагога. В результате проведенной работы у детей формируется целостное представление о мире искусства, а главное — обогащаются детско-родительские отношения.

Так от встречи к встрече дети вместе с родителями узнают и проживают содержание картин, эмоционально обогащаясь и приближаясь к взаимопониманию, единению и подлинному искусству. То детское, что мы так ценим - доверчивость, чистоту, обаяние, удивительным образом заставляет нас, взрослых, взглянуть на знакомые произведения искусств чистыми глазами детства. Приобщение к искусству через эмоциональное совместное семейное проживание обогащает души как детей, так и взрослых.

Таким образом, организуемое сопровождение семьи позволяет  родителям осознать свое место и роль в художественно-эстетическом воспитании детей, повысить уровень своей компетентности в данном направлении. Это, в свою очередь, стимулирует развитие интереса ребенка к изобразительному искусству, развивает чувство восхищения современными мастерами и желание подражать им.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Х I Х век назван «золотым веком» русской культуры Сопровождение семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников (на примере ознакомления с произведениями искусства)

Слайд 2

лекции с просмотром слайдов; посещения мастерских художников и народных умельцев; экскурсии на выставки, организованные в ДОУ; «Воскресные встречи»: семейные посещения Музея изобразительных искусств и Детской художественной галереи; экскурсии на выставки и вернисажи города. встречи с интересными людьми (народными мастерами, художниками, искусствоведами );



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой"

В статье представлены примеры практической организации непосредственно образовательной деятельности детей 3-4 лет при ознакомлении с природой....

"ЛУЧИК" Программа по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников на основе приобщения к народному искусству

Программа «Лучик» является специализированной программой для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на основе приобщения к народному ис...

Статья "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой".

Главная задача в эстетическом воспитании средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимател...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством

Художественно-эстетическое воспитание длшкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством...

«Развитие речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»

Искусство является одним из мощных средств воспитания чувств человека. Объединяет все виды искусства художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста. Воспринимая художестве...

Опыт работы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством»

Обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности...