Методическая разработка по развитию сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников
методическая разработка на тему

Винокурова Анна Владимировна

3 блока образовательных ситуаций для развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.В.Винокурова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье рассмотрены методические подходы по развитию сюжетно-ролевой игры старших дошкольников различных педагогов и психологов. Приведены описание и характеристики авторских методик.

В современной педагогике термин «руководство игрой» заменен понятием «развитие игры» дошкольников. С чем это связано? Так как игра эффективна лишь тогда, когда является свободной деятельностью детей, то термин «руководство игрой» этому противоречит. Чтобы не нарушать естественности детской игры, воспитателю необходимо стать партнером по игре. Это обеспечит включение его в игру и позволит оказать положительное влияние на ее развитие.

Данный вопрос освещен в трудах Р.И. Жуковской, Н.Ф. Комаровой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, П.Г. Саморуковой, Л.С.Новоселовой, Е.В.Зворыгиной,  О.В.Солнцевой, Е.О.Смирновой, Е.Е.Кравцовой.  Авторы считают, что именно участие взрослого влияет на многообразие и развитие игровой деятельности ребенка.

Основная цель педагогического воздействия – формирование игровых умений, обуславливающих самостоятельную творческую игру детей. Использование определенных методик обеспечивает всестороннее развитие игровой деятельности ребенка.

Для развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры Н.Ф. Комаровой и Е.В. Зворыгиной был предложен комплексный метод руководства игрой. Данный метод представляет собой систему педагогических воздействий и включает в себя:

  • планомерное обогащение жизненного опыта детей;
  • совместные игры воспитателя с детьми;
  • своевременное изменение предметно-игровой среды;
  • общение педагога с детьми, которое побуждает детей к самостоятельному применению новых способов решения игровых задач;

При использовании данного метода дошкольник овладевает богатым игровым опытом.

П.Г.Саморукова предлагает прием косвенного и прямого воздействия.

Косвенное воздействие исключает непосредственное вмешательство взрослого в детскую игру. Обогащать игровой опыт ребенка в данном случае можно посредством чтения книг, экскурсий, наблюдений, дидактических игр. Режимные моменты, беседы, прогулки тоже могут выступать средством обогащения игрового опыта детей.

Прямое воздействие, в отличие от косвенного, наоборот, предполагает непосредственно ролевое участие взрослого в игре. Помимо самого участия, педагог может предложить детям тему или сюжет для игры, распределить роли, подобрать атрибуты для игры, принять участие в предварительном планировании игры.

В группе старших дошкольников нужно использовать больше косвенных приемов.  

Многие исследования доказывают, что игра не возникает у ребенка спонтанно, она копируется у других людей, которые уже владеют данными навыками.  Поэтому педагогу необходимо развивать у себя качество игровой позиции, чтобы ребенок приобретал опыт игровых действий в процессе взаимодействия со взрослым. Начиная с партнерской роли, педагог постепенно становится координатором игровых замыслов и общения детей. В дальнейшем педагог становится наблюдателем за игрой, при необходимости оказывая непрямую помощь.

Прием прямого и косвенного руководства игрой лег в основу методик, разработанных современными авторами.

Так, Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова предлагают развивать игровые умения посредством «игры-придумывания», которая должна разворачиваться только в вербальной плоскости. При этом если взрослый – участник игры, то игровые атрибуты отсутствуют. В самостоятельной игре дети используют игрушки, а полученные умения помогают реализовать игровые планы.

Игру начинают постепенно, частично изменяя уже известный детям сюжет. В процессе игры воспитатель предлагает усложнение путем преобразования сюжета. Затем происходит совместное сочинение нового.

Авторы выделяют этапы игры-придумывания:

  1. Совместный пересказ известной дошкольникам сказки.
  2. Частичное преобразование известной сказки.
  3. Придумывание новой сказки с сочетанием сказочных и реалистических компонентов.
  4. Сочинение нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».
  5. Придумывание новых историй на базе реалистичных событий.

Детей следует включать в игру не менее трех раз на каждом из этапов.

Сюжеты сказок служат лучшим вариантом в данной игре, т.к. имеют общую схему:

  • возникает желание иметь какой-то предмет, за которым отправляется главный герой;
  • герой встречается с обладателем волшебного средства и для его получения проходит испытание;
  • герой получает волшебное средство, при помощи которого можно достать желаемый предмет;
  • герой встречается с противником, у которого находится желаемый предмет и проходит новое, самое главное испытание (как правило, сражается с противником);
  • герой побеждает противника и получает предмет;
  • возвращение героя домой и получение заслуженной награды.

Этой схемой пользуется только воспитатель, но не дети. В игре-придумывании участвуют 2-3 ребенка, возможно включение зрителей. Длится игра 10-15 минут.

Е.Е.Кравцова предлагает развивать умения дошкольников, используя ситуации, мешающие реализации задуманного сюжета. В этом случае дети смогут одну и ту же игру сыграть по-разному. Например, один раз доктор принимает маму с ребенком, а в другой раз пожилого человека. В каждой из этих ситуаций будут меняться игровые действия, диалоги. В дальнейшем ребенок сможет играть в одну и ту же игру совершенно по-разному, но уже самостоятельно: импровизируя по ситуации, добавляя различные события, ситуации. В таких игровых условиях у ребенка происходит осознание и осмысление различных обстоятельств, окружающих его в реальной жизни, а также развитие воображения.

Е.Е.Кравцова пишет, что участие воспитателя по ознакомлению ребенка с окружающим миром крайне важно, потому как именно в сюжетно-ролевой игре внимание дошкольника направлено на социальное взаимодействие людей.

Поскольку зачастую дети в игре лишь повторяют заученные ранее действия, данный метод помогает этого избежать.

Педагогическая технология О.В.Солнцевой реализуется в три этапа:

1 этап. Обогащение представлений детей о сфере, предполагаемой для отображения в игре.

Средствами обогащения могут выступать наблюдения, чтение художественной литературы, беседы и рассказы детей о впечатлениях, полученных на собственном опыте. В рассказе воспитателю важно помочь ребенку выделить те ситуации, которые в последствие он сможет отобразить в игре. Обращая внимание на детали, воспитатель способствует активизации детского воображения. Основной задачей воспитателя на данном этапе является обогащение содержания игры, создание «банка идей» для организации игры.

2 этап. «Игра в подготовку к игре»:

  • определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития согласно теме;
  • создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
  • совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап. Самостоятельная игра детей. Организация самостоятельной игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает.

Педагогическая технология О.В.Солнцевой позволяет планомерно подойти к самостоятельной игре ребенка на качественно новом уровне. Выявление неполноты детских представлений позволяет воспитателю определиться с содержанием банка идей, выбором способов для восполнения необходимой информации. На основании выявленных проблем создаются картотеки, где при помощи символов, условных изображений и кратких подписей к ним зафиксированы ситуации, наиболее интересные для детей. Данные картотеки создаются воспитателем совместно с детьми: придуманные ребенком ситуации могут фиксироваться при помощи рисунков, пиктографического письма, записыванием воспитателем под диктовку.

Постепенно воспитатель подводит детей ко второму этапу данной технологии – к подготовке к игре. Подготовка включает участие детей и воспитателя в изготовлении соответствующих для игры атрибутов. Как вариант, здесь можно использовать тематическое коллекционирование. Совместное творчество воспитателя и детей создает все условия для реализации замысла уже в самостоятельной игре. Подготовка к игре может быть продолжительнее, чем сама игра. Таким образом, воспитатель подводит детей к заключительному этапу – непосредственно самостоятельной игре.

Для анализа устойчивости ребенка в подчинении игровому правилу можно использовать тест «Устойчивость игровому правилу (по Д.Б.Эльконину)». Для проведения теста используются сюжетные игрушки для игры в «дочки-матери» и «пожарных». Данная методика предполагает проведение двух серий:

  1. Детям предлагается игра в «Дочки-матери». В процессе игры тот, кто проводит тест, берет на себя роль воспитателя и предлагает «матерям» оставить «детей» в детском саду.
  2. Детям предлагается игра в «Пожарных». Когда пожарные «приезжают к месту возгорания», экспериментатор-пожарный просит одного участника остаться в машине.

Далее следует оценка результатов теста: проводится анализ поведения ребенка в момент борьбы мотивов: подчинение общим правилам или правилам, возникшим в процессе игры.

Также можно использовать тест «особенности сюжетно-ролевой игры» (по Краснощековой Н.В.). Целью данной диагностики является анализ специфики сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. Проведение диагностики заключается в естественном наблюдении за самостоятельной игрой детей. Анализ наблюдений проводят по схеме:

  1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач;
  2. Содержание;
  3. Сюжет;
  4. Выполнение условий роли и взаимодействие детей в игре;
  5. Игровые действия и игровые предметы;
  6. Игровые правила;
  7. Достижение результата игры;
  8. Особенности конфликтов в игре;
  9. Игровая среда;
  10. Роль взрослого в руководстве игрой.

Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова выделяют принципы организации сюжетно-ролевой игры:

  • совместная игра педагога и детей, где воспитатель занимает равнозначную позицию, но в то же время поддерживает эмоциональный контакт;
  • построение игры с учетом индивидуально-возрастных особенностей детей;
  • ориентация ребенка на вербализацию смысла своих действий партнерам по игре;
  • формирование и развитие умения играть в коллективе и создание условий для самостоятельной игры;

С.А. Шмаков также обозначил принципы, следование которым обеспечивает реализацию игрой характерных для нее функций:

  • отсутствие принуждения;
  • поощрение  игровой инициативы;
  • создание игровой атмосферы;
  • взаимосвязь игровой и учебной деятельности;
  • переход от простых игр к более сложным.

Следует отметить, что при выборе метода руководства и сопровождения игрой, воспитатель должен руководствоваться главным условием – естественностью игрового процесса. Дети не должны ощущать «обучения» игре. Воспитатель должен понимать специфику сюжетно-ролевой игры, иметь представление о ее развивающем значении.

Комплексный метод руководства игрой Н.Ф.Комаровой и Е.В.Зворыгиной имеет наиболее эффективное воздействие на ее развитие. Данный прием позволяет воспитателю планомерно обогащать жизненный опыт детей, дает возможность целенаправленно влиять на содержание игры и взаимоотношения дошкольников. Метод комплексного руководства позволяет воспитателю руководить игрой, не являясь ее непосредственным участником. Такой подход к руководству обеспечивает системную, пошаговую работу воспитателя в развитии игры, способствует активизации воображения детей.

Образовательная ситуация может выступать эффективным средством организации детской деятельности, способствующей комплексному развитию и саморазвитию дошкольников: использование разнообразных форм и методов моделирования игрового опыта детей, организация игровой предметно-пространственной среды, ориентированной на формирование игрового опыта детей с учетом их возрастных особенностей, обеспечивает всестороннее развитие личности детей.

Список литературы:

  1. Зворыгина, Е.В. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры / Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1989. –№ 5.
  2. Кравцова Е.Е. Методологическое значение взглядов Д.Б. Эльконина на детскую игру// Мир психологии и психология в мире. - 2004. - № 1.- С. 68-76.
  3. Менджрицкая Д.В. Воспитателю о детской игре /Д.В. Менджрицкая – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
  4. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание.- №4.- 1989.- С.38-45
  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
  6. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателя [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
  7. Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика/Под редакцией В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. Ч.1,2, - М., 1988.
  8. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
  9. Шмаков С.В. Учимся, играя./ С.В.Шмаков. - М.: ЦГЛ, 2004. - 128 с.



Предварительный просмотр:

Проект «Образовательные ситуации как средство развития сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет».

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет.

Результаты констатирующего эксперимента обозначили для нас проблему в развитии сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет: в игровые сюжеты не включен литературный опыт детей, нет эмоциональных впечатлений из жизненного опыта, отсутствует детское творчество.

Для решения данной проблемы было решено разработать серию ситуаций, направленных на развитие сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет. Использование метода комплексного руководства игрой Е.В.Зворыгиной и Н.Ф.Комаровой повлияло на группирование разработанных нами ситуаций следующим образом:

  • 1 серия ситуаций была направлена на обогащение содержания сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет;
  • 2 серия направлена на создание развивающей предметно-игровой среды;
  • 3 серия посвящена ситуациям взаимодействия педагога с детьми.

В основу ситуаций внесена тема путешествий. Аргументацией данного выбора послужила тематическая актуальность: реальные события и факты в совокупности со сказочной необычностью вызывают интерес и активное участие детей в развитии сюжета игры.

1 серия ситуаций: Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры у детей детей 6-7 лет.

Ситуация №1. «Знакомство с пиратами»

План-схема образовательной ситуации

Тема образовательной ситуации

«Морское путешествие»

Возрастная группа

6-7 лет

Цель

Обогатить представления детей о морских путешествиях посредством ЧХЛ

Задачи

  1. Познакомить детей с произведением Д.Снежинкиной «Кровожадный пират»;
  2. Развивать творческое воображение и игровой опыт детей посредством игр-этюдов;
  3. Вызвать положительный эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

Методы и приемы реализации

  • Прием мотивации:
  • демонстрация новой книги, предложение о ее прочтении;
  • Прием активизации внимания детей:
  • чтение произведения Д.Снежинкиной «Кровожадный пират»;
  • рассматривание иллюстраций из книги «Кровожадный пират»; обсуждение образа пирата, его характерных признаков.
  • Игровая деятельность детей:
  • игра-этюд «Оденься как пират»

Ход ситуации

Воспитатель привлекает внимание детей к новой яркой книге. Книга необычная по форме – имеет силуэт пирата, поэтому быстро привлекает внимание детей.

Внутри книги яркие иллюстрации о жизни пиратов, их приключениях и путешествиях. Текст расположен между иллюстрациями, что дает возможность их рассматривания во время чтения.

После прочтения ведется обсуждение о характерных признаках пиратов, их особенностей во внешности, образе в целом.

Для закрепления представлений о морских разбойниках, детям предлагают поиграть в игру «Оденься как пират»: из подручных средств ребенок должен создать образ пирата. Использовать можно все предметы, находящиеся в игровой зоне. Для более яркого образа, детям рекомендуется вспомнить особенные признаки внешности героя (повязка на глаз, бинокль на шее, трость, шляпа и т.д.) и постараться отразить их в своем образе.

В ходе игры воспитатель поощряет (хвалит)  детей за креативность в создании образа, находчивость в подходе к подбору атрибутов. Важно обращать внимание на успешные действия детей, оказывать помощь в затруднительных моментах, привлекать других детей к оказанию помощи товарищу.

По итогам игры ведется совместное обсуждение на лучшее решение, самый интересный образ. Проводится самооценка: что удалось выполнить, над чем следует поработать, при помощи каких средств можно дополнить образ?

Ситуация №2. «Навстречу приключениям»

План-схема образовательной ситуации

Тема образовательной ситуации

«Приключение в пути»

Возрастная группа

6-7 лет

Цель

Обогатить представления детей о морских приключениях посредством просмотра мультфильма

Задачи

  1. Познакомить детей с произведением Р.Стивенсона «Остров сокровищ» посредством мультипликации.
  2. Развивать творческое воображение детей посредством дидактических игр.
  3. Вызвать положительный эмоциональный отклик от просмотра мультфильма и игровых моментов.

Методы и приемы реализации

  • Прием мотивации:
  • предложение о просмотре мультфильма «Остров сокровищ» по произведению Р.Стивенсона;
  • Прием активизации внимания детей:
  • просмотр мультфильма «Остров сокровищ»
  • беседа о просмотренном мультфильме, обмен впечатлениями;
  • рассматривание иллюстрированной серии Виммельбух «Вперед к приключениям» и «Пиратская книга»;
  • обсуждение состава команды корабля, быта и особенностей корабельной жизни.
  • Игровая деятельность детей:
  • дидактическая игра «Собираемся в плавание»;
  • дидактическая игра «Что лишнее?»;
  • настольная игра «Пираты».

Ход ситуации

Воспитатель вносит предложение о просмотре мультфильма «Остров сокровищ».

После просмотра ведется беседа на выявление полученных впечатлений, эмоций. Дети рассказывают о моментах, которые особенно запомнились, почему.

Воспитатель привлекает внимание детей к двум пустым рюкзакам, которые предлагает наполнить предметами, необходимыми для морского путешествия. Смекалка и выдумка приветствуются в выполнении задания. Дети делятся на две команды: пираты и путешественники. По команде начинают собирать рюкзаки. Воспитатель при необходимости оказывает непрямую помощь в нахождении решений. По итогу игры команды демонстрируют друг другу содержимое рюкзака. Важно объяснить, для чего нужны выбранные предметы. Воспитатель положительно отмечает обе команды, акцентируя внимание на особенно интересных решениях и предлагает поиграть в «обратную» игру: из наполненного рюкзака нужно убрать ненужные предметы, объяснить свое решение. В рюкзаке должны находиться как необходимые предметы, так и посторонние, как например: компас, набор продуктов, удочка, книга, посуда, утюг, удочка, цветок, бинокль, ноутбук, аптечка и т.п. Исключая какой-либо предмет, ребенок аргументирует свое решение. Воспитатель обращает внимание на нестандартные решения детей, например: оставив в рюкзаке книгу, ребенок мотивирует это тем, что в свободные от работы на корабле часы можно отдохнуть и почитать; удочка нужна на случай, если закончится запас еды, то можно наловить рыбу и т.д.

