Главные вкладки

    «Интерактивные формы организации обучения детей дошкольного возраста»
    статья на тему

    Пушкова Елена Викторовна

    Главная задача педагога дошкольной организации так организовать процесс обучения, чтобы он способствовал обогащению опыта самостоятельной и совместной деятельно­сти, быть построенным на детских видах деятельности: игре, исследовании, развивал умение договариваться в процессе деятельности, как со сверстниками, так и с взрослым.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon interaktivnye_tehnologii_dlya_moya_rossiya.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пушкова Елена Викторовна

    «Интерактивные формы организации обучения детей дошкольного возраста»

    Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась, освоив компьютер и мобильный телефон, он теряется в объеме полученной информации, в то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Ему необходимо играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать, удивляться и восхищаться окружающим миром.

    Именно поэтому, главная задача педагога дошкольной организации так организовать процесс обучения, чтобы он способствовал обогащению опыта самостоятельной и совместной деятельности, быть построенным на детских видах деятельности: игре, исследовании, развивал умение договариваться в процессе деятельности, как со сверстниками, так и с взрослым. Обучение должно быть направлено, прежде всего, на формирование у воспитанников конструктивных способов и средств познания окружающего мира, что поможет ему ориентироваться в том объеме информации, который он получает.

     Интерактивное обучение помогает решить эту задачу. Использование интерактивных технологий позволяет включить в процесс познания всех детей группы. Интерактивное  обучение помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации общения.

    Что же такое интерактивная технология обучения?

    Определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивным, по мнению Бадмаева Б.Ц.  является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

    Таким образом, интерактивная технология обучения – специальная форма организации познавательной деятельности воспитанников, которая осуществляется в  процессе диалога, в ходе взаимодействия воспитателя и  детей, детей и детей.

    Для решения образовательных задач используются следующие интерактивные  формы.

    • II младшая группа –«Работа в парах», «Хоровод»;
    • средняя группа – «Работа в парах», «Хоровод»,  «Цепочка»,  «Карусель»;
    • старшая группа – «Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка»,  «Карусель» «Интервью», работа в малых группах (тройках), «Аквариум»;
    •  подготовительная к школе группа – Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка»,  «Карусель» «Интервью», работа в малых группах (тройках), «Аквариум», «Большой круг», «Дерево знаний».

    Дадим характеристику каждой форме интерактивного обучения:

     «Работа в парах» - Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары дети совершенствуют  умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.

     «Хоровод»  На начальном этапе взрослый является ведущим, воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей.

    «Цепочка» - помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой формы составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

     «Интервью» - На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы ,  у детей активно развивается диалогическая речь,  которая побуждает их к  взаимодействию «взрослый- ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

    «Работа в малых группах» (тройках) - групповая работа «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения    становится ведущим.

    «Аквариум» - заключается в том, что несколько детей  разыгрывают ситуацию в круге, а остальные  наблюдают и анализируют.

    Что дает этот прием дошкольникам?

    Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как  аргументируют сою мысль.

    «Большой круг» - эта форма, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

    Для организации образовательной деятельности с использованием интерактивной технологии педагогу  необходимо придерживаться следующего алгоритма:

    Алгоритм подготовки интерактивного занятия:

    1. Выбор темы и  конкретной формы интерактивного занятия, которая будет эффективной для данной темы и конкретной группы детей. Подбор заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
    2. Подбор  конкретной, хорошо диагностируемой  цели. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.
    3. Подготовка необходимого дидактического материала, технических средств. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует их действия.
    4. Определение основных вопросов и их последовательности.
    5. Обозначение перспективы реализации, полученных знаний
    6. Определение практического блока (чем будут дети заниматься)
    7. По окончании деятельности (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги.

    Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дети, и обсуждении содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

    Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

    • что произвело на вас наибольшее впечатление?
    • что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
    • есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
    • что помогло  в процессе принятия решения?
    • учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
    • как вы оцениваете свои действия и действия группы?
    • если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

    Структура интерактивного занятия мало чем отличается от обычного занятия. Главное в организации интерактивного занятия  с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Не  просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. Где  дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы организации труда детей дошкольного возраста

    В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

    ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ

    в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...

    Проект: Обучение детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений посредством нетрадиционных форм организации.

    Проект: Обучение детей дошкольного возраста по формированию      элементарных  математических представлений посредством нетрадиционных форм организации....

    Игра, как форма музыкального обучения детей дошкольного возраста.

    Анализ опыта ведущих музыкантов-практиков  включения музыкально-игровой деятельности в занятия показал насколько эффективн...

    Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улицах и дорогах.

    Статья на тему: "Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улицах и дорогах." Дети дошкольного возра...

    Консультация «Особенности организации обучения детей дошкольного возраста с разными типами темперамента»

    Консультация для родителей: "Особенности огранизации обучения детей дошольного возраста с разными типами темперамента"....