Главные вкладки

    Консультация для педагогов по теме: «Формирование речи детей в игровой деятельности»
    консультация (старшая группа) на тему

    Патрушева Елена Александровна

     

    Знаменитый писатель и знаток детской психологии К. Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему приходится в изумительно короткое время овладеть своим родным языком. Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей и форм родного языка происходит в дошкольный и младший школьный период и совершается это, конечно же, под непосредственным воздействием взрослых.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiyarech_v_igre.docx37.21 КБ

    Предварительный просмотр:

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    Детский сад № 4 «Лебёдушка» общеразвивающего вида

    городского округа Стрежевой (МДОУ ДС № 4 «Лебёдушка»)

    636782, Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой,  3 микрорайон, дом 327

    E-maillebed@strj.tomsk.su, тел/факс  (38259) 5-44-51, ИНН\КПП 7022010125\ 702201001, ОКВЭД 80.10.1

    Консультация для педагогов  по теме: «Формирование речи детей в игровой деятельности»

                                                                                            Разработала:

      Патрушева Елена Александровна

                                   воспитатель 1 категории

    Стрежевой 2016г.

    Формирование речи детей в игровой деятельности.

    Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.

    С.Т. Шацкий.

    Знаменитый писатель и знаток детской психологии К. Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему приходится в изумительно короткое время овладеть своим родным языком. Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей и форм родного языка происходит в дошкольный и младший школьный период и совершается это, конечно же, под непосредственным воздействием взрослых.

    Для того, чтобы процесс присвоения языковых особенностей происходил наиболее интенсивно и занимательно, в народной педагогике исстари существовало множество приемов для лучшего усвоения детьми смысла того или иного слова, развития вариантов его применения в речевой практике и закрепления успехов по их запоминанию. С этой целью и появилась у нас целая энциклопедия детских считалок, загадок, дразнилок, потешек, примет, стихов перевертышей и.т.д. По аналогичной причине- помочь детям в «обживании» огромного мира окружающего их русского языка – авторами создаются такие книги и пособия как «Лучшие книги и развлечения со словами», «Придумай слово», «Игры и игровые упражнения по развитию речи» и многие другие. Сейчас я познакомлю вас с разными играми из некоторых книг.

    1. Игра –задание « Назови знакомый звук».

    Цель: услышав в словах звук (З) ребенок должен подать знак, например,- хлопнуть в ладоши. Произносить слова нужно спокойно, не спеша. Ведь ребенок должен осмыслить набор входящих в него звуков, а может повторить про себя. Примеры слов : звон, касса, морской заноза, мороз, мимоза, сено, засуха.

    При приобретении ребенком некоторых навыков вслушивания в слово и выделения в нем нужного звука, в качестве усложненного варианта можно предложить ему стихотворение, в котором он должен услышать нужный звук. (можно поднять руку или топнуть).

    Шесть мышат спустились в сад,

    Где сидят мальчишки,

    Принялись они играть

    В игры «Кошки-мышки».

    1. Игра –задание «Продолжи предложение».

    Ребенку дается задание продолжить фразу, которую начал взрослый. Начало фразы нужно подобрать такое,   что бы ребенок ясно почувствовал, о чем нужно рассказать в дальнейшем например:

    - Если на улице выпал снег, то..

    Ответы могут быть самыми разными: наступила зима, можно кататься на санках, надо тепло одеваться и т.д.

    Еще варианты фраз- заданий:

    -Если на небе светит солнце то..

    Если птицы улетели на юг, то..

    Если ты вместе с мамой пошел в магазин, то..

    1. «Игра предскажи будущее».

    В этой игре дети предсказывают кем будет в бедующем тот или иной предмет, например, река зимой станет льдом.

    Чем станет снег весной?

    Чем станет посаженное семечко в землю?

    Ягоды с грядки?

    Мука из пакета?

     Маленький ребенок?

    Тучка? и.т.д.  

    «Игра с картинками».

    Газеты, журналы с цветными иллюстрациями прекрасный дидактический материал для занятия с ребенком. Можно не выбрасывать  его в мусор, а превратить в удобный инструментарий для занятий.

    С этой целью заводят папку в которую складывают картинки объединяя по теме «мебель», «одежда», «Игрушки». И.т.д. С этим дидактическим материалом можно поиграть в игру «Третий лишний» или «Магазин».

