Моделирование образовательной среды группы, способствующей ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
методическая разработка (старшая группа)

Ткачева Людмила Владимировна

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование образовательной среды группы, способствующей ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Мастер-класс

Подготовила:

Ткачева Людмила Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Стригуновский детский

сад общеразвивающего вида»

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображают врача, принимающего больных у себя в кабинете.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом я даю детям свободу в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» они могут стать учителями в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступно.

Процесс познания окружающего мира, а в частности мира профессий непрост для ребёнка. Основная сложность работы заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, поэтому в детском саду для создания профориентированной развивающей предметно-пространственной среды сделан акцент на использовании игровых модулей.

Для расширения и закрепления знаний о труде взрослых, объектах, результатах и орудиях труда в детском саду много готового оборудования. Также есть оборудование, созданное педагогами детского сада. Изготовлены макеты для профориентированных сюжетно-ролевых игр. Есть возможность играть в сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека», «АЗС», «Лаборатория», «Театр», «Ателье», «Салон красоты», «Авто мастерская», «Почта», «Магазин», «Библиотека», «Кафе». Особенность работы состоит в том, что в процессе совместной деятельности с педагогом, дети знакомятся с какой-либо профессией не при помощи репродуктивных методов (показ иллюстраций, рассказ о профессии и т.п.), а методом погружения в неё. Педагоги предлагают дошкольникам взять на себя новые социальные роли, играя в которые они выполняют определенные профессиональные функции, придумывают сюжет игры, соединяют несколько сюжетных линий, что способствует развитию у воспитанников креативности, самостоятельности и детской инициативы.

Метод моделирования и макетирования позволяет показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношение объектов в реальном мире. Макеты устойчивы, легко перемещаются с места на место, могут служить длительное время и в любой момент быть доступными дошкольникам для игры. Кроме того, макеты могут быть использованы педагогами при организации непосредственно-образовательной деятельности по познавательному, социально-коммуникативному и речевому развитию.

Макет «Почта»

Макет изготовлен из большой почтовой коробки, которая открывается и закрывается. Работает два отдела: «Почта» и «Почта Банк».

Макет оснащен подсветкой, имеются настенные часы (на которых можно устанавливать время). По периметру расположены стеллажи, на которых в почтовом отделении расположены: бандероли, посылки, газеты, журналы, штемпели (если посылка доставлена по морю, то ставится печать «кораблик», если по железной дороге, то «поезд» и т.д.). Отдел «Почта Банк» оснащён договорами, карточками банка, каталогами, буклетами о предоставлении услуг.

На витринах почтового отделения расположены детские журналы, которые можно заменить на газеты или поменять местами, что даёт детям возможность самостоятельно участвовать в оформлении игрового наполнения. Имеются компьютеры и весы (для взвешивания посылок).

Организован почтовый ящик для отправки писем, поздравительных открыток, который легко открывается для забора корреспонденции.

В ходе игры возникла необходимость перевозки, доставки почтового груза средствами почтовых авиалиний. Дети собрали вертолёт по инструкции сборки.

Начальник почты: Дает указание по перевозке почты, контролирует работу почтальона, операторов, благодарит служащих почты за хорошую работу.

Почтальон: Берет почту (корреспонденцию) и разносит по адресам.

Операторы: Предоставляют информацию об указываемых услугах. Оформляют посылки и готовят их к отправке. Оказывают помощь при написании телеграмм, заполнении бланков, открыток.

Кассиры: обсчитывают данные услуги, берут деньги, сдают сдачи.

Телеграфист: отправляет и принимает телеграммы.

Посетители: выбирают необходимую услугу, консультируются с оператором; производят отправку разных видов писем, посылок, бандеролей; заполняют бланки телеграмм. Осваивают электронную почту, скайп, подают заявки на кредит, оформляют карточки «почта банк».

Дети разворачивают содержание игры в зависимости от количества играющих детей и взятых на себя ролей. В ходе игры у дошкольников повышается уровень развития коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнёра); дети получают сведения о работе почты, знакомятся с новыми профессиями; приобретают опыт в отправлении и оформлении посылок, бандеролей, писем, а также знакомятся с электронной почтой, скайпом.

Особенно ценным и значимым в применении метода моделирования и макетирования является то, что у детей формируется умение объединять разные тематические сюжеты в единый игровой сюжет, а проявление умений у дошкольников развёртывать в самостоятельной деятельности специфические ролевые действия, способствует быстрому принятию неординарных решений.

Таким образом, используя игровые макеты, педагог погружает детей в мир той или иной профессии, знакомит их с недоступным для непосредственного восприятия трудом взрослых, а дети, в свою очередь, взяв на себя и проигрывая определённые социальные роли (начальника почты, почтальона, кассира, телеграфиста и т.д.), усваивают трудовые действия, знакомятся со спецификой каждой профессии, развивают сюжет игры,  проявляя креативные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста через создание предметно-пространственной среды

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ"

Вид проекта: информационно- познавательный, социально-значимый, краткосрочный, сентябрь - декабрь.Участники проекта: педагоги группы, воспитанники, родители.Интеграция образовательных област...

Сюжетно-ролевая игра как эффективный метод ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен...

Мастер - класс «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды игр»

Ранняя дошкольная профориентация – это система мероприятий направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....