МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
методическая разработка на тему

Современные дошкольные образовательные организации должны занять свою образовательную нишу, сохраняя при этом самобытность дошкольного детства. Детский сад на селе должен создавать равные условия для полноценного развития ребёнка, обеспечить физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие детей и вместе с тем сохранять свою самобытность, делая приоритетным в развитии ребенка игру и культуру сельского уклада жизни. В связи с этим возникла необходимость обновления содержания образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamaltdinovoy_g.docx55.24 КБ

Предварительный просмотр:

На правах рукописи

КАМАЛТДИНОВА ГУЛЬФИЯ ИЛДУСОВНА

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Направление 050100.68:Педагогическое образование

Профиль :Менеджмент в образовании

Автореферат

диссертации на соискание квалификационной

магистра образования

академической степени

                                                                                                                .

Уфа  2018

Работа выполнена на кафедре педагогики и филологии ИП и СКР

НОУ ВПО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»

Научный руководитель:

Абсалямова А.Г. д. пед.н. профессор

Рецензент:                                          

Гарипов М.И. д.пед.н профессор

Защита состоится 11 декабря 2018 года в 10 часов на заседании Государственной аттестационной комиссии в НОУ ВПО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» по адресу: 450071, г. Уфа, ул. Менделеева, 215/4, аудитория 206

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Академии ВЭГУ.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, открывая творческие возможности создания различных моделей образовательных учреждений, перестраивающих работу всех звеньев. Проблема реформирования и совершенствования содержания образования детского сада достаточно актуальна. Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внес значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольные образовательные учреждения теперь именуются дошкольными образовательными организациями. В соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработан Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольной организации (далее, ФГОС ДО),  в котором одной из главных задач методической направленности – является повышение квалификации педагогических и руководящих работников и их профессионального развития.

Современные дошкольные образовательные организации должны занять свою образовательную нишу, сохраняя при этом самобытность дошкольного детства. Детский сад на селе должен создавать равные условия для полноценного развития ребёнка, обеспечить физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие детей и вместе с тем сохранять свою самобытность, делая приоритетным в развитии ребенка игру и культуру сельского уклада жизни. В связи с этим возникла необходимость обновления содержания образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации.

В педагогической науке накоплены знания о сущности и особенностях организации методического сопровождения в системе образования (Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков). В исследованиях Л.М. Волобуевой, Л.Г. Богославец, Н.В. Микляевой, Л.В. Поздняк рассматривается специфика методической работы в дошкольном образовательном учреждении. По мнению Н.Н. Бояринцевой и др. именно методическое сопровождение воспитателя может являться наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности. Однако организация методического сопровождения воспитателя сельской дошкольной организации в этих работах не рассматривалась [цит.29, с.12].

Таким образом, социальная значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность указанной выше проблемы определили выбор темы диссертации: «Методическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» (на примере сельской дошкольной образовательной организации).

Анализ имеющихся исследований по данной проблеме позволил выявить следующие противоречия между:

  • социальным заказом на методическое сопровождение образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике;
  • необходимостью реализации идей методического сопровождения образовательного процесса в сельской дошкольной организации и недостаточным обоснованием теоретических подходов к их реализации;
  • требованием практики к научно-методическому обеспечению исследования процесса и отсутствием разработанных методических рекомендаций по реализации методического сопровождения и проектирования образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации, с позиций Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольной организации.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать методическое сопровождение образовательного процесса в условиях сельской дошкольной образовательной организации.

Объект исследования: образовательный процесс в условиях сельской дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: методическое сопровождение образовательного процесса в условиях сельской дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследования. Методическое сопровождение образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации будет наиболее эффективным, если:

  • реализуется как процесс целенаправленного выявления, диагностики, поиска путей и обеспечения оптимального разрешения профессионально-педагогических затруднений педагога;
  • ориентировано на формирование профессиональной компетентности педагога, подразумевающей, наряду с прочими умениями, готовность к педагогическому проектированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольной организации;
  • формами данного процесса являются тренинги, консультирование, мастер-классы, повышение квалификации, самообразование;
  • разработаны и внедрены методические рекомендации, определяющие особенности организации и содержание развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях села.

Задачи исследования:

  1. осуществить анализ методического сопровождения образовательного процесса в сельской дошкольной организации и на этой основе определить понятия «методическое сопровождение», «образовательный процесс», «методическое сопровождение образовательного процесса сельской дошкольной образовательной организации»;
  2. проанализировать подходы к организации методического сопровождения с позиций  Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольной организации в условиях сельской дошкольной организации;
  3. разработать методические рекомендации педагогам по реализации Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольной организации образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации;
  4. разработать методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды группы;
  5. обосновать влияние методического сопровождения образовательного процесса на реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольной организации (далее, ФГОС ДО);
  6. выявить эффективные формы методического сопровождения образовательного процесса в условиях сельской дошкольной организации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

  • исследования, определяющие сущность личностно-деятельностного и системного подходов к изучению проблем образования (А.Г. Абсалямова,  В.П. Беспалько, Д.Н. Богоявленский, Ю.А. Конаржевский, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин);
  • концепции личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, О.С. Газман, И.С. Якиманская);
  • работы, раскрывающие сущность и специфику методической деятельности в современных условиях (А.Г. Гогобиридзе, Л.М. Волобуева, Л.В. Поздняк);
  • исследования в области методического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (А.Г. Абсалямова,  К.Ю. Белая, Л.Г. Богославец, А.А. Майер);
  • труды ученых и практиков в области организации образовательного процесса в условиях сельской дошкольной организации (С.А. Вострякова, Р.А. Курбатова, Е.В. Петрова).

Методы исследования.

Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов, включающий:

методы общенаучного уровня: философские – сравнение, обобщение; социологические - анкетирование; математические -статистическая обработка полученных данных, построение гистограмм;

методы конкретно-научного уровня: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, авторских концепций, программ по дошкольному образованию, моделирование; эмпирические – наблюдение, беседа, проект «Ими гордится Аитовская земля ».

Этапы исследования:

I этап - поисково-теоретический (октябрь 2012 – сентябрь 2013 гг.). Была определена тема исследования, осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования. На данном этапе были сформулированы исходные теоретические положения исследования, разработан понятийный аппарат, определена гипотеза и составлена программа исследования. Проанализировано состояние проблемы и выявлены перспективы ее решения в условиях сельской дошкольной образовательной организации. Применялись следующие методы исследования: прогнозирование, контент-анализ документаций дошкольных учреждений, анкетирование педагогов, опрос родителей, наблюдение, беседа.

II этап – опытно-поисковый (ноябрь 2013- апрель 2014 гг.). Была осуществлена проверка гипотезы, конкретизированы цели и задачи преобразующего этапа опытно-поисковой работы, уточнялись и дополнялись основные понятия исследования. На данном этапе были обоснованы эффективные формы и методы реализации проектирования образовательного процесса в условиях сельской дошкольной образовательной организации. Разработаны методические рекомендации по реализации методического сопровождения педагогического проектирования образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольной организации. Применялись следующие методы исследования: анализ результатов  деятельности воспитателя, моделирование развивающей предметно-пространственной среды.

III этап - обобщающий (май-июнь 2014г.). Была завершена опытно-поисковая работа по реализации методического сопровождения проектирования образовательного процесса сельской дошкольной образовательной организации, формулировались теоретические выводы, уточнялись практические рекомендации, анализировались и обобщались результаты опытно-поисковой работы. Оформлены материалы диссертационного исследования. Применялись следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, диагностика, оценка, наблюдение, методы математической статистики, построение гистограмм.

Научная новизна исследования:

  • обоснована эффективность методического сопровождения как условия непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности участников образовательного процесса в сельской дошкольной организации;
  • обоснована и создана развивающая предметно-пространственная среда для реализации образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации среда как комплекс эстетических, психолого-педагогических условий;
  • обосновано содержание системы методического сопровождения в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольной организации.

Теоретическая значимость исследования:

  • теоретически обосновано и раскрыто содержание понятия «методическое сопровождение образовательного процесса в сельской дошкольной организации», под которым мы понимаем процесс, направленный на разрешение актуальных для воспитателя проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов;
  • обосновано, что метод проектирования  качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в дошкольной образовательной организации, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Практическая значимость исследования:

  • разработан практический материал, позволяющий изучить готовность сельского воспитателя организовывать методическое сопровождение образовательного процесса в соответствии с новой образовательной программой;
  • разработаны методические рекомендации по реализацию развивающейпредметно-пространственной среды методического сопровождения и проектирования образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации, с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольной организации;
  • материалы исследования могут быть использованы так же в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ   детский сад «Теремок» села Елбулак-Матвеевка муниципального района  Бижбулякский район Республики Башкортостан и МБДОУ детский сад «Ляйсан» села Аитово муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан. Разными видами исследования были охвачены 2 заведующих, 5 воспитателей, 10 родителей.

        Обоснованность и достоверность исследования обеспечены совокупностью исходных теоретических и методологических положений, длительным характером проведения исследования, применением методов, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследования, обработкой данных методами математической статистики и подтверждением гипотезы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 95 наименований. В приложении представлены: анкеты, модель Развивающей предметно-пространственной среды, карта анализа непосредственно образовательной деятельности, педагогический проект для воспитателей «Ими гордится Аитовская земля», анализ наблюдения прогулки в ДОО методические рекомендации для воспитателей по проведению интегрированных занятий в ДОО и по организации детей на прогулке.

На защиту выносятся следующие положения:

1.В условиях сельской дошкольной организации методическое сопровождение образовательного процесса можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической деятельности. Методическое сопровождение образовательного процесса сельской ДОО – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи воспитателю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.

2. Образовательный процесс в сельской дошкольной образовательной организации представляет собой целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых, и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя. В данном исследовании образовательный процесс строится с учетом интеграции содержания дошкольного образования и основывается на комплексно-тематическом принципе построения.

3. Характер развивающей предметно-пространственной среды дошкольной группы основан на методических рекомендациях Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования и соответствует методическому сопровождению образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации.

4. В условиях современной социальной среды села педагогическое метод проектирования рассматривается как форма современного управления организацией, ориентированная на развитие педагогической системы и решение конкретных образовательных проблем с учетом образовательной среды сельской ДОО.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснованы актуальность и выбор темы диссертационного исследования, определены объект, предмет, цели, задачи и сформулирована гипотеза исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В главе I«Теоретико-методологические основы методического сопровождения образовательного процесса в  дошкольной образовательной организации» раскрыты теоретические основы организации методического сопровождения образовательного процесса в условиях сельской дошкольной образовательной организации, раскрыто содержание понятий «образовательный процесс», «методическая работа», «проектирование» в психолого-педагогической литературе. Проанализированы современные подходы к организации методического сопровождения образовательного процесса в сельской ДОО, представлено проектирование образовательного процесса в условиях сельской ДОО.

В первом параграфе «Проблемы организации методического сопровождения образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации», рассмотрена проблемная ситуация сельского дошкольного образования – заинтересованностью сельской семьи в получении доступного и квалифицированного образования детей, способного обеспечить их дальнейшее профессиональное и индивидуальное развитие в качественно новых социально-экономических условиях. И важнейшим социальным институтом, призванным обеспечить социализацию личности ребенка в сельской местности выступает именно сельский детский сад, где важная и системообразующая роль принадлежит педагогическому коллективу.

Раскрыто понятие «методическая работа». Исследованием понятия «методическая работа» занимались такие ученые как: А.Г. Абсалямовой, М.М. Поташник, К.Ю. Белая, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Э.М. Шевченко.

Вопросами методической работы в ДОО занимались А.Г. Абсалямова, А.И. Васильева, Л.М. Волобуева, В.П. Дуброва.

По определению А.Г. Абсалямовой методическая работа в многонациональных ДОО – это «…система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога в сфере мультикультурного образования».

Так, по мнению А.И. Васильевой методическая работа в ДОО – это «…комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, повышение научно-творческого уровня и методической квалификации воспитателей».  

Л.М. Волобуева определяет методическую работу в ДОО, как «…часть системы непрерывного образования воспитателей, ориентированную на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду».  

По мнению В.П. Дубровой «…методическая работа в ДОО – это изучение опыта, стиля и методики работы воспитателя, на оказание ему методической помощи силами воспитателей дошкольных организаций или опытных методистов».  

Проанализировав понятие «методическая работа в ДОО» был сделан вывод о том, что методическая работа – это процесс обучения воспитателей; часть системы непрерывного образования воспитателей; изучение методики работы воспитателя. Все исследователи едины в том, что методическая работа в ДОО – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Таким образом, методическая работа сельской ДОО – это неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров, система повышения их профессиональной квалификации.

В данном параграфе определена цель методической работы сельской ДОО.

По мнению И.В. Клемешова и А.И. Тебякина целью методической работы сельской ДОО является обеспечение качества образования и развития системы непрерывного образования педагогических кадров образовательной организации.

Рассмотрены принципы организации методической работы образовательного процесса сельской ДОО:

- принцип актуальности, единства теории и практики;

- принцип научности;

- принцип системности и комплексности;

- принцип направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности;

- принцип создания благоприятных условий работы;

- принцип оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода;

- принцип постоянного самообразования педагогов;

- принцип креативности (Л.И. Ильенко).

Такие ученые, как В.И. Зверев, Е.А. Михалычев, З.С. Николаева, Л.В. Поздняк, В.П. Симонов, Е.Е. Смирнов, Т.И. Шамова, Н.А. Виноградова выделяют направления методической работы:

1. Управление поддержанием стабильного уровня целостного образовательного процесса;

2. Управление развитием педагогического коллектива, воспитателей и детей.

Реализация первого направления в сельской ДОО обеспечивает использование имеющегося образовательного потенциала учреждения, а второго – наращивание этого потенциала и повышение эффективности его использования.

П.И. Третьяков в своих исследованиях выделяет следующие функции методической работы в сельской ДОО:

- информационно-аналитическая;

- мотивационно-целевая;

- планово-прогностическая;

- организационно-исполнительская;

- контрольно-диагностическая;

- регулятивно-коррекционная.

Во втором параграфе «Анализ современных подходов к организации методического сопровождения образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации» рассматриваются особенности организации методического сопровождения образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации на основе определенных подходов к образованию детей, которые определяют ведущие принципы, пути и средства реализации образовательной работы в процессе совместной деятельности педагога и ребенка.

Определены следующие подходы организации методического сопровождения образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации:

         1. Интегрированный подход  (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, М.В. Лазарева, О.С. Ушакова, Р.М. Чумичева).

Интегрированный подход к дошкольному образованию заключается:

- в реализации как приоритетных целей и задач воспитания и развития личности на основе формирования целостных представлений об окружающем мире;

- осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития;

- усилении связей компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов (внутривидовая интеграция);

- взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция);

- синтезе видов детской деятельности;

- внедрении интегрированных форм организации обучения: интегрированных занятий, циклов занятий, тематических дней, имеющих сложную структуру.

2. Личностный подход (Р.И. Жуковская, Я.И. Ковальчук, М.Д. Маханева, Н.П. Сакулина).

Относительно методического сопровождения сельской ДОО личностный подход рассматривается, как:

- наполненность содержания обучения жизненно важным познавательным материалом, познавательными задачами, стремление решить которые побуждает узнать что-то новое;

- конгруэнтность личности педагога, способность вести себя соответственно своим чувствам и мыслям, проявлять свое истинное «я», быть таким, какой он есть, что снимает состояние напряжения и психологической защиты у детей, позволяет ему быть самим собой и полностью реализовать свои возможности;

- принятие и понимание ребенка, безусловно, положительное отношение к нему, ведущее к созданию благоприятного психологического климата;

- опора на самоактуализацию личности, побуждение к выявлению и проявлению в процессе обучения ее внутреннего потенциала, личностному росту.

3. Гносеологический подход (Аристотель, Сократ, Платон).

В методическом сопровождении гносеологический подход характеризуется следующими чертами:

- формирование целостных представлений (целостной картины мира);

- ценностное отношение к миру и основы мировоззрения формируются посредством освоения взаимосвязанных знаний об окружающей жизни;

- формирование целостных представлений о предметах и явлениях окружающего мира более успешно происходит в процессе усвоения наглядно представленных логических связей между предметами, объектами и их частями;

- необходимость проверки качества знаний посредством их закрепления и применения в методическо-познавательной деятельности;

- использование поисковых методов в методической деятельности как способа усвоения знаний.

