Консультация для педагогов на тему: «Познавательно – исследовательские проекты по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
материал

Скворцова Светлана Владимировна

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Покровская СОШ» дошкольное отделение

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

на тему: «Познавательно – исследовательские проекты

по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Скворцова Светлана Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Дата проведения: февраль 2024 г.

     Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вам прослушать консультацию на тему: «Познавательно-исследовательские проекты по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».

         В связи с происходящими изменениями в жизни общества в современных условиях, патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

        Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства.

       Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

       Сохраняя традиции своего народа, знакомя детей с обычаями других народов, мы расширяем социальный кругозор ребенка, гармонично развиваем его личность.

     Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

       Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым.

        Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

           Под проектом понимается – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, нужно уделять внимание и продумывать организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.

       Проект позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

       Проектная деятельность по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста может состоят из следующих тематических блоков:

В тематический блок «Моя семья. Мой дом» можно включить следующие проекты: «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи».                                                                                                                                            

        В блок «Детский сад»: такие проекты как «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья - детский сад, родителя и я», «Неделя игры и игрушки».                                                                                                        

           В блок «Моя малая Родина» такие проекты, как «С чего начинается Родина?», «Моя малая Родина – город Руза село Покровское».

Блок «Армия России»: проекты «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День Победы», «Весна Победы», «Наша армия родная», «На границе».

         Проекты, относящиеся к государственно и международным праздникам такие как: «Новый год», «Масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Организация проектной деятельности происходит с учётом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей.                                                                     

Требование к проекту:

 Наличие проблемы – исследовательской, информационной, практической.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности вида продукта и формы презентации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

Продолжительность проектов:

краткосрочные (от одного дня -до 1-2 недель);

среднесрочные (от 2 недель- до 1 месяца);

и долгосрочные (от 1 месяца- до полугода и дольше).

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен презентацией.

Таким образом, проект – это: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация и его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы.

          Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умение и навыков.

         Обычно проект состоит из трёх основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

          Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости, родители, малыши. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

         Использование проектного метода в целях формирования патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Метод проекта дает возможность ребенку создание целостности картины мира, где все находится в нерасторжимом единстве, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает повысить самостоятельную активность детей.                                                                                                                                                

Своё выступление хочу завершить словами К. Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме по самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Доклад отражает этапы работы по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Дорогие родители одной из главных задач, которая заложена в «Программе обучения и воспитания в детском саду», является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. В настоящее время  проблем...

Консультация для воспитателей. Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.        Одной из основных задач дошкольного образования является нравственно - пат...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПУТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Человек как личность формируется в дошкольном возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, мален...

Консультация для воспитателей : «НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Консультация для воспитателей :«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....

Сборник консультаций и рекомендаций для родителей по "Нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что ест...