Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
консультация

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforient_cherez_sri.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации

детей старшего дошкольного возраста

Максимова Т.Н., воспитатель 1 категории

МБДОУ «Детский сад №79 «Соловушка»

В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении — в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учётом особенностей их возраста и состояния здоровья. 

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой, которую я использую в своей работе, ознакомление с трудом взрослых занимает не так много места. 

Все мы знаем, что игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. 

В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.

         Именно в старшей и подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д.

Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры.

Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Важным еще является то, что дети обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых.

Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. То есть, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не изображали в процессе игровой деятельности только одну роль, а происходила смена ролей.

Ещё одной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что она требует предварительной подготовки.

Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Как же должен действовать воспитатель, чтобы сюжетно-ролевая игра превратилась в увлекательный процесс, доставляющий ребенку удовольствие и желание играть?

         Во-первых, не надо ожидать, даже от детей старшего дошкольного возраста, какой-то сверхфантазии. Очень часто бывает, что содержание игры, кажущееся для взрослого скучноватым, обыденным, для детей представляет большой интерес.

Во-вторых, не стоит забывать, что группа дошкольников – это не слаженный ансамбль, разыгрывающий, так сказать, готовую партитуру под руководством взрослого (как хотелось бы многим воспитателям). Если продолжить аналогию, то во время свободной игры есть и дуэты, и трио, и квартеты, и отдельные виртуозы. И у всех – своя игра, каждый сам себе композитор. Играя с детьми, воспитателю придется прилаживаться к ним и создавать всякий раз вместе с ними новые сюжетные композиции.

В чем же заключается роль взрослого:

1) предварительная работа;

2) совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения;

3) самостоятельная детская игра, в которой воспитатель обеспечивает условия для активизации имеющегося у детей арсенала игровых умений.

Этап предварительной работы в рамках ранней профориентации дошкольников не вызывает у педагога никаких затруднений. Для планомерного обогащения опыта детей в педагогическом процессе воспитатель использует различные формы работы: знакомство с профессиями, орудиями труда и инструментами, условиями труда, обучающие игры.

Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

Следующий этап - совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения. Роль воспитателя здесь состоит в следующем:

- создание мотивации к развертыванию того или иного сюжета (например, прием «приглашающего пространства);

- подключение к игре детей, добавление новых сюжетов.

Следующий этап - это самостоятельная детская игра, в которой воспитатель обеспечивает условия для активизации имеющегося у детей арсенала игровых умений: своевременно изменяет игровую среду, подбирает игровой материал, вводит в игру новые атрибуты (инструменты, технику, макеты и пр.).

Практическая часть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

«Игра имеет важное значение в жизни  ребенка.  Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....

"Сюжетно - ролевая игра как средство взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста".

В презентации представлен материал на тему:  "Сюжетно - ролевая игра как средство взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"....

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

Опыт работы по теме : «Сюжетно -ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».  

Опыт  работы  по теме:«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».          Актуальность: те...

Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста

Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста...