Диспут с воспитателями "Как воспитать настоящих патриотов"
методическая разработка на тему

Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников; систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disput_nefedova_oktyabr_2018.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Диспут

«Как воспитать настоящих патриотов»

Составила: Нефедова И. В.

Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников; систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.

Материал: карточки с афоризмами, карточки с вопросами, ручки, костюмы для инсценировки: бабушки, внучки, волшебника, карточки с именами подружек: Доброта, Печаль, Красота, Удача, Радость, музыкальное произведение  «С чего начинается Родина»  (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)

Вед: Закон Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации», «О Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2016-2020 годы» - основные документы, определяющие задачи по патриотическому воспитанию. Основополагающая идея этих документов – органическое единство интересов человека, семьи, общества и государства в деле воспитания гражданина России, патриота, активного члена гражданского общества.

Дошкольное детство – это тот возраст, когда активно развивается речь, усваиваются необходимые для жизни понятия, позволяющие ребёнку успешно войти в эту самую жизнь. Педагог призван воспитывать детей, пробуждать и растить в них любовь к своей семье, детскому саду, ко всему окружающему миру – городу, селу, в котором они живут, к улице, дому, к дереву во дворе, т.е. к своей малой Родине. Память предков, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость не передаются по наследству: этому нужно учить ежедневно и ежеминутно – большими праздничными акциями и множеством мелких дел.  

Вед: Сегодня я вам предлагаю провести дискуссию по вопросу «Как воспитать настоящих патриотов». Мы с вами разделились на две команды, и я предлагаю вам придумать название вашей команды, сочетаемое с нашей темой.

Команды дают названия.

Далее ведущий по - очереди задает вопросы каждой команде.

1 задание

- Что такое патриотизм?  

Ответ: преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.  

- Что означает для вас слово Родина? 

Ответ: это край,  в котором я родился, вырос, где живут мои родители, друзья.

- Гордитесь ли вы своей страной? Если да, то за что? 

Ответ: Да гордимся, потому что наша страна самая миролюбивая и  большая.

- Кто является патриотом в современной России? 

Ответ: молодые люди, которые служат в Армии, спортсмены, которые защищают честь своей страны, люди, которые под Российским флагом, помогают другим людям и т. д

2 задание

Вед: На каждом столе лежат карточки с  афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам. Надо собрать каждое высказывание

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).

«Воспитание - лучший припас к старости» (Аристотель).

«Нет места милее родного дома» (Цицерон).

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому» (Себастьян Брант).

 «Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).

«Патриот - это человек, служащий родине, а родина – это, прежде всего, народ» (Николай Чернышевский)

3 задание (У вас на столе лежат карточки с вопросами, напишите ответ на данный вопрос)

- Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

(Процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, а потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны. )

- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?

(Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.)

- Какова роль родителей в патриотическом воспитании дошкольников?

(Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознаниячувств и убеждений у детей. Она представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми. В семейной среде живым воплощением патриотических чувств,  для ребенка являются его родители — мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине.  Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учетом их возраста помогают воспитывать у сыновей, дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства.)

- Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию патриотических чувств?

Напишите их с примерами.

(В работе можно использовать разнообразные методы и приёмы, но обязательно при выборе того или иного метода (приёма) нужно учитывать психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обострённость первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.)

4 задание Инсценировка.

Вед:  Вы сказали, что большое значение в патриотическом  воспитании детей имеет художественная литература. И одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений. Я предлагаю Вам принять участие в инсценировке рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».

(методом жеребьевки выбираются участники).

Итак, побываем во временах русской старины…

Бабушкина сказочка

Ведущий. Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала Бабушка…

Бабушка. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.

Любовь. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней во всю отпущенную мне Богом жизнь.

Бабушка. Подумал волшебник и сказал…

Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Бабушка. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше. 

Волшебник: Вот, выбирай. Одну зовут Радость,  другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Любовь. Они все прекрасны. Не знаю, кого выбрать…

Волшебник. Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Бабушка. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо – синие, у другой, как изумруд, - зеленые, у третей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.  

     -Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого бы выбрала себе в подружки?

Ведущий. И Катя задумалась…

Катя. Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает.

Бабушка. Людям нужно стать добрее! Стать добрее – значит любить семью и дорожить ею, своим домом, улицей, городом, делать жизнь краше добротой своей.

Вопрос к педагогам: А какую,  подружка, выбрали бы вы, если бы оказались в такой ситуации и почему.

5 задание  Докажите, почему же необходимо воспитывать настоящих патриотов своей Родины.

Рефлексия

Предлагаю создать образ Родины. (Звучит фоном музыка «С чего начинается Родина»  (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)

Закройте глаза, представьте тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);

Подберите родственные слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).

Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.

Возвращаясь к теме нашего диспута «Как воспитать настоящих патриотов », можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка… ».

Вед: Мы с вами сегодня ещё раз убедились в том, что важность воспитания патриотизма у детей огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом в котором он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать настоящего мужчину

Рекомендации по воспитанию мальчика....

Воспитание маленького медновца - настоящего патриота России.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Рекомендации для родителей "Как воспитать настоящего мужчину?"

Как редко сейчас встречаются настоящие мужчины: сильные, мужественные, благородные, уверенные в себе! А ведь мальчики редко сами по себе становятся такими без каких-либо воспитательных действий со сто...

Статья"Как воспитать настоящего мужчину".

Статья "Как воспитать настоящего мужчину" адресована мамам предупреждает их о том, чтобы мамы нашли золотую середину воспитания сыновей, не были для них наседками,давали свободу выбора,но при этом не ...

рекомендации для родителей "Как воспитывать настоящего патриота"

Материал предназначен для размещения в родительский уголок в раздел "Нравственно-патриотическое воспитание"...

"Как воспитать настоящего мужчину"

Любите, балуйте и воспитывайте....

Воспитать настоящего мужчину

Воспитать настоящего мужчинуО вашем поклоннике все говорят: “Настоящий мужчина”. Ваш парень не любит сантиментов, а потому услышать от него комплимент — большая редкость. Он не терпит ваших слез...