Нравственно-патриотическое воспитание
статья

Солопова Татьяна Алексеевна

Мы представим опыт работы нашего коллектива по данному направлению. В нашей цепочке взаимодействуют три компонента образовательного процесса в ДОУ: родители-лицеисты-педагоги.

Деятельность по заявленной теме предполагает систему работы, рассчитанную на два года. Она включает в себя проекты, творческие мероприятия, направленные на развитие чувства любви к Родине, ее традициям, воспитание гордости за достижения своего народа, желание внести свой вклад в развитие национального богатства России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  нравственно-патриотических и духовных норм воспитанников  через систему работы с родителями в ДОУ.

(из опыта работы дошкольных групп МБОУ НГПЛ)

Солопова Татьяна Алексеевна, воспитатель

           Шиц Ольга Анатольевна, зам. директора по ВМР

Принципы  дошкольного  образования по ФГОС: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

ФГОС направлен на решение следующих задач: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Тема  гражданственности, патриотизма и духовности всегда имели место в системе дошкольного образования.

        В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать и  нам, воспитателям, это время нужно использовать. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

        Мы представим опыт работы нашего коллектива по данному направлению. В нашей цепочке взаимодействуют три компонента образовательного процесса в ДОУ: родители-лицеисты-педагоги.

Деятельность по заявленной теме предполагает систему работы, рассчитанную на два года. Она включает в себя проекты, творческие мероприятия, направленные на развитие чувства любви к Родине, ее традициям, воспитание гордости за достижения своего народа, желание внести свой вклад в развитие национального богатства России.

         Первым этапом работы стал проект «Наши истоки». Родители в нем не были прямыми участниками деятельности. Они обеспечивали развивающую среду: макеты, предметы старины, фотографии из личных архивов, костюмы, подбор фольклорного материала.

        Целью проекта стало развитие духовных и нравственно-патриотических качеств, а также творческих способностей детей через приобщение к русской народной культуре, используя игру как ведущую деятельность.

Для достижения цели поставили перед собой следующие задачи:

провести сюжетно-ролевую игру «Семья» для выявления уровня творческих способностей детей; разработать блок игр, направленных на развитие творческих способностей дошкольников; привлечь родителей к сотрудничеству (подготовка русских народных костюмов, докладов, изготовление совместно с детьми буклетов, сбор материалов); провести беседы о русском быте, обычаях, образе жизни людей; организовать развивающую среду (уголок «Изба», плакаты, музыкальные

инструменты); развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; развивать способы ориентации – экспериментирование и моделирование.

        Нами был подобран блок игр, направленных на развитие творческих способностей, приближенных по тематике к русскому народному творчеству: сюжетно-ролевые игры «Охота», «Битва со змеем», «Семья», подвижные игры «Гори, гори ясно», «Горелки», «Весёлые ребята», «Лохматый пес», «Лапта», «Гуси-лебеди».

В феврале мы провели театрализованную игру «Богатырями славится Россия!». Игра проводилась сначала в детском саду для детей других групп, а затем и в актовом зале для родителей. Результаты  нашей деятельности:

  • знакомство с историей своей семьи, рода, фамилии;
  • знание о малой родине (родной край: история, культура, традиции);
  • знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, военной истории, достижениях;
  • понимание самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества.

Вторым этапом  деятельности стал проект «Этих дней не смолкнет слава!», главными участниками которого стали родители.

Предварительная работа длилась около двух месяцев. Сценарий был написан воспитателем Солоповой Татьяной Алексеевной, плакаты, атрибуты костюмы готовили и лицеисты, и родители.

Можно ли говорить о воспитании любви к родной стране без сообщения детям определенных знаний о ней? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

      Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к Отечеству.

      На протяжении всего периода была организована предварительная работа родителей с детьми: разучивание песен и стихов военных лет, изготовление реквизита для постановок (письма-треугольники, журавли из бумаги).

Таким образом,  происходит социально-коммуникативное, познавательное  речевое, художественно-эстетическое развитие детей.

Работа с родителями и лицеистами:

подбор и разучивание песен военной тематики, постановка танцев, изготовление плакатов, сбор и изготовление   реквизита, фотографий Новосибирска военного времени, создание фоновых заставок на экран.

Для быстроты и удобства обмена информацией использовали ИКТ.

Роль родителей в формировании нравственно-патриотических и духовных норм становиться ключевой. Воспитатель становится тьютором в этом процессе.

C апреля в лицее была объявлена акция «Подарок ветерану».

Инициаторы - дошкольные группы. Цель акции: изготовить подарок своими руками и 9 Мая подарить ветеранам. Нашу идею поддержали  лицеисты  и родители.

В апреле прошли уроки мужества с приглашением офицеров пограничных войск в отставке и ветерана – блокадника.

6 мая состоялась премьера нашей совместной постановки для воспитанников детского сада и  их родителей.

13 мая по просьбе администрации состоялся повтор спектакля для  лицеистов и учителей.

