"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР"
материал на тему

Шурухина Лариса Геннадьевна

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov_russkogo_folklora.odt26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное

учреждение "Детский сад № 28 комбинированного вида"

ПЛАН  САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР"

                                                                  Учитель — логопед : Шурухина Л.Г.

                                                                 

Троицк

                                                      2018 г

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Актуальность выбранной темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию, а так же использования русского фольклора.  Главным критерием выбранной  темы является её воспитательная значимость, заключающаяся в использовании элементов устного народного творчества для развития речи дошкольников.

Приоритетное направление: познавательно-исследовательское

1.Образовательнаяобласть: развитие речи

  2. Когда начата работа над темой: ноябрь 2018г.

3. Когда предполагается закончить работу над темой: май 2019 г.

Цель:  Расширение педагогических  знаний по теме для полноценной и успешной социализации личности ребенка в повседневной жизни  в процессе специальных игр и упражнений; побуждение детей использовать в своей речи фольклор, обогащение словаря; показать значение русского языка в развитии речи;  создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Задачи:

 - развивать речь детей и коррекцию ее нарушений на основе элементов народного фольклора

- упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию, интонацию, связную образную речь, творческую фантазию;

- провести диагностику развития речи дошкольников на основе элементов народного фольклора;

Цель коррекционной работы в группе для детей с нарушениями речи – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:

- развитие дыхание и свободы речевого аппарата,

-умение владеть правильной артикуляцией,

-четкой дикцией,

-разнообразной интонацией,

-игры со словом, развивающие связную речь,

-развитие творческой фантазии,

-умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

-подбирать простейшие рифмы.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

  • расширить знания ребенка об окружающей действительности, развивать умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
  • помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.        

Этапы проработки по теме:

  • Планирование работы по самообразованию
  • Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)
  • Подведение итогов самообразования

Формы работы:

-совместная деятельность педагогов с детьми;

-индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы

1. Беседа после чтения

2.Использование иллюстративных материалов

3. Творческие задания

4.Речевые упражнения

5. Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов  

6. Использование малых форм фольклора:

а) Загадки  

б) Поговорки и пословицы

в) Пестушки

г) Колыбельные песенки и потешки

д) Приговорки

е) Фольклорные прибаутки

7. Игры – драматизации

8. Игры – забавы с использованием фольклора

Форма отчетности:

Консультация для воспитателей:

"Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей с ОНР"

Составить картотеку игр – забав с использованием фольклора

План взаимодействия с родителями

Анкетирование родителей

  1. Теоретический этап

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1. С. Е. Большакова, Игры и упражнения. Творческий центр Москва, 2009г.

2. Т. Н. Караменко «Кукольный театр – дошкольника», 1982г.

3. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург, 2002г.

4. О. А. Шорохова «Играем в сказку», Москва, 2007г.

5. Игры, ребусы, загадки для младших школьников, Ярославль, 2002г.

6. И. Г. Сухин «Веселые скороговорки», Ярославль, 2002г.

7. В. Цвынтарный «Играем пальчиками – развиваем речь», Москва, 2009г.

8. Использование Интернет-ресурсов.

 

  2.    Практический этап.

·         Анкетирование родителей

·         Диагностика

·         Подготовка папки - передвижки «Задержка речевого развития».

·         Подбор фольклорного материала для режимных моментов

·         Составление картотеки загадок.

·         Показ театральной деятельности: «Теремок», «Колобок» и т.д.

·         Составление картотеки речевых игр

·         Диагностика на конец учебного года.

·         Буклет для родителей «Поиграем!»

·         Составление  картотеки пальчиковых гимнастик .

·         Консультация для воспитателей:

·         Развитие речи посредствам русского народного фольклора.

 

   3.     Реализация теоретического и практического этапа.

Презентация опыта для педагогов ДОУ 

Ожидаемый результат:

1.      Обогащение словарного запаса детей

2.      Приобщение к народному творчеству

3.      Во влечение родителей в воспитание детей

4.      Пополнение методической копилки

5.      Обогащение опыта по проблемной тематике.  

          

 Пути реализации:

1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.

2. Повседневная жизнь в группе.

3. Изучение разных форм фольклора.

4. Работа с родителями.

5. Работа с педагогами.

6. Театрализованная деятельность.

Прогнозируемый результат:

У воспитанников:

-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

-повысится уровень связной речи;

-словарь детей обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями.

У педагогов:

-повышение теоретического уровня по теме проекта;

-внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

-самореализация;

-обобщение и распространение опыта.

У родителей:

- взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

-поощрение использования фольклора в играх детей дома

Планирование работы на год.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Самостоятельное изучение методической литературы по самообразованию:

В течение года

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык,речь,речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

Изучение литературы по теме.

Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата.

ноябрь

диагностика

Составление плана самообразования по теме с внедрением в практику ДОУ.

Изучение методической литературы по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

декабрь

беседа

Консультация для родителей;«Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»

Интеграция образовательных областей

январь

конкурс

Семейный конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

(семейное фото или о том как она делалась)

Разработка конспектов НОД

февраль

Открытый показ НОД в средней группе

Открытый просмотр по развитию речи  «Котик на печке песни поет…»

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Март

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Совместное творчество детей и родителей

Апрель

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Совместное творчество детей и родителей

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Май

Выступление на педсовете.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Организация предметно-развивающей среды в группе.

В течение года

Открытый просмотр регламентированной деятельности  педагогами ДОУ

Оформление папки-передвижки для родителей

       

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О. Ушаковой, Е. Струниной)

1.Отгадай загадку:

Хвост  с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Время считает.   (Петух)

Почему ты считаешь, что это петух?

Какие еще ты знаешь загадки?

2.О чем говорится в пословице "Волков бояться, в лес не ходить"?

Что означает слово "лес"? как ты его понимаешь? Какие ты знаешь пословицы и поговорки о труде? О дружбе?

3.Подбери пословицу близкую по смыслу "Любопытному на днях прищемили нос в дверях". Как сказать по другому?

Составь свое предложение со словом "нос".

4.О чем говорится в пословице "Май – холодный, год - хлеборобный". Составь свое предложение со словом " холодный".

5.О чем говорится в пословице "Волка бояться и от белки бежать".

Составь свое предложение со словом "бежать".

6.Повтори за мной "Проворонила ворона вороненка". Какие звуки здесь встречаются чаще всего?

Какие ты еще знаешь скороговорки?

7.Закончи пословицу:

"Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет)".

"Февраль мосты строит, а март их …(портит)".

"Труд человека кормит, а что портит? (лень)".

8.Послушай потешку:

Ай, дуду, дуду, дуду!

Потерял мужик дугу.

Шарил, шарил – не нашел,

Сам заплакал и пошел.

И домой он не шел, а … . Как сказать по другому? Настроение у него было              А если бы он нашел дугу, то домой бы не шел, а …

И настроение у него было бы … .

Какие ты знаешь еще потешки?

9.Послушай стихотворение:

Чики – чики – чикалочки,

Едет мужик на палочке,

Жена на тележке –

Щелкает орешки.

Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

Какие ты знаешь небылицы.

10.Какие ты знаешь колыбельные песни?

11.Какие ты знаешь считалки?

12.Придумай небольшой рассказ по пословице "Окончил дело, гуляй смело".

Главной целью диагностики, таким образом, является выявление индивидуальных отклонений в развитии ребенка для правильного подбора коррекционных средств и постановки точных и верных коррекционных задач.

С целью обогащения речи детей наметили следующие задачи:

1). Разучивание с детьми потешек, чистоговорок, скороговорок, потешек с целью приобщения к устному народному творчеству.

2). Использовать беседы после прочтения сказок, загадывание загадок, обыгрывание потешек, драматизация сказок, обыгрывание игровых ситуаций.

        

        Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

                Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивается по следующим критериям:

Высокий уровень. Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации подбирает по два – три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов). Ребенок замечает неточности в небылице ("Так не говорят", "Неправильно"). Правильно определяет значение слова по функции предмета ("Лес – туда ходят за грибами, ягодами") или по родовому понятию ("Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц"). Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ. Умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т.д.

Средний уровень. Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. В речевой ситуации называет по одному слову. Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице. Вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном ("Я был в лесу", "А я знаю где лес есть"). Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно. Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы. Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки. Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр.

Низкий уровень. Ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово. Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу "не" ("Человек от лени болеет, а от труда не болеет"). В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу "не". Не замечает неточность в небылице. Ребенок не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку. Составляет рассказ без учета задания. Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т. д.

 Разработанные  критерии диагностики, дают возможность грамотно осуществлять анализ, выявлять проблемы, производить корректировки, проектировать дальнейшую педагогическую деятельность.

         Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

    Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

    Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию.


             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

Опыт работы «Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Что заботило, радовало и тревожило р...

Роль русского фольклора в развитии речи детей

В данном материале раскрывается роль устного народного творчества в развитии реи детей...

"Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста" (отчет по самообразованию)

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в си...

Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья посвящена роли использования элементов устного народного творчества  в развитии речи  дошкольников....

Консультация для родителей "Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей: «Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговари...

Консультация для родителей на тему «Использование русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей на тему «Использование русского фольклора в развитии речидетей раннего возраста»  Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью...