какнаучить ребенка перессказывать
консультация (старшая группа) на тему

Хлопоткина Анастасия Михайловна
Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст. Однако довольно часто взрослым не хватает терпения преодолеть возможные трудности и научить малыша такому навыку. И закрыв глаза на проблему ребёнка в начальной школе, учащиеся среднего звена слабо представляют себе алгоритм работы над пересказом. От этого успеваемость по большинству предметов снижается. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение ребенка пересказу, связной речи


Дети повторяют речь окружающих их людей. В повседневной речи  в основном используется минимальный словарный запас. «Подай, пожалуйста, книгу. Ты пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, если мы хотим развить связанную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, мы сами должны говорить, используя все многообразие русского языка. Следите за своей речью. Главный принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно - подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно.

Это сложно. «Подай, пожалуйста, синюю чашку с белой каемкой, стоящую на второй полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок, согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет».

Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения.

С чего начать?

Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать произведение полностью.

Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.

Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Книга – повод к диалогу. Обсуждение прочитанного текста

Если вы читали малышу минут тридцать, а потом захлопывали книгу, то теперь перестройте процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если младшего дошкольного возраста, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»

Сначала малыш пересказывает текст своими словами, затем задание усложняется, вы просите описать, скажем, персонажа, обстановку, время года, используя те же слова и образы, который употреблял автор. При чтении старайтесь их интонационно выделить из текста: «Длинная хворостина, лапы красные растопырили, домик напоминал грибок, был маленький приземистый с коричневой черепичной крышей».

Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным», чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не прописано» в книжке.

По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. « Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

Обращайте внимание, как строится ваше обсуждение прочитанного, смотрите, чтобы не было бесед – допросов: ваш вопрос, ответ – ребенка. Вы беседуете, текст может быть поводом вспомнить ранее прочитанную книгу или случай. Старайтесь вынудить ребенка, говорить как можно больше и по возможности развернутыми предложениями.

В беседе используйте различные приемы привлечения внимания детей к языку: авторской  характеристике героев, к описанию времени, действия героев, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам.
Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку.

Пересказ по картинке

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать много вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому (если это по силам ребенку) и потом обсудить его «картинку к тексту».

Смешной или интересный случай

Научите ребенка выделять из событий дня интересные и смешные случаи, акцентируйте на них внимание, пересказывайте их сами, а потом передайте это право ребенку.

Забавные случаи можно не только пересказать, но и проиграть интонационно, разбив на роли. Сначала вы озвучивайте все роли сами, а потом лишь одну, остальные проигрывает малыш.

Просмотр комедийных фильмов, чтение юмористических рассказов и наше внимание к забавным случаям, что происходят в жизни, создадут благоприятную обстановку, чтобы научиться видеть смешное, наслаждаться им.

Радостная «смешливая» домашняя обстановка с налетом легкой иронии и готовностью в любую минуту посмеяться, сделает вашего ребенка веселым, открытым, умеющим ценить шутку и рассказать о ней.

Сделайте привычкой, что о событиях прошедшего дня рассказывает ребенок, папе, пришедшему с работы или приехавшей в гости бабушке. Не перебивайте, не торопите его, подбадривайте, «подкидывая» ему те случаи, о которых он забыл упомянуть.

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

5. «Что может быть …?»  Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Ответ - круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

6. « Стань писателем». Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно на слух запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.
                                                                                                                                                                 7. Найти повтор. Мама произносит стилистически неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью».

8. Игра в антонимы «Скажи наоборот».  Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. (Горячее-холодное, зима-лето, высоко - низко, лежать – стоять и т. д.).

9. Игра в синонимы. (Например, палка - трость, клюка, костыль, посох;  красивый – прекрасный, очаровательный, милый).

10. «Что увидел?».  Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. «Что они напоминают?».  «На что похожа эта крона дерева?». «А эти горы?».   Обсуждение прохожих:  «Что ты можешь сказать об этом человеке?» Молодой или пожилой, какого роста, кто по профессии, во что одет и т. д.

11. Заведите папку небольшого формата, которую удобно носить с собой. В ней можно держать дидактический материал к играм по развитию речи ребенка. Это картинки, фотографии, загадки, небольшие тексты, кроссворды. Всегда в течение дня можно найти несколько минут, для того чтобы раскрыть папочку и поиграть с малышом в «разговорные» игры. Материал для подобных игр-занятий можно найти в любом книжном магазине. Он выходит в серии «Практическое пособие по развитию речи».

12. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

Техника чтения Олега Андреева. По работе с любым текстом автор рекомендует выделять главное  из прочитанного материала: название, автор, факты (фамилии, географические данные, различные количественные данные), действие (какие действия совершают герои прочитанных произведений, и какие события там происходят), основное содержание прочитанного (это краткий пересказ своими словами смысла, содержание текста).
Она поможет грамотно работать с текстом и не увязнуть во второстепенных деталях произведения.
                                                                                                                                                           Хорошая разговорная речь гарантирует не только успехи в школе, но и является залогом коммуникабельности, общительности, умению найти язык с людьми, органично вписаться в коллектив. Мы все хотим видеть своих детей в центре внимания, окруженными друзьями и подругами. Так давайте же им поможем стать такими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим ребенка перессказывать русские народные сказки

В данной статье даны рекомендации о том, как учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие лите­ратурные произведения без помощи вопросов воспитателя; пере­давать диа...

Какнаучить ребенка правильно держать ручку (карандаш)

Существубт шесть простых способов, которые помогут вашему ребенку быстро научиться правильно держать в руках ручку, карандаш или фломастер. Здесь вы можите ознакомиться с ними....

Как приучить ребенка читать и научить его перессказывать

quot;Чтобы заинтересовать ребенка чтением придуманы сказки, рассказы, истории, тексты с картинками вместо слов. Для маленьких дошкольников будет интересно, когда вы читаете сказку, рассказ, историю, ...

Какнаучить ребенка различать понятия право-лево.

Сами по себе понятия право и лево являются довольно сложными для детского понимания. Далеко не сразу ребенок понимает, что это такое. Но к моменту поступления в школу он не только долже...

Учим ребёнка перессказывать.

Эти короткие рассказы помогут легко научить ребёнка пересказывать тексты....

Учим ребенка перессказывать

консультация для родителей...

Методическая разработка "Как научить дошкольников перессказывать литературный текст"

Данная публикация подскажет как правильно и быстро научить дошкольника перессказу....