Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Подосиновой Светланы Игоревны
материал на тему

Светлана Игоревна Подосинова

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_podosnova.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ профессиональной деятельности

воспитателя муниципального казенного общеобразовательного

учреждения Краснозерского района Новосибирской области  

 Зубковской основной общеобразовательной школы

Подосиновой Светланы Игоревны

       Воспитателем в МКОУ Зубковской ООШ  я работаю с 2012 года.  За годы работы мною определена система профессиональной деятельности. Воспитание группы детей  разного возраста   – дело нелегкое и  обязывает меня быть внимательной и  сообразительной, всегда готовой к разрешению любых ситуаций.   Мои цели и задачи тесно связаны с целью и задачами детского сада,  реализующего основную образовательную программу, разработанную  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с  учётом  примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и современных технологий и парциальных программ.  Цель  данной программы – создание условий для  обеспечения полноценного развития личности каждого ребёнка в процессе организации их социального опыта через позитивное воздействие педагогов и родителей.

Соответственно цель моей профессиональной деятельности – обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создание условий для их личностного роста.

Основные задачи:

Создать условия  для организации разнообразной детской деятельности, способствующей всестороннему развитию личности ребёнка.

Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей как важного фактора успешной жизнедеятельности ребёнка.

Создать предметно-развивающую среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.  

    Весь свой небольшой педагогический стаж я проработала с детьми  разновозрастной группы, которые  совсем недавно  переступили порог детского сада и для которых жизнь по режиму  ещё в новинку.  Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее  эффективному  формированию навыков  общения, прежде всего со сверстниками и положительному  отношению  к детскому саду. Достичь таких результатов детям помогла, созданная в группе развивающая предметно- пространственная среда. Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в группе я  организовала  зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, сенсорной, конструктивной, театрализованной, зоны отдыха, а также условия для подгрупповой и индивидуальной совместной деятельности. Именно интересам и потребностям детей соответствует среда, в которой они находятся в течение дня. Создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах.

Предметно-развивающая среда группы включает:

- Зона дидактических игр, которые подразделяются на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные;

- Уголок конструирования (мелкий и крупный строительный материал) ;

- Зона сюжетно-ролевых игр и театрализации;

- Уголок книги;

- Спортивный уголок;

- Уголок ряженья;

- Уголок фантазии (художественное творчество) ;

- Музыкальный уголок;

- Уголок природы;

- Зона релаксации.

    В делении зон так же учитывался гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек. Работая в этом направлении, используя различную литературу, мною разработаны методические рекомендации для педагогов по созданию предметно-развивающей среды в группах в соответствии с ФГОС ДО, которые  по итогам III Всероссийского конкурса на приз журнала «Наука и образование: новое время»  были отмечены дипломом победителя- I место  (см. Приложение 1).

     В своей работе  использую технологию личностно-ориентированного воспитания и деятельностный подход, что также помогает значительно улучшить уровень развития детей, так как вся работа вне  специально организованной образовательной деятельности строится на личностном развитии ребёнка, его способностях, проблемах, интересах. Организуя образовательный процесс с детьми  младшего возраста, обращаюсь в первую очередь к эмоциям и чувствам детей. Это такой этап детского познавательного развития, суть которого – чувственное постижение истины – можно условно сформировать в виде восторженного возгласа «Как много вокруг для меня интересного! ». Чтобы вызвать у детей любознательность, стремление узнать новое, вношу элементы занимательности, использую положительную предвосхищающую оценку, сюрпризные моменты.

     Совместную деятельность провожу в виде  дидактических игр и бесед, рассказывания и слушаний,  чтения и драматизации, сидя и лёжа на ковре. Смена форм и видов деятельности помогает детям стать раскованнее, увереннее и самостоятельнее. Особенно это проявляется при работе с пластилином и красками, где часто применяются нетрадиционные техники, такие как: рисование пальчиками, ладошками, использование природного материала в лепке, смятой бумаги в аппликации. Используемые технологии и приемы соотносятся с потребностями детей данного возраста, т. к. дети маленькие, эмоциональные, поэтому первое место здесь занимает наглядность, выразительность, желание педагога дать детям знания, объяснить что-то новое, непонятное.

    Всю работу с детьми строю с учётом данных  педагогической диагностики. На её основе определяю зону ближайшего развития детей. Диагностику провожу два раза в год с целью фиксации достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития. Результаты использую для осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. В начале года выявляю уровень развития детей и планирую содержание своей деятельности. В конце года сравниваю полученный и желаемый результат. Выборочная диагностика отстающих детей в середине года позволяет внести коррективы в план работы. Учитывая возраст детей, основными методами оценки, по которым ведется диагностирование, являются беседы, наблюдения и игровые упражнения. В группе были созданы календарно-тематические планы:  использовалось блочное  тематическое планирование, в котором одна тема рассматривается во всех видах деятельности   в течение недели. Подобран и систематизирован дидактический материал (приложения к перспективным планам).

   Для укрепления здоровья детей и снижения заболеваемости в группе систематически провожу оздоровительные мероприятия, учитывая возрастные особенности детей. Для оптимального двигательного режима группы использую следующие мероприятия:

•        Утренняя гимнастика.

•        Физкультурные паузы.

•        Подвижные игры.

•        Организованная активность на улице (подвижные и спортивные игры).

•        Образовательная деятельность по физическому развитию.

•        Взбадривающая, дыхательная гимнастика после сна.

•        Физкультурные досуги и праздники.

•        Дни здоровья.

•        Домашние задания для родителей по развитию различных видов движений.

•        Прогулки на свежем воздухе.

    Благодаря выстроенной модели физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий, в группе хороший уровень  посещаемости и низкий заболеваемости   (см. Приложение 1).

     В течение  трех  лет я углубленно работаю над темой: «Развитие мелкой моторики рук средствами нетрадиционной техники рисования». У детей, пришедших в группу три года назад не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо.   Актуальность моей работы заключалась в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

 Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

     Свою педагогическую деятельность по внедрению нетрадиционных методов рисования я начала с изучения методической литературы.  Меня привлекли технологии таких авторов, как Шкляровой М. «Рисуйте в нетрадиционной технике» и Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Опираясь на их работы, я провела диагностику кинетического и кинестетического праксиса на момент поступления детей в ДОУ для определения уровня развития мелкой моторики, и, на основании данных диагностики составила перспективный план работы.  В   предметно-развивающую среду группы были внесены следующие компоненты:

  • в  зону дидактических игр   приобретены  и сделаны самостоятельно с помощью родителей различные дидактические игры и пособия («Шнуровки», «Пазлы», «Застежки»,  «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое);
  • в уголок художественного творчества были включены  различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое;
  • в игровой уголок разнообразные конструкторы и мозаики;
  • в уголок театральной деятельности помещены  пальчиковые театры, дергунчики,  ширма для теневого театра, куклы сделанные, из ниток и других материалов, своими руками.

     Начиная с  первого дня пребывания  детей в группе, я организовала специальную полочку по изо деятельности. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые   материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере того, как  дети взрослели, содержимое полочки менялось: большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивалась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д..

     На занятиях я стараюсь познакомить детей с различными техниками рисования: кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, отпечаток бумаги, отпечаток ладошки, тиснение, накладывание красок, тычок жесткой полусухой кистью, процарапывание, рисунок по мокрой бумаге, отпечаток сжатой бумагой, цветной граттаж, монотипия, мелование, обрывание бумаги, оттиск пенопластом, отпечатки листьев, печать по трафарету, поролоном и т.д. Вместе с детьми мы экспериментируем с художественными материалами и инструментами: учимся смешивать краски, делать «размытую» картину, рисовать по-мокрому. В процессе творчества я стараюсь помочь детям почувствовать радость творчества, поощряю инициативность и самостоятельность в выборе материала и техники изображения. Занятия проходит в игровой форме, совместно с детьми мы выбираем технику рисования, используем различные материалы. Детям очень нравится экспериментировать с бумагой. На первых занятиях по каждой технике  я знакомила детей с ее особенностями, а лишь на следующих — создавать какие-либо образы или сюжеты. На каждом занятии  использовала игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное сопровождение. Важно учитывать и эффективную роль пассивных движений руки ребёнка (движение руки ребенка рукою педагога), на ранних этапах формирования двигательных навыков, во второй младшей, средней подгруппе можно использовать приём «рука в руке». Организуя занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности,  старалась учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. Ведь с возрастом ребёнка расширяется содержание занятий, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. К нетрадиционной технике можно отнести и картины кусочками ткани — собирать обрезки в отдельный мешочек, потом разрезать ткань на мелкие части и клеить на бумагу. Можно рисовать смятой бумагой — смять лист бумаги в руках, затем окунуть в краску и отпечатать на листе. Рисование нестандартными способами – это отличный способ не только поднять настроение и улучшить своё физическое здоровье, но и провести время с пользой – посмотреть на мир через призму новых возможностей!

    Результаты нашего совместного творчества представлены на выставках в нашем дошкольном учреждении. Также   работы наших детей  неоднократно принимали участие и во всероссийских конкурсах, на которых получали призовые места:  всероссийский творческий конкурс «Здравствуй весна», международный детский творческий конкурс поделок «Весеннее настроение) и др. (см.Приложение 1).

    Наблюдение за работой детей, оценка их продуктов деятельности   позволяют мне выявить уровни развития их изобразительных навыков и мелкой моторики. Полученные результаты говорят об эффективности проводимой работы (см.Приложение 1) и дают возможность планировать работу с детьми в дальнейшем.

         Я активно и ежедневно сотрудничаю с родителями. В тесной взаимосвязи с  ними стараюсь улучшить пребывание детей в детском саду. Прислушиваюсь к их советам, выстраивая линию поведения с конкретным ребенком. Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс применяю различные формы работы – это индивидуальные беседы, анкетирование, консультации,  собрания - презентации, творческие гостиные и мастер – классы, рекомендации в родительском уголке. Родители оказывают помощь в оформлении группы, в создании развивающей среды, в изготовлении игр, атрибутов и оборудования. Приглашаю родителей на совместные мероприятия, совместно устраиваем  в детском саду выставки, проводим конкурсы. Вся художественно-творческая деятельность, выполненная руками детей, предлагается вниманию не только родителей, но и жителей села на муниципальных выставках.

    Хотя опыт работы  в детском саду  у меня ещё небольшой, я всё же делюсь им со своими коллегами на семинарах РМО и творческой группы воспитателей разновозрастных групп, участвую в конкурсах, конференциях и выставках различного уровня. Представила на педсовете в школе и на семинаре творческой группы воспитателей разновозрастных групп материал по использование продуктивных видов деятельности, развивающих мелкую моторику.     В социальной сети работников образования nsportal.ru создала свой персональный сайт, опубликовала портфолио (см.Приложение 1).   С целью повышения профессионального уровня знакомлюсь с опытом педагогов-новаторов, посещаю открытые просмотры, консультации, семинары-практикумы,  своевременно прохожу курсы повышения квалификации, обучаюсь заочно в НГПУ .

     Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.

  В перспективе планирую продолжать обогащать предметно-развивающую среду, нарабатывать методический материал  для  продолжения работы в данном направлении   на следующем возрастном этапе своих воспитанников.    

«    2015г.»                  ____________/С.И.Подосинова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предо...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на первую квалификационную категорию

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на первую категории ДОУ МКОУ «СОШ» с.п. Хабаз Шаваевой Марины Мухамедовны Дети святы и чисты.Нельзя делать их игрушкою своего настроения!...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Куценко Анны Евгеньевны.  Я работаю воспитателем в МКДОУ Краснозёрский детский сад № 1 "Колосок" общеразвивающего вида. К ...

самоанализ профессиональной деятельности воспитателя

Самоанализ результатовпрофессиональной деятельности воспитателя Ф.И.О. –Черкесова Оксана БарасбиевнаДата рождения-  01.04.1975г.Занимаемая должность -  воспитательПедагогический стаж- 1...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя первой квалификационной категории Басаевой Т. В.

Материал содержит самоанализ профессиональной деятельности воспитателя по теме самообразования «Оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного спор...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ

Я работаю по программе дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева. Это - современная программа развивающего дошкольного образован...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя.

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления со своей Родиной».Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать фо...