4. Технологический подход заключаются:

- в анализе и отборе личностно-ориентированного содержания;

- диагностике образовательной ситуации; учете психических особенностей обучающихся;

- учете психических особенностей педагога;

- постановке задачи, связанной с личностным развитием ребенка;

- отборе средств, основанных на диалогическом взаимодействии педагога и ребенка, обмене смыслами;

- включении обучающихся в конструирование своего образования, своей деятельности;

- создании культурной среды.

5. Культурологический подход к методическому сопровождению проявляется:

- в формировании основ ценностного отношения ребенка к окружающему миру, самому себе;

- овладении элементарными культуросообразными способами деятельности;

- формировании межличностных отношении, соответствующих нормам культуры общения со взрослыми и другими детьми.

6. Аксиологический подход к методическому сопровождению образовательного процесса в сельской ДОО отражает формирование ценностного отношения к окружающему миру, основанного на понимании целостной картины мира, и предполагает осмысление, познание и конструирование целостного образа окружающего мира на основании ценностей;приобщение к целостной системе ценностей с целью выработки ценности-отношения, ценности-нормы (к окружающим людям, к себе, разным видам деятельности, произведениям искусства, труду взрослых), ценности-качества (доброжелательность, сочувствие, дисциплинированность).

7. Деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

С точки деятельностногоподхода методическое сопровождение образовательного процесса в сельской ДОО заключается в проявлении следующих признаков: основной акцент делается на организацию разнообразных видов деятельности детей; воспитатель выступает как организатор образовательного процесса, а не только как транслятор определенной суммы знаний; познавательный материал используется как средство освоения деятельности, а не как цель обучения.

В третьем параграфе «Характеристика методического сопровождения образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации» дается характеристика  методического сопровождения образовательного процесса четырех сельских образовательных организаций: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №253», МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 182», МАДОУ «Улыбка»,  МАДОУ «Одуванчик».

Анализируя методическую работу вышеперечисленных дошкольных организаций сделан вывод о том, что детские сады, которые находятся ближе городу и в сельских районных центрах, более активнее занимаются инновациями, создают, внедряют и используют новые эффективные технологии в своей образовательной деятельности. Инновационные работы педагогов представляются на районных, городских, республиканских семинарах и конференциях, публикуются в газетах, электронных сайтах Интернета, тем самым повышают свое педагогическое мастерство и самообразование.

В главе  II «Опыт организации методического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» проведена проверка выдвинутой нами гипотезы.

В первом параграфе второй главы «Анализ методического сопровождения образовательного процесса на базе МБДОУ детский сад «Теремок» села Елбулак-Матвеевка» дается анализ методического сопровождения МБДОУ   детский сад «Теремок» села Елбулак-Матвеевка муниципального района  Бижбулякский район Республики Башкортостан и МБДОУ детский сад «Ляйсан» села Аитово муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, где непосредственно и проводилась опытно-поисковая работа.

Во втором параграфе «Содержание и формы обеспечения методического сопровождения образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования» представлена содержание и структура методического сопровождения в сельской ДОО  в условиях введения ФГОС дошкольного образования (рис.1)

Детально раскрыты формы организации методического сопровождения образовательного процесса в сельской ДОО, которые проводились с педагогами.

Программа повышения квалификации в рамках ДОО:

- система требований ФГОС ДО;

- основная образовательная программа (Программа);

- образовательные области;

- развивающая предметно-пространственная среда (РППС);

- целевые ориентиры дошкольного образования;

- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин);

- мастер-классы;

- консультирование;

- круглые столы;

- методические рекомендации.

Раскрыто одно из занятий, проведенных в рамках повышения квалификации педагогов в условиях ДОО на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)».

На заключительном этапе занятия была организована совместная деятельность по проектированию развивающей предметно-пространственной среды ДОО, в результате чего была разработана модель групповых помещений, соответствующая требованиям ФГОС.