Дошкольники не были прямыми участниками постановки, но они погрузились в эпоху предвоенного времени и военных событий.

Они сопереживали происходящему на сцене, гордились воинами, подарившими  долгожданный мир всей стране.

В результате работы над проектом у детей были сформированы:

  • знания о своем Отечестве, его истории, героических свершениях, военной истории, достижениях, проблемах и др.;
  • понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
  • знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;
  • понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации.

Долго не смолкали аплодисменты в зале. Зрители стоя приветствовали  исполняющих  песню «День Победы». У многих зрителей выступали на глазах слезы, потому что каждая семья причастна к этому празднику, ведь почти в каждой семье есть  участник ВОВ. Это слезы радости и гордости за великую страну –Россию!

Таким образом, на примере подготовки  совместного мероприятия  (КТД  - коллективного творческого дела, аббревиатура НГПЛ) мы показали преемственность дошкольного и лицейского образования,  продуктивное вовлечение  родителей в воспитательный и образовательный процесс, развитие  познавательных умений и навыков, творчества всех участников мероприятия, умение работать в команде.



Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных позиций ребенка в совместной работе с семьями воспитанников

Т. А. Солопова, воспитатель МБОУ НГПЛ

В работе с дошкольниками перед воспитателем стоит множество задач. Это и организация благоприятных условий для адаптации, и раскрытие творческих способностей, и коррекция поведения отдельных воспитанников, и формирование социального поведения.

Чтобы решить эти задачи стандартных методов работы не хватает. Организация утренников с участием родителей

Взаимодействуя с семьями  воспитанников, мы столкнулись с рядом проблем по вовлечению родителей в творческую деятельность. Во-первых, их занятость, во-вторых, отсутствие интереса к данному виду деятельности, в-третьих, отсутствие желания принимать участие в жизни детского сада.

Наблюдая семейные отношения, видим порой их хрупкость, нетерпение и грубость. Хочется вмешаться, поправить, сделать замечание. Как повести себя в данной ситуации?

Ничто не укрепляет отношения так, как совместная деятельность.

Нами была поставлена цель показать родителям необходимость  их активного участия в  нравственном воспитании детей. Только понимая, для чего мы организуем совместную творческую деятельность, взрослые согласились принять  участие в мероприятии.

Были проведены беседы с родительским коллективом и индивидуально с каждым. Обсуждали необходимость близости с ребенком во время формирования его мировоззрения, его нравственных позиций.   Важно быть ребенку другом и единомышленником. Это стало главной задачей в нашей работе. Исходя из этого, было решено доверить постановку праздника ко дню Победы родителям. Участие всей семьи являлось главным условием.

Для этого мы использовали  средства ИКТ. Музыкальный и сценарный материал скидывался родителям на  электронные носители, что позволило родителям и детям совместно изучать его в течение подготовительного этапа.

Родителям  было предложено разделиться на несколько групп: оформители, изготовители атрибутов, артисты. Каждый мог выбрать  вид деятельности наиболее соответствующий его наклонностям, что положительно сказалось в дальнейшем на проведении мероприятия, посвященное 70-летию Победы.

В итоге пять семей в полном составе  согласились стать артистами, еще семь семей вошли в техническую и творческую группу. Дети стали зрителями,  сопровождающими постановку исполнением песен.

Литературно-музыкальная постановка охватывала период от начала и до конца Великой отечественной войны. Мы хотели, чтобы детские души прочувствовали сострадание, сплоченность и величие дружбы. Только участие родителей (таких родных, близких и любимых) позволило добиться желаемого результата.

По прошествии времени, мы почувствовали изменение поведения некоторых воспитанников. Ребенок, испытывающий страх и тревогу за родителей, вздрагивающий при каждом резком звуке,  громче всех подпевал папе, который бил врага на сцене и победил его. С этих пор спокойствие и уверенность мы видим в глазах ребенка.

Мы переживали, как воспримет постановку девочка из Украины, семья которой прибыла из Луганска. Сколько гордости было в ее глазах, когда закончился праздник. «Это мой Кирюша воевал!» - всем говорила она про своего брата. Исчез барьер в общении между ребенком и взрослым, девочка стала ласковее, контактнее.

Изготовление атрибутов для постановки совместно с родителями сделало ребенка организатором и активным участником игр о Великой отечественной войне не только в детском саду, но и у себя во дворе.

Но больше всех нас удивил ребенок, который требовал постоянного внимания взрослых. Он вдруг стал серьезен, задумчив. В его поведении появилась мягкость и терпимость.

Эта постановка стала завершающим этапом в общей работе по формированию нравственных качеств детей.

Совместная деятельность сплотила родительский коллектив. В организации выпускного бала они выступили инициаторами.

Для нас родители раскрылись так же, как и дети. Это были не  уставшие, суетливые дяди и тети, а трогательные, растерянные, решительные и родные люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...