Консультация для педагогов на педсовете «Семейное воспитание – первая ступень патриотического воспитания детей»
консультация на тему

Губина Надежда Ивановна

Сообщение на педагогическом совете на тему "Семейное воспитание - первая ступень патриотического воспитания детей". Роль семьи в патриотическом воспитании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Семейное воспитание  - первая ступень патриотического воспитания»

Я долго думала, с чего начать свое выступление, и решила, что начну его с легенды. В романе Чингиза Айтматова «И больше века длится день» есть легенда о манкурте, в которой сын пронзает стрелой свою мать. Кто же такие манкурты?                                                                                                                                       По преданию, в  местах развития действия романа, в Казахстане, в древности проживало  племя жестоких людей, которые с помощью изощренной пытки превращали пленных людей в манкуртов, бездушных рабов, полностью потерявших память. Для создания идеальных рабов, на голову человека, который полностью обездвижен, надевали кусок свежевыделанной кожи верблюда, называемый шири, и помещали его на открытое пространство в степи. Под палящим солнцем шири высыхало, сдавливало голову пленного, как стальной обруч, и человек был обречен либо на смерть, либо на потерю рассудка. Выживший манкурт ничего не помнил ни о себе, ни о своем прошлом и признавал, как верная собака, одного хозяина, выполняя  для него тягостную, грязную работу, даже не мысля о побеге.                                                  Про таких людей на Руси говорили «Иван, не помнящий родства».                       Иван, не помнящий родства – чисто русское выражение, уходящее корнями в нашу историю. Означает оно человека, не помнящего и не блюдущего традиций, не уважающего обычаи предков, отрекшегося от своего окружения.                                                                                                                            В жизни нашей страны за последние годы поменялось очень много, изменилось отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Существенно изменились и наши дети за последние десять лет колоссальной «перестройки» жизни всей страны. В работах современных учёных Платохиной Н. А., Дудниковой С. А.(кандидат педагогических наук г. Ростов на-Дону),  А. С. Малютиной Е. В. (кандидат педагогических наук г. Челябинск) и других прослеживается, что у большинства детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной при остановке патриотического воспитания.                                          Для нас важно, чтобы подрастающее поколение могло нас защитить от недругов. Для этого надо в их сознание вложить понятие родства. Отталкиваясь от него, идти к понятию Родина. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг возрождения России  к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых большое значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие Родина включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает уже в детстве, когда закладываются основы целостного отношения к окружающему миру. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он напрямую связан с духовностью человека, и её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет в ребенке пробудить чувства любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовная самоопределение.                                                          Все мы родом из детства, и все мы родом из своей семьи. Многие навыки, привычки, человек получает от окружения своих близких, своей семьи. В семье закладывается наша личность, наше будущее, будущие традиции наших семей, будущее наших детей, формируются чувства. Одним из главных и социально значимых является  чувство патриотизма.                             Роль семьи, семейных традиций неоспоримо в процессе формирования чувства патриотизма. Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким ему людям — родителям, близким родственникам. Родной дом — сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе, как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям, к народной культуре. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица,  на которой стоит его дом — все это включается в представлении ребенка о родном доме, о своей «изначальной Родине». Постепенно эти представления расширяются. Родина ассоциируется не только с домом и улицей, но с родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю, к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Совершенно точно можно сказать, что любовь к Родине зарождается уже в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается детской восприимчивостью и впечатлительностью. Общаясь с ровесниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества.  С точки зрения патриотического воспитания необходимо формировать у детей бережное отношение к обычаям и традициям народа, воспитание любви к малой Родине, к своим родным местам. К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств:  доброты, справедливости, внимательного отношения к своей семье, к самым близким людям:  матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко,  пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Все задачи дошкольного воспитания, которые поставлены перед нами, важны и актуальны, от решения ни одной из них отказаться нельзя, но приоритетной в дошкольном возрасте являются задачи воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, детскому саду, родной речи, к родному городу и краю. Патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности детей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.                                                                                            Развитие любви и привязанности к родному дому, городу, краю, окружающей природе служит первой ступенью гражданского воспитания детей дошкольного возраста. Наша задача — помочь детям увидеть удивительный край, в котором они живут, познакомить с прошлым и заглянуть в будущее, где им предстоит жить полноправными гражданами России. Мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее.

Рекомендуемая литература.                                                                                                      1. Платохина Н. А., Дудникова С. А., Самарина И. В. Социальная ситуация как условия воспитания патриотического отношения к родине у детей дошкольного возраста / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2016. — № 8. — С. 110–115. 2. 2.Малютина Е. В. Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме / В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы II Международной научной конференции. — 2012. — С. 66–69. 3.                      3.Платохина Н. А. Научно-методическое сопровождение процесса развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края//Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2010. — № 2. — С. 67–72.  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48»

Сообщение на педагогическом совете на тему

«Семейное воспитание – первая ступень патриотического воспитания детей»

                                       

                                                                 Подготовил  воспитатель                                                                          

                                                                 высшей квалификационной категории

                                                                  Губина Н.И.

Рязань 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей"

Консультация для педагогов "Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей"...

Консультация для педагогов "Семейное воспитание - первая ступень патриотического воспитания дошкольника"

Высказывание Ф. Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи» как нельзя лучше характеризует семью, ее важнейшую функцию – воспитание и развитие детей. Семья является ячейкой обще...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: « Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста ».

Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей  дошкольного возраста...

Статья "Семейное воспитание - первая ступень патриотического воспитания"

Статья создана для родителей . В статье раскрыла понятие, что такое патриотизм. Огромное внимание родителей обратила на то,  с чего начинается патриотическое воспитание. Роль семьи, семейных трад...

Семейное воспитание - первая ступень патриотического воспитания дошкольника

Семья является ячейкой общества, в семье происходит социализация подрастающего поколения. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становитс...

Консультация для педагогов на тему: «Познавательно – исследовательские проекты по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ...