ООД "Удивительный песок"
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Велигурина Лилия Алексеевна

Конспект занятия,опыты и эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_pesok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

            «Удивительный песок»

                                           Средняя группа.

                                         

                                                                             Воспитатель: Велигурина Л.А.

                                          г. Городовиковск 2017  

                           «Удивительный песок»                                                                                

                                         (Средняя группа)                                                                                                                                               Цели: Познакомить детей с песком, как с природным компонентом  и дать представления о свойствах песка.

 Задачи: Образовательные: Продолжить работу над развитием логического мышления, познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики.  Обучающие: Формировать умения осуществления осознанной деятельности. Принимать активное участие в опытно-экспериментальной деятельности.

Воспитательные: Формировать нравственно-волевые качества, формировать представления о значимости природы в жизни человека, воспитывать чувства ответственности, привить культуру общения.                                                                                                         Ожидаемые результаты: Проявить интерес к окружающему миру природы. Знать свойства песка: сыпучий, лепится, пропускает воду. Уметь поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения. Уметь наблюдать, изобретать, использовать нестандартные решения.

Оборудование: песок, лупы, фартуки, тарелочки, разных размеров, кружечки разных размеров, пластиковые бутылки, ложечки, губка, вода, песочные часы, «живой песок» игра, сувениры из песка.

                Организованная образовательная деятельность

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Почтальон приносит в детский сад письмо без обратного адреса.

Воспитатель: Как узнать, откуда пришло письмо? (спросить у почтальона, посмотреть, что лежит в письме…)

2. Обсуждение проблемы. Принятие задачи.

Открываем конверт и достаем фото Сайгачонка и письмо.

Воспитатель: От кого письмо? Чтение письма:

 «Здравствуйте, ребята! Я вчера получил письмо от своего друга  Верблюда, который  живет в пустыне. Там повсюду удивительный песок. Очень хвалит пустыню и  приглашает в гости. А я вот думаю, что этот самый песок есть и у нас в Калмыкии.  Я видел песок, только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен.»

 Ваш Сайгачонок.

Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. А чтобы понять,чем же удивителен песок надо его исследовать. А как вы считаете песок можно исследовать? (можно) Будем исследовать его.

- Смотрите, мы с вами снова стали исследователями. А кто такие исследователи? (Исследуют, делают опыты).

- А мы с вами  будем исследовать? (песок)

- Что же будет объектом нашего исследования? (песок)

3. Опытническая деятельность.

- Ну, что будем искать в песке что-то удивительное?

Опыт 1.

- Возьмите мерную ложечку, насыпьте немного песка на тарелочку.

- Легко ли сыпется песок?

Самостоятельно

Пересыпаем из ладошки в ладошку, из одной емкости в другую.

Работа с лупой.

- Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются. (наблюдают)

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

- Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

- Какого они цвета? (Темные и светлые.)

- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (Не одинаковые, есть крупные и мелкие).

Давайте проверим.

Работа с ситом

Воспитатель: Через сито просеиваем песок, он сыпется с сита в ёмкость и наоборот.

- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий) 1 свойство

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.

- Каким стал песок? (влажным, мокрым)

- Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.

- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)

Опыт 2.

- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сырой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода).

- Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку.

Работа с лупой.

Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.

- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.

Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится.2 свойство

Дети делают «пироги, куличи».

Презентация. Постройки Элисты, песок слайд с изображением дюн, бархан, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Сайгачонока. Правда, красиво?

 последний слайд караван верблюдов.

-а кто расскажет стихотворение о верблюде?

 Ребёнок: У верблюда два горба, всё равно красивый.

Гордыё, сильный, и не торопливый

 По пустыни он идёт на высоких ножках,

Груз старается, несёт и устал немножко.

-И мы немного отдохнём, физминутку проведём

 Физкультминутка.

                                   «У сайгака шёрстка, …»

продолжение презентации с растений, верблюжья колючка  и потом опыты

Предлагаю детям проверить, как песок пропускает воду. Ребята, вы видели, где вода? (впиталась)

Опыт 3.

Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона), насыпаем песок. Под бутылку поместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.

- Что произошло? (Вода выходит, а остается только мокрый песок).

Значит песок пропускает воду.

- Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду)3 свойство

- А  еще. Песок своим свойством привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества,  процеживает грязную воду через  песок и получается чистая вода, но не питьевая.

- Хотите проверить?

Опыт 4.

- Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок.

Сравним!!!

Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду от грязной.

- Как изменилась вода? (стала прозрачной) Песок – это природный фильтр, он пропускает воду.

4. Вывод.

Рефлексия.

- Ребята как вы считаете, помогли мы выяснить Сайгачонку, об  удивительных свойства песка? Давайте вспомним их.

- Как узнать, что песок сыпучее вещество?

- Как у нас это получалось?

- Что мы для этого делали? (опыты)

- Что вас самих удивило на занятии? Каковы свойства песка?

Игра:

- Представьте, что вы песчинки. (Дети держаться за руки). А я ветер. Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие). (Дети бросают руки).

- Как сделать две одинаковые горсточки песка разные по весу? (одну намочить)

- Как узнать, можно ли из песка что-нибудь слепить? (намочить песок)

- Если мы сделаем бумажный домик, а для защиты от дождя посыплем крышу песком, защитит ли она нас? (нет, т.к. песок пропускает воду).

-ребята песок используют не только в строительстве, но и в медицине, песочные ванны, песочные часы, из него делают сувениры даже игрушки. Показать всё.

Вот сколько нового мы узнали. Дома можно вместе с родителями проделать все опыты, даже сделать зарисовки. Чтобы наш друг Сайгачонок смотрел на ваши рисунки и не забывал удивительные свойства песка. А теперь давайте похвалим себя.

Дети:

Я умный

Я сильный

Я красивый

Я добрый

Я быстрый.

Я талантливый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...