Разработанная система методического сопровождения была ориентирована на практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, повышение научно-творческого уровня и методической квалификации воспитателей в общем и подготовку к реализации требований ФГОС в системе дошкольного образования в частности. В ходе апробации разработанной системы были использованы различные формы организации образовательной деятельности педагогов, среди которых мастер-классы, консультирование, работа методического кабинета, самообразование, повышение квалификации по актуальным вопросам модернизации дошкольного образования. Анализу эффективности организованных мероприятий и динамики профессиональной подготовки педагогов в данной сфере посвящен следующий параграф.

Третий параграф второй главы «Анализ результатов исследования методического сопровождения образовательного процесса в сельской дошкольной образовательной организации» посвящен анализу эффективности организованных мероприятий и динамики профессиональной подготовки педагогов.

 В организационном плане экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.


Таблица 1. Программа экспериментальной работы

Этап

Задачи

Диагностические методики

1

констатирующий

        изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов при изучении ФГОС ДО

        анкета «Методический кабинет»;

        анкета определения интереса и мотивации педагогического проектирования;

        анкета «Готовность к введению ФГОС»

        анкета для родителей «Новые стандарты в ДОО»

2

формирующий

        разработка системы методического сопровождения образовательного процесса ДО;

        организация ряда педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о ФГОС ДО, формирование компетенций, связанных с его реализации

3

контрольный

        определение динамики формирования соответствующих знаний и компетенций педагогов в области ФГОС ДО

        анкета «ФГОС дошкольного образования»

В исследовании были охвачены 2 заведующих, 5 воспитателей, 10 родителей.

На этапе констатирующего эксперимента был использован ряд диагностических методик:

- анкета «Методический кабинет»;

- анкета определения интереса и мотивации педагогического проектирования;

- анкета «Готовность к введению ФГОС»;

- анкета для родителей «Новые стандарты в ДОО».

Проанализировав результаты проведенной анкеты «Методический кабинет» был сделан вывод, что педагоги в большинстве своем понимают назначение методического кабинета как центра педагогической информации. Вместе с тем, он выступает и как личный кабинет старшего воспитателя. Педагогам удобнее работать с литературой в группе, они не рассматривают кабинет как рабочее место для самообразования или профессионального общения с коллегами. Однако воспитатели отмечают систематизированность имеющейся в кабинете литературы, удобства работы с ней при наличии неудовлетворенности представленности отдельных разделов, а частности касающихся ФГОС, работы с родителями и др. Также педагоги выразили заинтересованность в изменении организации работы кабинета. Все это позволяет констатировать, что методический кабинет в исследуемых дошкольных образовательных организациях не является центром методического сопровождения, удовлетворяющим запросы педагогических работников.

В анкете определения интереса и мотивации педагогического проектирования, педагоги отмечают, что занимаются планированием педагогической деятельности, отчасти прогнозированием, моделированием и конструированием; большинство из них испытывает потребность в педагогическом проектировании и имеют представления о данной деятельности; у них отмечен интерес к созданию нового; однако все продемонстрировали выраженность потребности в овладении теоретическими основами и практическими умениями в данной области.

Изучение полученных данных анкеты «Готовность к введению ФГОС» позволил сделать следующий ряд выводов. Среди ответов превалирует позиция «затрудняюсь ответить», что говорит о некоей неуверенности педагогов в том, насколько они знакомы со стандартом, насколько образовательная организация готова к их введению и в чем состоит их непосредственная роль в подготовке к данному процессу. В целом педагоги недостаточно информированы о Стандарте, его содержании. Педагоги указывают на то, что отсутствуют программы, планы и другая литература по ФГОС; выразили заинтересованность в прохождении курсов повышения квалификации, в обеспечении соответствующей литературой, в участии в консультациях, мастер-классах и деловых играх.

Проанализировав результаты анкетирования родителей «Новые стандарты в ДОО» и побеседовав с родителями, был сделан вывод о том, что родители не знакомы с текстом стандарта. Они владеют информацией не в полной мере и трактуют ее в некоторых случаях  некорректно. С нововведениями, обусловленными стандартом, они знакомятся, непосредственно воспринимая изменения детской среды, отвечающей требованиям ФГОС. Они осведомлены о зонах в группе детского сада. Но родители не имеют представлений о тексте краткой аннотации образовательной программы, которая разрабатывается специально для них, благодаря которой они могут владеть информацией о содержании образования. У них отсутствуют четкие представления о проводимой педагогической диагностике в детском саду и об условиях ее организации.связи с выявлением низкого уровеня осведомленности родителей в области содержания и реализации ФГОС  говорит о необходимости организации педагогического просвещения по ряду ключевых вопросов, в т.ч. касающихся сотрудничества семьи и ДОУ, планируемых результатов освоения ООП.

На этапе контрольного эксперимента с целью определения эффективности формирующего воздействия было проведено тестирование «ФГОС дошкольного образования», включавшее ответы закрытого и открытого типов.

Целью проведения данного анкетирования состоял в определении уровня владения основами знаний и понимания содержания ФГОС, а именно

        сущности и структуры ФГОС ДО как нормативного документа;

        базовых понятий, заложенных в Стандарте: «Организация», «Программа», «инклюзивное образование», «Группа комбинированной направленности», «Требования к результатам освоения программы», «целевые ориентиры дошкольного образования», «образовательные области»;

        принципиальных изменений в системе дошкольного образования, обусловленных введением Стандарта.

Были определены следующие уровни владения основами знаний и понимания содержания ФГОС:

        низкий – менее 50 %;

        средний (достаточный) – 51 – 70 %;

        высокий (повышенный) – 71 – 100 %.

Результаты исследования говорят о достижении практически всеми испытуемыми среднего, или достаточного, уровня. Прокомментируем результаты тестирования.

У испытуемых не возникло трудностей с определением категорий воспитанников, имеющих право получения дошкольного образования в Организациях; с выделением образовательных областей в системе дошкольного образования; с определением понятия «Группа комбинированной направленности».

Однако в некоторых аспектах ФГОС, как помогло выяснить исследование, педагоги ориентируются недостаточно уверенно. Среди представленных для выбора требований, составляющих содержание ФГОС, испытуемые чаще называли «требования к результатам освоения Программы». Также среди ответов были «требования к организации образовательного процесса», никем из педагогов не выбран ответ «требования к условиям реализации программы», что говорит о недостаточном изучении данного раздела ФГОС или об отсутствии представлений о нем.

В анкете требовалось раскрыть понятие «развивающая предметно-пространственная среда». Ее важными особенностями являются наличие полифункциональной мебели-трансформера, воздействие на воображение и любознательность, обеспечение возможности заниматься поисково-исследовательской деятельностью. Однако, наряду с этими позициями, испытуемые среди ответов выбрали и такие, как «организация детского сада по типу школы», «наличие зон по учебным предметам», а также не смогли перечислить требования к среде, из чего мы делаем вывод о недостаточном понимании ими развивающего характера среды и ее зональности.

Педагоги верно определили понятие «целевые ориентиры дошкольного образования», но несмотря на это, как выяснилось, недостаточно понимают их назначение, а также причины, которыми обусловлено их выделение. Среди их ответов прозвучало, что целевые ориентиры служат основой не только для разработки Программы, изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, но и аттестации педагогических кадров, распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации, что является существенной ошибкой и свидетельствует о недостаточном владении данным понятием.

Проведенный комплекс диагностических процедур позволяет утверждать, что реализованная система методического сопровождения оказала существенное влияние на положительную динамику в области профессиональных знаний и компетенций педагогов относительно ФГОС дошкольного образования, что свидетельствует о достижении цели исследования и подтверждении выдвинутой гипотезы.

В заключении излагаются основные выводы исследования.

В приложенияхпредставлены: анкеты, модель РППС, карта анализа непосредственно образовательной деятельности, педагогический проект для воспитателей «Ими гордится Аитовская земля», анализ наблюдения прогулки в ДОО методические рекомендации для воспитателей по проведению интегрированных занятий в ДОО и по организации детей на прогулке.

Выводы:

1. Анализ понятий «методическая работа», «методическое сопровождение образовательного процесса в сельской дошкольной организации», позволил нам сделать вывод, что методическая работа – это деятельность, направленная на успешную организацию образовательного процесса в ДОО. Методическое сопровождение образовательного процесса в сельской дошкольной организации – это процесс, направленный на разрешение актуальных для воспитателя проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов. Конкретизировано понятие «образовательный процесс», которое определяется нами как особый преобразовательный вид профессиональной деятельности, имеющий целью создание и реализацию педагогических замыслов, направленных на совершенствование педагогических объектов.

На основе анализа вышеуказанных понятий методическое сопровождение образовательного процесса в сельской дошкольной организации – это неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации. Следовательно, методическое сопровождение сельского дошкольного образовательного учреждения немыслимо без обоснования подходов. В данном исследовании под подходом мы понимаем, особую форму познавательной и практической деятельности, позволяющую рассмотреть педагогические явления под определенным углом зрения. Рассмотрев и проанализировав интегрированный, личностный, гносеологический, технологический, культурологический, аксиологический, деятельностный подходы, мы считаем, что интегрированный подход призван обеспечить необходимые условия для оптимальных результатов методической деятельности сельской ДОО. Эффективно организованная работа в сельской ДОО является важным условием повышения качества дошкольного образования в сельской ДОО.

2. Методическое сопровождение в рамках обеспечения условий в дошкольной организации для введения ФГОС включало ряд мероприятий, среди которых особое место занимало повышение квалификации педагогов, организованное на базе детского сада. Среди наиболее значимых вопросов, входящих в содержание программы курсов, были система требований ФГОС ДО, основная образовательная программа, развивающая предметно-пространственная среда, целевые ориентиры дошкольного образования, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин), проблемы реализации ФГОС в условиях села и пути решения и др.

Проведенные диагностические процедуры на этапе контрольного эксперимента (анкета «ФГОС дошкольного образования») позволяют утверждать, что реализованная система методического сопровождения оказала существенное влияние на положительную динамику в области профессиональных знаний и компетенций педагогов относительно ФГОС, что свидетельствует о достижении цели исследования и подтверждении выдвинутой гипотезы.

Основные положения магистерской диссертации отражены в следующих публикациях:

  1. Камалтдинова, Г.И. Проектирование как инновационный метод обучения воспитанников. [Текст] / Г.И. Камалтдинова:  Новые педагогические технологии. Материалы III Международной научно-педагогической конференции (12.09.2011).-М: изд. «Спутник+», 2011. – С. 9-11.
  2. Камалтдинова, Г.И. Педагогическое проектирование в дошкольном образовательном учреждении как инновационная деятельность. [Текст] / Г.И. Камалтдинова: Актуальные проблемы педагогики и психологии детства. Сборник научных материалов III Всероссийской научно-педагогической конференции. Ч1.г.Новокузнецк. –2017г.– С. 263-267.
  3. Камалтдинова, Г.И. Проблемы проектирования в сопровождении инклюзивного образования. [Текст] / Г.И. Камалтдинова: Инклюзивное образование: генезис, проблемы внедрения и перспективы. Сборник научных статей. Чуваш.гос.пед.ун-т //отв. редактор Г.П. Захарова –Чебоксары: Чуваш.гос. пед.ун-т,2013. – С.57-60.

Подписано в печать 09.12.14 г. Формат  60х84 1/16.

 Бумага офсетная. Печать лазерная. Тираж 10 экз. Заказ 116.

Гарнитура «TimesNewRoman». Отпечатано в типографии

«ПЕЧАТНЫЙ ДОМЪ» ИП ВЕРКО.

Объем 1п.л. Уфа,  Карла Маркса 12 корп. 5,

 т/ф: 27-27-600,  27-29-123


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

повышение профессиональной компетентности педагогов, обучение педагогов проектной деятельности...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляются принципиально новые требования к организации педагогического процесса ...

Круглый стол "МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

это  повышение профессиональной компетентности педагогов, обучение педагогов проектной деятельности, внедрение в педагогический процесс ГБОУ Школа №1161 СП №6 технологии проекта...

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...

Статья на тему:"Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО"

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.И...

СПРАВКА об участии в заседании Центра методического сопровождения физического развития воспитанников дошкольных образовательных организаций Городского округа Пушкинский

СПРАВКА об участии в заседании Центра методического сопровождения физического развития воспитанников дошкольных образовательных организаций Городского округа Пушкинский...