    В игре  «магазин», ребенку предлагают купить какой –либо предмет или игрушку, а потом задать вопрос «Почему ты его купил?» расскажи. Ребенок описывает предмет и рассказывает почему он понравился.

    1. Развивающая игра «знакомство с профессиями».

    .Для игры нужны картинки с изображением людей разных профессий, их рабочих инструментов. Можно использовать атрибуты от сюжетно- ролевых игр. Детям задаются вопросы- кто лечит больных?, Кто готовит обед?, Кто разносит письма?, Кто шьет платья? Дети рассказывают о той или другой профессии.

    1. Игра – развлечение «Загляни в гардероб»

    Педагог предлагает детям вспомнить предметы одежды.

    Вам надо будет заглянуть в  воображаемый шкаф, а затем по очереди называть предметы гардероба- то есть одежды. На каждое название дается жетон. Далее предметы гардероба называют все по очереди. Выигрывает ребенок у которого будет больше всех жетонов. Тот кто запнулся может прочесть стихотворение, загадать загадку, спеть.

    В младших группах дидактические игры по развитию речи чаще всего проводятся не с настольным игровым материалом (картинки карточки),   а с игрушками и предметами. Поэтому предлагаемые игры для малышей следует проводить после игр с игрушками, имеющих сходные   учебные задачи. Например, игру «Новоселье у матрешек» следует проводить после похожих игр, в некоторых дети упражнялись в расположении предметов в пространстве и научились понимать значение пространственных предлогов и наречий.

    Игры для малышей почти все носят сюжетный характер. «Кто как двигается», «У кого сколько». В каждой игре есть действующие лица – знакомые детям персонажи.

    1. Игра «У кого сколько?»

    Воспитатель дает каждому играющему ребенку игрушку. Рассказывает, что почтальон принес письмо с подарком для игрушек и раздает конверт каждому. Дети достают карточки из конверта. Воспитатель предлагает разложить их на два столбика с одним и двумя предметами. Затем спрашивает: « Мишка, что тебе прислали в посылке?» Ребенок, у которого находится названный персонаж, от его имени отвечает: «мне прислали один флажок, одну чашку, два чайника и два яблока». При ответах детей воспитатель следит за правильным согласованием числительных с существительными в роде и числе. При ошибках  поправляет детей и просит  повторить правильно. Эту игру можно усложнить.

    Усложнение.

    Воспитатель стимулирует детей самих спрашивать друг- друга, что у них в посылках: «Захотел мишка узнать, что прислали его другу Зайке. Мишка, спроси у Зайки, что ему прислали и сколько?» Ребенок от имени своего персонажа задает вопрос.

    1. Игра «Один много»

    Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

    Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, показывает парные карточки и спрашивает, что нарисовано на одной и что на другой (на одной один мячик на другой много мячиков). Затем раздает каждому ребенку по одной карточке и спрашивает: У кого один мячик? Положите его в маленькую коробочку, а у кого много мячиков в большую коробочку. Дети кладут карточки в коробочки ,а воспитатель спрашивает: Чего у тебя теперь нет?

    Вот лишь, несколько примеров игр с которыми я познакомила вас сегодня.

    Занимаясь с ребенком играми по развитию речи, взрослый вступает с ребенком в определенный творческий  и эмоциональный контакт, что очень ценно для коммуникативных отношений. В эти игры можно играть и не только в группе, но и во время прогулки. Подобные игры способствуют развитию речедвигательных навыков детей, как темп и внятность речи, скорость воспроизводимых слов и мышление, а так-же наглядно слуховая память.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей Тема: «Формирование связной речи дошкольников при использовании заместителей»

    Формирование связной речи дошкольников  при использовании заместителей....

    ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

    ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

    « Особенности развития речи детей в игровой деятельности в условиях внедрения ФГОС»

    Игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг  с другом....

    Самообразование Тема « Формирование речи детей в игровой деятельности »

    laquo;Формирование речи детей в игровой деятельности»Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.В игре раскрывается перед детьми мир и раскрываются  творческие ...

    План самообразования Тема: "Формирование речи детей в игровой деятельности"

    Цель: формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений....