Музыкальные игры для дошкольников
статья на тему

Захарова Алла Яновна

В данном материале можно найти ответы на вопрос для чего нужны игры в детском саду, какие бывают виды музыкальных игр, их классификация и некоторые примеры развивающих музыкальных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharova_a_muzykalnye_igry_dlya_doshkolnikov.docx29.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                     Захарова А.Я., музыкальный руководитель

                                                                                    ГБОУ начальная школа-детский сад №662

                                                                                 Кронштадтского района  Санкт-Петербурга

 

                                       «Музыкальные игры для дошкольников»

Известно, что игра — это основная деятельность малышей дошкольного возраста. Именно поэтому дети познают эстетику звуков в игровой форме. В педагогике такую деятельность стали называть музыкальными играми.

Музыкальная игра, по утверждению известного педагога  А.В. Кенеман, это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, наиболее способствующим развитию фантазии ребёнка, эстетических и нравственных чувств.

Основная задача музыкальной игры формировать у детей восприятие музыкальных образов и способность выражения их в движении в соответствии с музыкой.

Долгие годы игра рассматривалась, как дидактическое средство и метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания детей стремится к использованию музыкальных игр, которые бы предусматривали развитие музыкальных и творческих способностей ребёнка, формировали художественные вкусы, эстетические эмоции и чувства.

Для чего нужны музыкальные игры в детском саду?

С самого рождения малыш, слушая колыбельную песню мамы, учится слышать и воспринимать музыку, чувствовать характер звуков. Погремушки, музыкальные игрушки вызывают познавательный интерес. Такие игры помогают ребенку в доступной, занимательной форме знакомиться с окружающим миром.

Психологи утверждают, что музыка помогает гармонично развиваться малышу. Было обнаружено, что благодаря образовательным занятиям, на которых педагоги применяют детские музыкальные игры, в детском саду воспитанники лучше усваивают и запоминают материал. Кроме этого, такая деятельность способствует:

  • развитию памяти;
  • внимания;
  • логического мышления;
  • усидчивости;
  • формированию речи, правильному произношению звуков;
  • развитию координации движений;
  • повышению мотивации к обучению;
  • формированию эстетического вкуса.

Правильное дыхание во время музыкальных игр является эффективной профилактикой заболеваний дыхательных путей, а также улучшает обменные процессы, а сами занятия позволяют преодолеть различные психологические индивидуальные проблемы (например, способствуют адаптации ребенка в детском коллективе).

Отмечают следующие виды музыкальных игр в детском саду:

  • Подвижные.
  • Дидактические.
  • Хороводные.

Подвижные игры  никогда не оставят детей дошкольного возраста равнодушными. А если такая деятельность проводится еще и под музыкальное сопровождение, то эффективность занятий увеличится в несколько раз. Именно поэтому на различных развлекательных мероприятиях для детей проводят самые разнообразные музыкальные подвижные игры. В детском саду это беспроигрышная форма работы — запоминающееся, яркое, интересное и веселое проведение досуга!

Подвижные игры можно проводить не только на музыкальных занятиях. Их широко используют в качестве физминуток, развлекательных моментов, соревнований.

Важно правильно выбрать тематику игры, которая будет гармонично перекликаться с занятием, а также необходимо четко сформулировать задачи и описать желаемые результаты деятельности.

В качестве примера предлагаю ознакомиться с интересными подвижными музыкальными играми, которые можно провести в детском саду:

  1. Выполнение движений по тексту песни. 

В качестве материала можно использовать песенки Железновой Е. С. или народные прибаутки, потешки.

  1. Деятельность, направленная на восприятие характера музыки. 

К этой категории относятся, например, такие игры, как «Покажи весело-грустно», «Изобрази мелодию мимикой», «Дождик — солнышко».

  1. Соревнования. Самой известной игрой такого рода является «Займи стульчик». Также можно предложить поиграть в «Море волнуется» под музыку (в тот момент, когда прекращает играть мелодия, участники «замирают»), «Повтори за мной» (направлена на развитие координации движений и внимания).

Координационно – подвижные игры дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:

• коммуникативные игры, выполняющие задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;

• игры команды;

• пластико-ритмо-речевой театр.

Музыкально-дидактические игры в детском саду применяют в любых видах деятельности. Так, например, используя изображения музыкальных инструментов, можно провести дидактическую игру, изучая счет или развивая речь. При подготовке педагогу важно определить цель и задачи игры, подготовить необходимый реквизит.

