Тема самообразования «Духовно-нравственное воспитание и художественно-эстетическое развитие старших дошкольников на основе декоративно-прикладного искусства и традиций русского народа»
проект (старшая группа)

Абросимова Людмила Владимировна

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно - прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, оно идет от души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»

юридический адрес: 456780, Челябинской области, г. Озерска пр. Победы, 4а,

почтовый адрес 456780, Челябинской области, г. Озерска ул. Еловая, 1а, тел. 8(35130)7422026264,

адрес электронной почты:

Тема самообразования

«Духовно-нравственное воспитание и художественно-эстетическое развитие старших дошкольников на основе декоративно-прикладного искусства и традиций русского народа»

2024-2025 учебный год

Воспитатель: Абросимова Л.В.

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Современные дети совершенно отличаются от своих сверстников несколько лет назад, они растут в совершенно другом мире – мире новых информационных технологий. Изменился не только уклад жизни, но и ее ритм: больше возможностей, больше информации предоставляется детям из СМИ, современные гаджеты с ежегодным обновлением компьютерных новинок, новейшие интернет-возможности для каждого дошкольника, школьника и тем более подростка позволяют познавать окружающий мир, социум по-иному. Этот новый мир предлагает готовые модели (шаблоны, не развивая творчество, фантазию ребенка.

Под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях, постепенно деформируется чувство патриотизма, любви к Родине в российском обществе. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально нравственный климат в обществе в целом.

В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей педагога-воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества.

Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, как и воспитания патриотизма у детей, мной было решено использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно - прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, оно идет от души.

Цель самообразования :

-Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности изучаемой темы.

-Развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

-формирование у дошкольников личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи самообразования :

1. Изучить методическую литературу по теме;

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ;

3. Продолжать знакомить с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы (дымка, городец, хохлома, гжель, богородская игрушка, матрешка);

4. Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров, формировать за мастерство русских мастеров;

5. Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;

6. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русской народной культуры, традиций.

7. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества.

8. Ориентировать членов семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

Предполагаемый результат:

Дети:

1. Узнают и называют знакомые виды народного декоративно- прикладного искусства;

2. Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

3. Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;

4. Формирование духовно-нравственного воспитания у дошкольников на основе традиций русского народа.

Этапы работы:

1. Теоретический этап.

Изучение методической литературы.

- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

- Веракса Н. Е, Комарова Т. С. Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М. : «Мозаика-Синтез»,2012г

- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. — М. : Мозаика- Синтез, 2012.

- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. - М. : Педагогическое общество России, 2006.

- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М. :Мнемозина,1995

- Гаврилова В. В. Декоративное рисование детьми 5-7 лет.

- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2007.

-Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Под ред. Усовой А. П. - Издание 3-е. - Москва: Просвещение, 2012.

2. Практический этап

1. Оформление мини-музея по народно-прикладному искусству.

2. Создание в группе уголка «Моя Родина – Россия».

3. Проведение бесед с детьми по темам:

-народная роспись («Сказочная гжель»,«Матрешка», «Золотая хохлома», «Городецкая игрушка», «Филимоновская игрушка»);

4. Изобразительная деятельность:

-Рисование: «Матрешка», «Дымковкий узор», «Ваза гжель», «Городецкое панно», «Жостовский поднос», «Филимоновский петушок».

5. Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Изготовление куклы -кувадки. (обереговые куклы, игровые куклы)

6. «Устное народное творчество – удивительный дар прошлого», Коллективное оформление альбома «Русское народное творчество»

7. «Первый на селе работник» - рассказ о лошади, её пользе, знакомство с филимоновской росписью. Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей.

8. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.

9. «Мы прядем, а нитка тянется» - рассказывание детям о прядении ниток. Посещение мини-музея «Русская горница»

Взаимодействие с родителями:

1. Родительское собрание на тему: «Духовно-нравственное воспитание и художественно-эстетическое развитие дошкольников.»

2. Анкетирование «Народное искусство в жизни вашей семьи», по вопросам художественного развития детей.

3. Консультация на тему «Развитие творческих способностей у ребенка посредством народно-прикладного искусства».

4. Оформление мини-музея

5. Выставка поделок.

Выводы по итогам работы.

Дети старшего дошкольного возраста:

• имеют доступные возрасту представления об особенностях декоративно-прикладного искусства ;

• различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

• самостоятельно проводят анализ изделия и рисунка;

• лепят из пластилина( соленого теста) изделия, используют разнообразные способы : конструктивный, комбинированный;

• используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования;

• знают историю родной страны и историю своей малой Родины;

• имеют элементарное представление об особенностях быта и культуре своего родного края, значимости семейных ценностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте дети способны не только воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства и создавать собственные работы по мотивам росписей, но и знакомясь с историей своей малой Родины и России, традициями и бытом наших предков обеспечивает у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Целенаправленная работа над ознакомлением детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию в сочетании с развитием их изобразительной деятельности оказывает заметное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка.

Планирую продолжать свою работу в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЛУЧИК" Программа по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников на основе приобщения к народному искусству

Программа «Лучик» является специализированной программой для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на основе приобщения к народному ис...

Сообщение по теме самообразования «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки».

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поздн...

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

Творческий отчет «Формирование художественно – эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности»

Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,умение понимать и ценить произведения искусства,приобщаться к художественному твор...

Отчёт по теме самообразования " Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников" 2021 -2022 уч.г.

Отчёт по теме самообразования " Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников" 2021-2022 уч.г....

План самообразования воспитателя по теме «Сохранение духовно-нравственного потенциала общества, через формирование у детей художественного вкуса и любви к искусству».

План самообразования на 2022 – 2023 учебный годТема: «Сохранение духовно-нравственного потенциала общества, через формирование у детей художественного вкуса и любви к искусству».Цель...