Выступление на семинаре на тему "Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность"
статья

Стеклярова Ирина Алексеевна

Выступление на семинаре

 «Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность»

Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить сво поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими. Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность индивидуальных качеств личности, способствующих установлению социальных и межличностных взаимосвязей, содержанием которых является взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnost_pedagoga.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре

 «Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность»

Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить сво поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими. Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность индивидуальных качеств личности, способствующих установлению социальных и межличностных взаимосвязей, содержанием которых является взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к людям.

Практически во всех научных исследованиях указывается на то, что общение – сложный многогранный процесс, выступающий как средство передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи. Дети, включаясь в процесс общения, учатся понимать поведение другого человека по внешней экспрессии (мимика, поза, жесты и т. п., ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях. В общении ребенку необходимо иметь возможность выразить свои эмоции и чувства словом, образным, емким, точным. При этом воспитание культуры общения дошкольника не должно сводиться только к обучению способам и средствам взаимодействия, также необходимо помнить, что главное – сформировать умения общаться с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни. Эти основные различия общения с взрослыми и со сверстниками говорят о том, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении с взрослым ребенок учится говорить и делать «как надо», слушать и понимать других, усваивать новые знания. В общении со сверстником ребенок выражает себя, свои желания, настроения, управляет другим, вступает в разнообразные отношения. Общение дошкольников с окружающими их сверстниками и взрослыми постоянно ставит их перед необходимостью решения разных коммуникативных задач: как поприветствовать, попрощаться, как вести диалог по телефону и т. д.

Таким образом, ведущая роль в формировании коммуникативных качеств личности дошкольника отводится не только взрослому (педагогу, воспитателю, родителю, но и сверстнику, включенному в процесс межличностного взаимодействия. Так как именно общение со сверстниками помогает ребенку самостоятельно использовать речевой этикет (обращение, просьба, приветствие, прощание, поздравление, сочувствие, приглашение, разговор пол телефону и т. п.) в различных жизненных ситуациях. Современное представление о содержании дошкольного образования, соответствующее социальному заказу находит, в. частности, отражение в образовательной области «Коммуникация», направленной в соответствии с ФРТ «на достижение целей, овладения конструктивными способами и средствами - взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов, устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны, речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи». Главная установка образовательной области «Коммуникация» - отражена и в планируемых результатах освоения ребнком основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ней указывается следующее интегративное качество: - «развитие свободного общения с взрослыми и детьми». Нормативно определено, что современный выпускник ДОУ — это ребнок, который «адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации». В изменяющихся условиях педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. К современным образовательным технологиям Е. В. Михеева относит технологию личностно ориентированного обучения и воспитания, технологию проблемного обучения и воспитания, технологию обучения и воспитания без насилия, технологию эффективной речевой деятельности, технологию диалогового обучения и воспитания, технологию рефлексивного обучения и воспитания.

Нами было предложено использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие технологии: Технология "Образ и мысль". Разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт- Петербурга. Ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, основана на психологических теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А. Хаузен. Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса старших дошкольников посредством среды с применением произведений искусства (слайдов, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению. Данная технология, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического. Так дети вовлекаются в "мир культуры", в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация) В результате применения технологии дети осваивают первичные коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой деятельностиСоциоигровая технология Вячеслава Букатова. Замечательный психолог-исследователь Евгений Евгеньевич Шулешко настойчиво предлагал рассматривать детей на занятиях как хозяев, творцов, способных по своему доброму желанию обогащать друг друга своим трудовым и духовным потенциалом. Для организации такой деятельности использовалась и техника действий, и режиссерский раздел учения о действии —теория взаимодействий. Постепенно оформилось следующее направление артистизм педагогического труда. Задача этого направления заключалась в том, чтобы прояснить и обогатить проблематику педагогического мастерства с помощью разработанной в театре техники действий. При социо-игровом стиле обучения театральная деятельность не сводится к разыгрыванию обычных сценок. На занятии группками детей воплощается все, что угодно. Например, числовой ответ на вопрос о том, сколько предметов нарисовано на картинке, свое число-ответ дети по собственному выбору могут пропеть, и скульптурно изобразить, и выразить — каким-то движением, хлопками и т. п. А все остальные участники становятся зрителями-отгадчиками-судьями. На занятии, проходящем в социо-игровом стиле, сценки легко могут разыгрываться и по поводу нового знакомства с предметами, личного мнения об изучаемом литературном произведении. Подготавливаются и исполняются такие сценки небольшими группками детей без долгих репетиций и особой актерской подготовки. Социо-игровой стиль — это стиль всего обучения, всего занятия, а не одного его какого-то элемента. Это не отдельные вставные номера, это не разминка, отдых или полезный досуг, это — стиль работы педагога и детей, смысл которого — не столько облегчить детям саму работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее. Социоигровая технология обучения является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания занятия всеми его участниками, включая педагога. Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Итак, коммуникативная деятельность, интегрированная с другими видами детской деятельностиформируется в процессе совместной партнрской деятельности взрослого (педагога) и ребнка, для организации, которой используются педагогические технологии дошкольного развивающего образования. Уровни развития коммуникативных умений ребнка определяют качество его коммуникативной деятельности (свободное общение с взрослыми и другими детьми; использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи).

Литература 1. Андреева А. Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников//Психолог в детском саду, №3/2008. – М., 2008. С. 29- 42.

2. Букатов В. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей. - М.: Чистые пруды,2006.-32с.

3. Ванюшкина Л. М., Копылов Л. Ю., Соколова А. А. Образ и мысль. Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы. — Санкт-Петербург: Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000

4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.:АРКТИ, 2004. – 160 с.

5. Гармаева Т. Б., Попова Л. В. Развитие у детей пяти – семи лет экспрессивных и кодирующих способностей посредством игровой деятельности//Психолог в детском саду, №4/2008. – М., 2008. С. 22- 40.

6. Трубайчук, Л. В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л. В. Трубайчук [и др. ]. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. –229 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через театрализованную деятельность

Статья  из опыта работы педагога  "Значение театрализованной деятельности в развитии  коммуникативных качеств дошкольника"...

Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных способностей детей через игровую деятельность»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....

Семинар-практикум:«Развитие коммуникативных компетенций дошкольников через диалог с искусством» 2021 год

Коммуникативная компетенция детей дошкольного возраста – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения усп...

Статья "Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность с использованием дидактического пособия".

Статья о социально-коммуникаиивном развитии детей через игровую деятельность с использованием дидактического пособия, созданного педагогами и родителями воспитанников....

«Развитие социально – коммуникативных способностей детей через игровую деятельность»

Презентация рассказывает о формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; об основных направлениях работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Как работать с педаг...