Развивающие возможности игры, как одной из привлекательных для детей форм творческой музыкальной деятельности, раскрываются в работах Н. А. Ветлугиной. Сюжеты музыкальных игр конкретизируются понятными для детей картинами природы, образами животного мира, сказочными образами, но при этом они не теряют яркой художественной содержательности.

Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н.Зимина, Э.П.Костина.

Музыкально-дидактические игры в детском саду эффективно провести без специального образовательного материала достаточно сложно. Само название деятельности предполагает наличие дидактической картотеки. Можно приобретать готовую продукцию или создавать игры самостоятельно. Приобщить к изготовлению материала желательно и детей. Такая деятельность принесет не только практические результаты, но и станет занимательным занятием для воспитанников.

Музыкально-дидактическим материалом игр являются:

- песни, инструментальные произведения;

- набор музыкальных инструментов;

- наборы музыкальных игрушек.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями.

Материалы к дидактическим музыкальным играм классифицируют таким образом:

  • аудиозаписи;
  • музыкальные инструменты;
  • музыкальные игрушки;
  • печатная продукция (карточки, изображения, иллюстрации).

Примеры музыкальных дидактических игр в детском саду

  1. «Угадай инструмент». Детям предлагается услышать звук (при этом можно использовать как аудиозапись, так и настоящий инструмент) и показать карточку с изображением музыкального инструмента, который этот звук воспроизводит.
  2. «Что лишнее?». Участникам раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Детям необходимо выбрать лишний предмет. Например, на карточке изображения 3-х духовых инструментов и одного ударного (соответственно, он и будет лишним).
  3. «Колокольчики звенят». Малышам предлагается с помощью карточек, на которых изображен большой (дон) и маленький (ди-ли) колокольчик, составить рисунок прослушанной мелодии. Для этого детям необходимо разложить карточки в необходимом порядке.
  4. «Веселый металлофон». Воспитатель раскладывает в определенном порядке карточки того цвета, который соответствует необходимому отделению металлофона. Детям нужно воспроизвести «зашифрованную» на карточках мелодию на этом музыкальном инструменте.

Такие детские музыкальные игры в детском саду станут настоящим праздником для малышей. Яркий дидактический материал поможет эффективно преподнести и закрепить детям образовательный материал.

Хороводные музыкальные игры отличаются тем, что проводятся с группой детей, которые идут по кругу, держась за руки и напевая слова. Хоровод — это давняя традиция нашего народа, известная еще несколько столетий назад и имеющая религиозные корни. Известно, что таким образом наши предки просили плодородия, встречали весну, «вызывали» дождь. И сегодня хоровод вокруг елки или поздравление именинника «караваем» — не что иное, как хороводные музыкально-развивающие игры. В детском саду можно организовать хоровод, напевая веснянки, колядки, народные прибаутки.

Замечено, что дети, которые с дошкольного возраста знакомятся с эстетической красотой музыки, лучше усваивают школьную программу, отличаются высокими интеллектуальными и творческими способностями.

                                                        Классификация музыкальных игр

- игры, развивающие музыкальный слух

(звуковысотный, тембровый, диатонический, гармонический, ладовый слух)

- игры, развивающие чувство ритма;

- игры на развитие детского творчества

- игры на развитие ритмического восприятия

- игры на определение характера музыки

- игры на определение жанра музыкального произведения

- игры на развитие музыкальной памяти

- игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;

- игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности;

- музыкально-игровые композиции.

Кроме того, разделить музыкальные игры можно, в зависимости от роли воспитанника в процессе деятельности, на несколько видов:

  1. Игры, направленные на восприятие музыки. 

В качестве примера такие игры, как  «Угадай инструмент по звуку», «Определи характер музыки», «Угадай песенку из мультфильма». Также интересны детям такие развлечения, как «Листочки шелестят», «Солнечный и дождливый день», «Звуки природы» — это осенние музыкальные игры в детском саду. Их можно адаптировать под любое другое время года.

  1. Самостоятельное исполнение. 

В данном случае нет необходимости профессионально воспроизводить музыкальные произведения — не многие воспитанники детского сада имеют такой талант. А вот постучать на деревянных ложках, задать ритм барабаном или даже простыми хлопками в ладоши — вполне под силу даже самым маленьким деткам.

  1. Творческие детские музыкальные игры в детском саду. 

Любая деятельность, в которой детям предлагается проявить свои таланты и способности является творческой. Например, можно предложить воспитанникам, прослушав мелодию, «воспроизвести» ее красками на бумаге.

Музыкально-ритмические игры в детском саду улучшают общее физическое развитие ребёнка, формируют  осанку, развивают слух, ритм, музыкальную память, учат принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, развивают мелкую и крупную моторику, слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию, формируют навыки вербального и невербального общения.

С помощью музыкально-ритмических игр дети учатся:

- двигаться ритмично

- координировать движения

- ориентироваться в пространстве

- эмоционально откликаться на музыку, чувствовать ее характер

- менять движения в соответствии с формой музыкального произведения

- взаимодействовать с коллективом сверстников

- импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений

                                      Пример музыкально-ритмических игр:

Игра «Подвижные орнаменты»

Под музыку дети, перестраиваясь, формируют композиции: круги, змейку, квадрат, линии и т.д.

Этюд для рук «Листья падают…»

Под плавную вальсообразную музыку дети руками имитируют падающие листья. Движения должны быть нерезкими, передающими скольжение предмета и мелодии. Можно усложнить задание: «Подул ветер» - меняется характер листьев, поднятых ветром.

Игра « Чей кружок быстрее соберется?»

Дети образуют 4 кружка. В середине каждого круга стоит ребенок-ведущий, в руках у него платочки разного цвета.

1-4т. Дети идут по кругу, ведущие помахивают платочком, показывают.

5-8т. Дети хлопают, ведущие свободно пляшут.

9-16т. Все бегут по залу, ведущие машут платочком «прощаются».

17-20т. Дети свободно пляшут, в конце приседают и закрывают глаза.

Ведущие меняются местами (без музыки), и поднимают платочки.

21-24т. Дети бегут к своему ведущему и становятся вокруг него, взявшись за руки. Выигрывает тот кружок , который собрался первым.

Игра «Займи домик»

Дети стоят в маленьких кружочках – домиках. В каждом домике – птичка. В центре зала сидит птичка, которой не хватило домика.

1-Дети спокойным шагом идут вправо по кружкам, птички сидят.

2-Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. Все птицы летают. С окончанием музыки каждая стремится поскорее занять любой домик.

Игра со «Звоночками».

Дети стоят в кругу. У каждого в правой руке колокольчик. В середине круга стоит воспитатель без игрушки.

1-8т. Дети бегут вправо по кругу. Воспитатель бежит влево. В конце музыки дети поворачиваются лицом в круг.

9-12т. Звенят колокольчиками.

13-16т. Кружатся. С окончанием музыки кладут колокольчики на пол.

17-24т. Повторяются движения 1-8т. С последним аккордом быстро берут колокольчики. Воспитатель старается взять чей-нибудь колокольчик. Тот, кто остался без него, идет в середину круга, он - ведущий.

Игра «Найди свое место»

Все дети стоят в шеренге (колонне). Звучит веселая музыка, дети разбегаются по площадке, бегают, прыгают, играют, двигаются в характере музыки. Музыка прекращается. Все участники должны быстро занять свои места в шеренге (колонне). Руководитель отмечает тех, кто правильно занял место в строю.

Включая в педагогический процесс игру, педагог учит дошкольников играть, как выражался А. С. Макаренко – «создавать хорошую игру».

Если в дошкольном детстве ребёнок успел наиграться от души, то в будущем ему проще будет адаптироваться к ситуациям, меняя разные роли.

 «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (В. А. Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальные игры для дошкольников"

Пособие для музыкальных руководителей.Игры с песнями , развивающие музыкальные и творческие способности детей....

Музыкальные игры для дошкольников в семье

Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра — планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста....

Музыкальные игры для дошкольников

Используя музыкальные игры в повседневной жизни ребёнка - развиваем его музыкальные способности, творчество, фантазию....

Музыкальные игры для дошкольников с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой

Роль музыкальных игр в воспитании и обучении дошкольников очень важна. Они способствуют воспитанию у детей адекватного отношения к окружающему при условии доступности их детскому  пониманию...

"Музыкальные игры для дошкольников"

Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей. Избавлению от комплексов.С помощью игры дети легче воспринимают данный материал, о...

Статья "Музыкальные игры для дошкольников"

Музыкальное воспитание в детском саду является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Грамотный и творческий п...

Музыкальные игры для дошкольников

Изготовление и содержание музыкально-дидактических игр....