Рекомендации для педагогов "Создание образовательной среды группы на основе интересов детей"
материал (подготовительная группа) на тему

Жук Ирина Михайловна

Совсем недавно на утреннем сборе наши воспитанники заинтересовались темой динозавров. У детей возникло много вопросов: «Где жили динозавры?», «Какие существовали разновидности динозавров?», «Чем питались древние гиганты и почему они вымерли?». Для того чтобы ответить на все эти и другие детские вопросы было решено организовать следующие центры активности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание образовательной среды группы на основе интересов детей

         В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме организации развивающей предметно-пространственной среде (далее РППС) в связи с выходом в свет федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Педагогам - практикам даны ориентиры в подборе материалов и оборудования, выведены общие закономерности формирования среды, которые необходимо учитывать в своей группе. Вместе с тем, Стандарт не предъявляет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков, центров активности, педагог сегодня имеет право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы. Главное, чтобы ребенку было комфортно и интересно находиться в детском саду. Как известно все дети разные со своими особенностями, склонностями и потребностями, поэтому  группы дошкольной организации должны быть непохожими друг на друга, должны отражать интересы детей и педагогов. А для этого РППС необходимо создавать вместе с детьми, активно включать их в обсуждение и оформление группового пространства.  Ребенок старшего дошкольного возраста может быть полноправным творцом своего окружения. Интересы детей учитываются нами, прежде всего в организации центров активности. Обстановка, окружающая среда – это оболочка, ―одежда‖, из которой ребенок быстро вырастает. Она не может быть постоянной, центры активности возникают по инициативе детей на основе их запросов.  Для того чтобы мы услышали каждого ребенка, поддержали его инициативу в нашей группе каждый день проходит утренний или вечерний сбор, где дети делятся друг с другом и с нами новостями, обсуждают интересные события, высказывают свои желания. В ходе беседы мы узнаем интересы своих воспитанников, вместе выбираем тему проекта, недели, обсуждаем, какие будем организовывать центры активности. Совсем недавно на утреннем сборе наши воспитанники заинтересовались темой динозавров. У детей возникло много вопросов: «Где жили динозавры?», «Какие существовали разновидности динозавров?», «Чем питались древние гиганты и почему они вымерли?». Для того чтобы ответить на все эти и другие детские вопросы было решено организовать следующие центры активности:

      «Центр Всезнайки», где были расположены книги, энциклопедии, иллюстрации по теме динозавров. Здесь же находился  ноутбук для поиска необходимой информации в интернете и для просмотра видеороликов, презентаций. Занимаясь в этом центре активности, дети узнали  интересные факты о динозаврах, познакомились  с самыми известными разновидностями: тиранозавром, стегозавром, трицератопсом,  просмотрев фильм «Земля до начала времен» Рассмотрели отличия  хищных динозавров от травоядных,  выяснили,  как защищались миролюбивые динозавры от врагов, как откладывали свои яйца и заботились о потомстве.

     

                  Мы – педагоги, как равноправные участники образовательных отношений предложили  организовать «Центр археологов», где дети смогли  перевоплотиться в ученых и попробовать найти останки динозавров. Узнали,  как  проводят раскопки  ученые-археологи  и как собирают скелет. Для этого мы приготовили емкости, наполненные песком, лупу, различные кисточки, скребки, совочки, пластиковый разборный конструктор, имитирующий скелет динозавра.

 

Третий центр был  организован по инициативе  детей, у некоторых наших воспитанников оказались дома  маленькие фигурки динозавров, которые решено было принести в группу и создать «Диномузей».  

 На основе домашних коллекций  были организованы различные игры: «Кто хищник, а кто травоядный?», «Найди по описанию», «Плавающий, летающий, наземный». Помимо динозавров  музей дополняли  рисунками и поделками по теме.  

   

Четвертый центр для продуктивной деятельности назвали  «Динотворчество» 

именно здесь дети  создавали свои шедевры, используя кинетический  песок  дети изготовили вулкан, макет древнего мира.  

   

Пятый центр мы организовали совместно с родителями – «Диноигротека», где разместили различные дидактические, познавательные игры по теме динозавров и все, что с ними связанно. Материал для центра нашли в интернете, это разнообразные «игры на бумаге»: E:\images.jpg

1. Карточки – ―динозавры для детей‖ мы использовали по разному:

- в качестве небольших плакатов для рассматривания;

- как разрезные картинки;

- в качестве игры на тренировку памяти (перевернуть карточки с    другой стороны и угадывать по парам динозавров);

- для составления  истории про динозавров    

2. Игры на развитие внимательности. Здесь дети  рассматривали  и различали  в каждой строчке не похожий на все остальные объект.   E:\zagadki_pro_dinozavrov_4-395x500.jpg

 

3. Игры на развитие логики. Здесь нужно было построить логическую цепочку из динозавров и других элементов, вставить в ячейку необходимый элемент. E:\zagadki_pro_dinozavrov_2-500x327.jpg

 

E:\dinosaurus_printables_5.jpg

4. Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук. Необходимо было обвести пунктирную линию и помочь динозаврам добраться до цели. 

   

5. Игры с динозаврами на умение владеть ножницами. Здесь детям предлагалось разрезать по пунктирной линии.  

     Эти и другие развивающие игры позволили реализовывать множество образовательных задач в работе с детьми, «Диноигротека», был очень востребованным центром, популярным у наших детей. Очень важно, давать названия центрам  активности понятные и интересные, такие, чтобы вызывали желание у детей активно погрузиться в ту или иную деятельность. Необычные названия дают возможность детям отойти от привычного и обыденного,  дарить  маленькие праздники и приключения каждый день. Интересные  центры будят воображение ребенка, побуждают к активной деятельности, стимулирует его развитие. Мы стараемся подводить детей к самостоятельному придумыванию названий для центров активности, тем самым поддерживаем детскую инициативу. Центры активности меняются в группе в зависимости от наличия к нему детского интереса. По опыту можно сказать, что в среднем центры создаются один раз в месяц. Чем тема объёмней, шире  тем дольше действуют центры, и тем больше их количество. Центры  могут  трансформироваться в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться, как только какой-то из них становится детям неинтересен, не востребован, принимается совместное решение по созданию новых центров. Такое формирование  образовательной среды группы позволяет нам  учитывать интересы детей, предоставлять им  выбор видов активности, материалов, участников  деятельности. Совместная с детьми организация среды нашей группы, по сути, представляет собой детсковзрослую общность, которая становится зоной ближайшего развития воспитанников.   Конечно, такой подход к организации РППС требует от педагога умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, мобильность в вопросах организации развивающей среды. Находиться в постоянном поиске интересного материала, оборудования, в ситуации налаживания эффективного взаимоотношения с главными социальными партнерами – с родителями. Но, несмотря на все трудности, организация среды группы на основе интересов детей является для нас необходимым и обязательным условием для полноценного развития каждого ребенка. Таким образом, созданная образовательная среда нашей группы служит интересам и потребностям детей, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает «зону ближайшего развития» ребенка, а самое главное побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их личностный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание образовательной среды для развития познавательных интересов ребёнка. Ляпина Ирина Анатольевна, руководитель

Современный ребёнок не самостоятелен. А стремительно меняющийся мир требует от него стать творчески мыслящим, компетентным, умеющим действовать в конкретной ситуации. Безусловно, помощь взрослого ребё...

МИНИПРОЕКТ «Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС»

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект инно...

Создание образовательной среды группы на основе интересов детей (Мир динозавров)

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме организации развивающей предметно-пространственной среде, в стандарте даны ориентиры в подборе материалов и оборудования, выведены общие зак...

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет № 7 «Смешарики»

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда  группы  общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет № 7 «Смешарики» представлена по образовательным областям...

Моделирование образовательной среды группы, способствующей ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и ...

Методические рекомендации "Развивающая предметно – пространственная среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности"

Методические рекомендации "Развивающая предметно – пространственная среда, как условие развития интереса детейк театрализованной деятельности"...