Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя.
материал

Куницкая Юлия Владимировна

Тема«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления со своей Родиной».

Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya2023_original_avtosohranennyy.docx106.3 КБ

Предварительный просмотр:


Я, Куницкая Юлия Владимировна, в Садовском МКДОУ работаю с 31.12.2009 года, 13 лет из них я работаю воспитателем. Обучалась в «Карасукском педагогическом колледже», 27 июня 2013 года был выдан диплом о среднем профессиональном образовании. Присвоена квалификация: учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области дошкольного образования.
В 2015 году была аттестована на первую квалификационную категорию. А уже в 2018 году решила подать документы на высшую квалификационную категорию и была успешно аттестована.

Но на этом я не останавливаюсь и продолжаю познавать новое, принимаю участие в онлайн семинарах:

"Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания в ДОУ (3ч.); 

"Игровые технологии в дошкольном образовании" (10ч.)

"Психологические и эмоциональные аспекты готовности детей к школе" (2ч.).

Прошла обучение по дополнительной образовательной программе "Взаимодействие с родителями воспитанников ДОО" в обьеме120ч. 02.12.2019г.   А в ноябре 2022года успешно прошла курсы по программе повышения квалификации "Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога ДОО" в обьеме108ч.

 С более подробной информацией можно познакомиться на моем персональном сайте https://nsportal.ru/kunitskaya-yu-v, который позволяет черпать полезную и интересную для своей работы информацию, обмениваться опытом с другими педагогами.

Тема моего самоанализа: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления со своей Родиной».

Актуальность:

    Первые годы жизни у ребенка имеют решающее значение в становление основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающий его социальной действительности.

К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности». «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» -одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина, активного преобразователя окружающей и общественной среды. Педагогическое решение этой проблемы состоит в том, чтобы помочь ребенку соприкоснуться с историей, духовной и культурной традицией через различные виды деятельности, обеспечить фундамент для воспитания у него патриотических чувств. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к своей Родине. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее – необходимо всегда. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения. И наша задача как воспитателей – растить гражданина, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу. Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.

     Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям из детства: это и береза под окном, это и улица, по которой ходил, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом:

  • Возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно – нравственной ценности, посредством воспитания любви к своей Родине.

На основе анализа результатов диагностики и индивидуальных бесед с детьми своей группы, я сделала вывод:

  -достаточно скудные представления о стране в которой живет, о родном селе, о детском саде и его ближайшем окружении.

       -отсутствовал познавательный интерес к жизни села.

 -смогли рассказать, что им нравится в том месте, где они проживают, но отношения были не осознанны.

А ведь страна наша неповторима. Она имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Так как развитие представлений дошкольников о своей Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения- не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своей Родине было проведено их анкетирование. (Приложение№2) Полученные результаты дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с детским садом и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь. Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

В соответствии с этим я поставила следующие задачи:

  • Воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет: родному дому(семье), детскому саду, селу.
  • Предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя жителями огромной страны, участниками жизни своего села.
  • Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа.

Взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного края. Поэтому свою работу я начала, прежде всего, с составления перспективного плана на основании реализуемой в детском саду Основной образовательной программы дошкольного образования. Отбор и систематизацию материала проводила с учетом возрастных особенностей детей и рекомендаций М.Д. Маханевой «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Весь программный материал разделила по блокам «Семья», «Детский сад», «Родной поселок», «Родная страна». Работа по данным темам органично вписалась в воспитательно-образовательный процесс и осуществлялась в ходе познавательной непрерывно образовательной деятельности, художественно-эстетического цикла, совместной деятельности с детьми через следующие формы работы: экскурсии и целевые прогулки, прогулки – походы, праздники и развлечения, рассматривание наглядности, чтение художественной литературы, различные виды игр (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные), продуктивный труд по созданию макетов природных уголков, создание мини-музея, выставка результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родной стране, о селе).

Проанализировав опыт работы по научно-методическому сопровождению краеведческого образования дошкольников, пришла к выводу, что особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего края, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Созданный в группе мини- «музей Хлеба», при активном содействии родителей, предоставил детям практическую возможность действий с предметами, обыгрывание бытовых ситуаций, сюжетов народных сказок и профессиональной деятельности взрослых. Большую роль при этом играют экскурсии в музее библиотеки. Здесь мы знакомили детей с историей создания родного края, с подвигами воинов.

   При этом я осознавала, что важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, постоянно сопровождала его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, презентациями. Материал, полученный в ходе экскурсий, в совместной деятельности, во время игр, а затем эти знаний легко передавали в непосредственной деятельности.

В поиске современных педагогических приемов мы, к сожалению, часто забываем о народных традициях, об их воспитательной ценности. А ведь дети всегда являлись самыми активными участниками обрядов. Во всех традиционных приготовлениях дети помогали взрослым, у них были свои хлопоты и тайные заботы. В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как: «Осенины», »Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День рождения детского сада», «День народного единства». Еще с глубокой древности пришел к нам любимый праздник «Масленница»- проводы зимы и встреча весны.

У детей всегда остается очень много впечатлений после таких праздников. Знакомство детей с культурой, традициями укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к своему народу, его истории. В своей работе я эффективно использовала и взаимодействие с учреждениями села: с КДЦ, с библиотекой, с филиалом дома детского творчества р. п. Краснозерское, с Краснозерским художественно-краеведческим музеем.

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Я в своей работе опираюсь на родителей, не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа по тематическим блокам ведется непосредственно активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников – это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями обсуждают семейные традиции, корни своего рода. А рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события. Активно участвуют родители в создании развивающей предметно-пространственной среды: организации выставок, оформление праздников атрибутами, изготовлении для детей костюмов.

   Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют мне считать краеведение отправной точкой воспитания, так как дети нашего детского сада научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения истории своей Родины. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Наблюдаются легкая адаптация к условиям школы и высокий уровень успеваемости. А также мне удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ. Немалую помощь оказывает мне проектная деятельность. Я думаю, что у детей моей группы смогла зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своему краю, своей Родине.

 Для повышения эффективности реализации программы, не нарушая единых принципов и ее целостности, изучила и внедрила методики и технологии, способствующие развитию творческих и коммуникативных способностей воспитанников. В своей работе я придерживаюсь дидактических принципов воспитания, развития и обучения: научности, доступности, проблемности, активности, последовательности, системности, которые способствуют достижению качественного результата в работе с детьми. Работа воспитателя не выносит формализма, косности. Она требует постоянного поиска новых форм, подходов к воспитательно-образовательному процессу и постоянного творчества. Основным методов работы с детьми (как того и требует программа) является педагогика сотрудничества, когда ребенок и я общаемся на «равных». Педагогический процесс организую с использованием образовательных технологий:

  • На основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (педагогика сотрудничества, техники педподдержки и др.),
  • На основе активизации и интенсификации деятельности воспитанника (проблемные ситуации, игровые),
  • На основе эффективности организации процесса обучения (дифференцированного обучения, индивидуализации обучения),
  • Технологий, предполагающих построение учебного процесса на деятельностной, проблемной, эмоционально-психологической основе.

  Особое место в своей педагогической деятельности уделяю сохранению и укреплению здоровья детей. В течение дня провожу с детьми игры разной двигательной активности, применяю закаливающие и оздоровительные  мероприятия : гимнастику для глаз, пальчиковую и дыхательную гимнастику, физкультминутки. Работу осуществляю совместно с медицинским персоналом детского сада. В моей группе отмечается хорошая посещаемость и низкая заболеваемость детей.

Начало 2019-2020г

Начало 2020-2021г

 Начало 2021-2022г

Заболеваемость

    5.5 д/д

   5,1 д/д

   4.9 д/д

Посещаемость

    68%

   71%

    78%

Для полноценного физического развития детей, реализации их потребности в движении были созданы определенные условия. В группе оборудован уголок физической культуры, где располагаются физические пособия для развития двигательных умений и навыков, профилактики плоскостопия, формирования осанки, снятия усталости и т.д. Гибкий оздоровительный режим дня, предполагает систематическую работу по использованию здоровьесберегающих технологий : гимнастика пробуждения, физкультминутки, гимнастики для глаз и пальцев, частые смены динамических поз, дыхательные гимнастики, закаливание, музыкотерапия, релаксация, в комплекс утренней гимнастики включаю упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки и т.д. Применение их на практике помогает детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду: снимает психическое напряжение, успокаивает.

Считаю, что приоритетным показателем педагогического творчества является способность создавать условия для творческого выражения каждого воспитанника, поэтому большое внимание уделяю созданию развивающей  предметно- пространственной среды в группе. Предметный мир детства-это среда развития различных видов деятельности. При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, я поставила себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами. Совместно с родителями старались сделать развивающею предметно- пространственную среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых центров с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности. Родители - активные участники различных мероприятий, проводимых в ДОУ (спортивные мероприятия, «Дни открытых дверей», экскурсии, участия в конкурсах и т.д )

  Постоянный анализ достижений воспитанников-обязательное условие моей работы. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве поставленные перед собой задачи.

Уровень усвоения детьми моей группы основных разделов программы за последние три года составил следующие результаты:

           

    2019-2020г.                                2020-2021г.                        2021-2022г.

 средний уровень усвоения

 -низкий уровень усвоения

высокий уровень усвоения

В 2017 году мои выпускники поступили в первый класс. Они часто приходят в группу рассказать о своих успехах, поиграть в детском саду с малышами. Наблюдая за тем, как адаптируются мои бывшие воспитанники к школьной жизни, хочу отметить, что благодаря проведенной работе они безболезненно «встроились» в новую для себя обстановку, быстро привыкли к новым условиям повседневной жизни, что закономерно сказывается на уровне их успеваемости. Они легко включаются в любую деятельность, творчески воспринимают новый материал, свободны в общении с детьми и взрослыми. Ребята имеют высокий уровень знаний, активно участвуют в школьных мероприятиях, посещают кружки. Могу с уверенностью сказать, что мой труд помог многим моим воспитанникам сполна реализовать себя на данном жизненном этапе.

    В.В. Сухомлинский утверждал, что детство- это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Мне кажется, что и педагогу также необходимо открытие, познание и самообразование, поэтому я стараюсь быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дошкольного образования, изучаю новые педагогические технологии, их цели и задачи, условия внедрения в образовательный процесс, методическую и педагогическую литературу. Постоянно занимаюсь разработкой конспектов открытых мероприятий, консультаций для родителей, пополняя ими методическую копилку; принимаю участие в семинарах, мастер-классах и педагогических советах ДОУ; подготавливаю консультации для родителей; являюсь членом творческой группы ДОУ; посещаю методические объединения воспитателей района.  Знакомлюсь с материалами и документами в СМИ сайтов для дошкольных работников. В библиотеке нашего сада можно увидеть журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель», которые являются необходимым подспорьем в нашей работе.

 Со своими воспитанниками мы принимали активное участие в конкурсах различного уровня, выставках.

Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря им мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. «Мои» дети чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно, раскрепощенно. На их лицах улыбки, а это самое приятное в моей профессии. Наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребёнок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предо...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на первую квалификационную категорию

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на первую категории ДОУ МКОУ «СОШ» с.п. Хабаз Шаваевой Марины Мухамедовны Дети святы и чисты.Нельзя делать их игрушкою своего настроения!...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Куценко Анны Евгеньевны.  Я работаю воспитателем в МКДОУ Краснозёрский детский сад № 1 "Колосок" общеразвивающего вида. К ...

самоанализ профессиональной деятельности воспитателя

Самоанализ результатовпрофессиональной деятельности воспитателя Ф.И.О. –Черкесова Оксана БарасбиевнаДата рождения-  01.04.1975г.Занимаемая должность -  воспитательПедагогический стаж- 1...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Подосиновой Светланы Игоревны

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способнос...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя первой квалификационной категории Басаевой Т. В.

Материал содержит самоанализ профессиональной деятельности воспитателя по теме самообразования «Оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного спор...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ

Я работаю по программе дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева. Это - современная программа развивающего дошкольного образован...