Главные вкладки

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ Хафизовой Алсу Рафисовны на 2019-2023 г.г.
    материал на тему

    ХАФИЗОВА АЛСУ РАФИСОВНА

    Тема самообразования: «Игра, как метод математического развития дошкольников»

     

    1. Актуальность темы и ее обоснованность.

     Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать

    Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

    Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

    Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

    Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

    Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

    Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

    В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить эффективность  формирования элементарных математических представлений и качество развития познавательных способностей и мышления посредством использования развивающих дидактических игр.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ya_samoobrazovanie_2019-2023.docx29.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня

    воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

    «Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ

     Хафизовой Алсу Рафисовны

    на 2019-2023 г.г.

    Тема самообразования: «Игра, как метод математического развития дошкольников»

    «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский

    1. Актуальность темы и ее обоснованность.

     Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать

    Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

    Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

    Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

    Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

    Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

    Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

    В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить эффективность  формирования элементарных математических представлений и качество развития познавательных способностей и мышления посредством использования развивающих дидактических игр.

    2. Цель:

    1. Изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

    2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

    Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

    3. Обобщить педагогический опыт работы по теме «Игра, как метод математического развития дошкольников»

    3. Задачи:        

    1. Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.

    2.Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей подготовительной группы.

    3.Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

    4.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

    5.Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

    4. Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

    Блок «Родители». У родителей повышается потребность в активном участии в процессе подготовки детей к школе, формировании у них познавательных процессов и способностей, развитии и поддержке интеллектуальной активности, что помогает формированию и повышению уровня компетенции родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

    Блок «Педагог». Повышение уровня использования мною современных технологий и дидактических игр по формированию элементарных математических представлений и развитию логического мышления  в различных видах образовательной деятельности.

    Блок « Дети». В процессе реализации разработанной программы происходит всестороннее развитие личности ребенка, его кругозора, интеллекта, личностных качеств, формирование предпосылок универсальных учебных действий и подготовка к школе с учетом возрастных особенностей.

    Ставятся и решаются следующие задачи:

    1. Развитие коммуникативных способностей детей (умение слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль и суждения в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе).
    2. Формирование и развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, включающих в себя развитие умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности)
    3. Формирование основных групп знаний по математике (представления о числе и количестве, о величине, о форме, о пространственных и временных ориентирах).

    5. Механизм реализации:

    - сроки 5 лет

    - блоки.

    Подготовительный этап.

    - Создание условий для развития когнетивных и практических способностей дошкольников.

    Теоретический этап.

    - Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

    Аналитико-диагностический:

    - проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);

    - задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);

    - перспективные планы (технологическая карта).

    План работы над темой самообразования.

    Блоки

    Мероприятия

    Сроки проведения

    Отметка о выполнении

    2019-2020 учебный год

    1

    Теоретический

    1. Изучение нормативных документов:

    - Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

    - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ14 ноября 2013 г. № 30384)

    - Комплексный  план формирования  и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 -2012 годы  и на плановый период  до2020 года;

    - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

    2. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме:

    - Игровые технологии развития школьно-значимых функций у дошкольников / Шаехова Р.К., 2006

    - Обучение математике детей дошкольного возраста с ОНР: метод. пособие / Калинченко А.В., 2005

    - Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7) Е. Е. Крашенинников, Холодова О.Л., 2016

    - Знакомство с математикой: метод. пособие для педагогов / Ерофеева Т.И., 2006

    - Развитие творческого мышления. Работаем по сказке О. А. Шиян, 2016

    В течение учебного года

    2020-2021 учебный год

    2.

    Разработка программно – методического обеспечения образовательного процесса

    1.Составление перспективного плана по образовательной области «Познавательное развитие», включающее в себя занятия по формированию элементарных математических представлений, плана организованной образовательной деятельности в режимных моментах,  включающий в себя инновационные технологии и дидактические игры. Разработка программы дополнительного образования по предшкольной подготовке «Начальный курс математики и логики - Заниматика».

    2. Разработка диагностических карт для мониторинга по познавательному развитию.

    3. Разработка анкет для родителей.

    4. Разработка и изготовление дидактического и демонстрационного материала, игровых технологий и пособий.

    5. Составление  картотеки дидактических развивающих игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений и формирования логического мышления  у детей дошкольного возраста

    6. Разработка и создание интерактивных игр – тренажеров по формированию элементарных математических представлений,  развитию познавательных процессов. Оформление электронной картотеки.

    2021-2022 учебный год

    3.

    Практический:

    1. Работа с детьми

    Практическая работа с детьми по разработанной программе  формирования элементарных математических представлений.

    Участие  воспитанников  в конкурсах различного уровня.

    В течение учебного года

    2. Работа с родителями

    Доклад «Игра, как метод математического развития дошкольников»

    Анкетирование родителей по теме: «Познавательные способности вашего ребенка».

    Консультация для родителей «Несколько основных правил для родителей при подготовке детей к школе»

    Проведение открытых мероприятий, круглого стола для родителей по вопросам психологической и интеллектуальной готовности к школе.

     Рекомендации родителям. Закрепление дома освоенных игр.

    Показ открытого занятия по математике.

    3. Работа с педагогами

    1. Посещение ООД по проблеме

    2. Участие в семинарах – практикумах.

    3. Показ открытого ООД по проблеме

    4

    Диагности-

    ческий блок

    Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

    Октябрь

    Май

    5

    Аналитический блок

    Обоснованность уровня освоения программы

    Октябрь

    Май

    2022-2023 учебный год

    6

    Обобщение опыта

    1.Обучение на курсах повышения квалификации

    2. Работа на альтернативном сайте nsportal.ru.

    3. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

    4. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

    5.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.

    2021 г.

    В течение учебного года

    2023-2024 учебный год

    7

    Подведение итогов самообразования

    Подготовка к прохождению аттестации.

    1.Изучение нормативных документов по аттестации

    2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

    3.Подготовка к проведению и видео съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

    4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

    сентябрь - декабрь


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» г. Бавлы

    Непосредственная образовательная деятельность подготовительной группыТема «Снова горе у Федоры»Подготовила и провелавоспитатель Л. В. Богатая2013 годФевраль...

    Положение о паспортизации групп и кабинетов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 28 комбинированного вида

    Паспортизация – это форма контроля администрации дошкольного образовательного учреждения оптимальной предметно-развивающей среды, дидактического обеспечения реализации «Образовательной программы ДОУ»....

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 368 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» на межаттестационный период 2016-2021

    Самообразование  педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями саморазвития могут быть:- изучение информационных источников по теме самообразования- участие ...

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 368 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» на межаттестационный период 2016-2021

    Самообразование- это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных умений и навыков в свете ...

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» комбинированного вида п. г. т. Уруссу Ютазинского муципального района РТ Из опыта работы воспитателя Маркеловой Татьяны Николаевны по теме:

    Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования ег...

    ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад № 28 комбинированного вида» на 2017-2020 годы Открытость. Качество. Устойчивое развитие.

    Обеспечение высокого качества образования в МБДОУ «Детский сад № 28» в соответствии с меняющимися запросами участников образовательных отношений и перспективными задачами российского общес...

    «ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА )»

    laquo;ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯДЕТСКОГО САДА № 13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА )»...