Самые интересные ответы отмечаются воспитателем: можно поощрить этих детей небольшим призом - тематическим значком, наклейкой и т.д.

После занятия можно предложить детям дидактическую настольную игру «Пираты», которая проведет путешественников по загадочным местам к заветному сундуку. Яркая книга серии Виммельбух  «Вперед к приключениям» и «Пиратская книга», предложенная воспитателем для рассматривания, увлечет детей разнообразием событий, происходящих во время морского путешествия

В конце занятия дать детям задание: принести сувениры, привезенные из морских путешествий.

Ситуация №3. «В гостях морского царства»

План-схема образовательной ситуации

Тема образовательной ситуации

«В гостях морского царства»

Возрастная группа

6-7 лет

Цель

Обогатить и расширить представления детей о разнообразии подводного мира

Задачи

  1. Познакомить детей с разнообразием подводного мира посредством энциклопедии.
  2. Развивать творческое воображение детей в ходе создания сказочного сундука.
  3. Вызвать положительный эмоциональный отклик от просматривания фотографий подводного мира; от беседы и творческой деятельности.

Методы и приемы реализации

  • Прием мотивации:
  • предложение воспитателя превратить обычную коробку в сказочный сундук; наполнить его «сокровищами» принесенными детьми;
  • Прием активизации внимания детей:
  • рассматривание и обсуждение предметов подводного мира;
  • беседа о путешествиях, поездках к морю, обмен впечатлениями;
  • рассматривание иллюстрированной серии Discovery Education «Жизнь в океане»;
  • Практическая и игровая деятельность детей:
  • оформление сундука, наполнение его «сокровищами»;
  • настольная игра «Подводное путешествие».

Ход ситуации

Воспитатель обращает внимание детей на обычную, ничем не примечательную коробку и предлагает «превратить ее в «сказочный сундук». Подводит детей к фантазированию о том, как и чем можно украсить сундук (принесенными из дома материалами: ракушки, камушки, кораллы, морские звездочки и т.д.).  Из общего количества дети выбирают предметы, наиболее подходящие для оформления: мелкие камушки и ракушки, гладкие разноцветные стеклышки и пр. Оставшиеся сувениры откладывают для «сокровищ». После оформления сундука, дети рассматривают оставшиеся предметы: слушают шум моря в раковинах, изучают необычные формы камней, кораллов, рассказывают о том, откуда они привезены, что интересного и необычного они узнали из поездки.

Когда сундук наполняется сокровищами, воспитатель демонстрирует детям энциклопедию, рассказывающую об особенностях и разнообразии подводного мира, предлагает разнообразить имеющиеся представления детей и познакомиться с незнакомыми обитателями морского дна.

В ходе чтения и рассматривания иллюстраций, воспитатель задает вопросы на выявление представлений детей о подводном мире. Рассказывает о неизвестных детям фактах, наглядно указывая на них (посредством картинок, фотографий в содержании энциклопедии).

В ходе беседы воспитатель предлагает детям пофантазировать: «Кто, кроме рыб, может обитать в подводном царстве?», «Кого во время путешествия по морю можно встретить?», «Каких сказочных персонажей подводного царства вы помните?» (русалочка, рыбка Немо, царь Нептун, Золотая Рыбка, Водяной, Кикимора, Тридцать три богатыря и дядька Черномор и др.).

В конце занятия проводится самооценка: что нового узнали, что хотели бы узнать?

Создание развивающей предметно-игровой среды

Второй параграф посвящен разработке образовательных ситуаций косвенной поддержки игры через проблему в предметно-игровой среде.

При разработке данной серии ситуаций мы руководствовались рекомендациями по организации игрового пространства, предложенные Е.О.Смирновой[21].

Ситуация №4. «Подготовка к отплытию»

План-схема образовательной ситуации

Тема образовательной ситуации

«Подготовка к отплытию»

Возрастная группа

6-7 лет

Цель

Побуждать детей к созданию игровой обстановки с учетом темы игрового замысла и воображаемой ситуации

Задачи

  1. Побудить детей к проявлению инициативы в создании предметно-игровой среды из подручных средств;
  2. Создать детям предметно-игровые условия для возможности реализации сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие»;
  3. Оказать косвенную поддержку в организации игровой обстановки;
  4. Развивать творческое воображение посредством продуктивной деятельности: изготовление необходимых атрибутов для игры – сундук, монеты, вееры, повязка на глаз, черная метка, карта сокровищ, пиратский флаг, камни.

Методы и приемы реализации

  • Прием мотивации:
  • воспитатель привлекает внимание детей к бутылке с письмом;
  • Прием активизации внимания детей:
  • рассматривание бутылки, обсуждение содержимого; чтение письма;
  • постановка проблемы: на чем плыть;
  • Практическая деятельность детей:
  • постройка корабля;
  • изготовление недостающих атрибутов;

Предварительная работа

  • в игровую среду вносятся предметы непрямой направленности, т.е. такие, которые дети смогут использовать в зависимости от игрового замысла: лоскуты ткани, коробки, мягкие блоки, элементы костюмов, калейдоскоп, разноцветные ленты, бусины, деревянная дощечки, ширмы, перья и т.п. Вариативность этих предметов активизирует детское воображение: не имея определенного назначения к действию, один и тот же лоскут может служить обозначением территории (остров) или быть плащом. Фантазия ребенка превращает неопределенный предмет в необходимый игровой атрибут;
  • уголок ИЗО: цветная и обычная бумага, фломастеры, краски для изготовления необходимых атрибутов. Все находится в свободном для детей доступе.

Ход ситуации

Воспитатель привлекает внимание детей к бутылке с письмом. В письме сигнал СОС с необитаемого острова: у капитана Ф. закончился запас питьевой воды. От воспитателя поступает предложение о помощи знакомому герою, но встает проблема: как добраться до острова. Дети фантазируют, предлагают решения для постройки корабля: мягкие блоки – корпус корабля, ширма – кабина капитана, лоскут – парус и т.д.

 Воспитатель наблюдает за ходом организации игровой обстановки, при необходимости оказывая непрямую помощь: советует, подсказывает, подводит к нужному решению; в процессе организации поощряет за самостоятельность, креативность.

В уголке ИЗО дети изготавливают флаг для корабля, «пушечные ядра» для защиты от врагов.

Корабль готов. Дети участвуют в обсуждении проделанной работе: удалась ли постройка, все ли предусмотрели, что можно добавить., готово ли судно к путешествию?

Ситуация №5. «Путевка в сказку»

План-схема образовательной ситуации

Тема образовательной ситуации

«Путевка в сказку»

Возрастная группа

6-7 лет

Цель

Побуждать детей к созданию игровой обстановки с учетом темы игрового замысла и воображаемой ситуации

Задачи

  1. Побудить детей к проявлению инициативы в создании предметно-игровой среды из подручных средств.
  2. Создать детям предметно-игровые условия для возможности реализации сюжетно-ролевой игры «Путевка в сказку».
  3. Оказать косвенную поддержку в организации игровой обстановки.
  4. Развивать творческое воображение посредством продуктивной деятельности: изготовление необходимых атрибутов для игры.

Методы и приемы реализации

  • Прием мотивации:
  • предложение отправиться в путешествие как летом: по путевке.
  • Прием активизации внимания детей:
  • рассматривание фотоальбома с летними фотографиями;
  • ностальгическая беседа о морском отдыхе;
  • постановка проблемы: где взять путевку?
  • Практическая деятельность детей:
  • организация туристического агентства;
  • изготовление недостающих атрибутов;

Предварительная работа

  • игровая зона: глобус,  
  • уголок ИЗО: ножницы, клей, туристические буклеты и проспекты, открытки, лист формата А3, мольберт;
  • книжный уголок: Слейтер Дженни «Атлас мира», книга-бродилка А.Ю.Голубева «Вокруг света за 80 штрихов», журналы на туристическую тему;
  • уголок интеллектуального развития: настольная игра «Кругосветное путешествие».

Ход ситуации

Воспитатель предлагает детям вспомнить летний отдых, показывает фотоальбом. Во время просмотра фотографий воспитатель ведет беседу о том, что как было бы здорово отправиться в путешествие прямо сейчас. Для мальчиков это не проблема – они члены команды корабля. Но что же делать девочкам? Вот если бы можно было купить путевку…Таким образом воспитатель наводит детей на мысль об организации туристического агентства.

В игровую обстановку вносятся необходимые атрибуты: телефон, ноутбук, касса, глобус (как наглядное пособие для клиентов турфирмы), журналы, открытки с видами разных стран.

В уголке ИЗО изготавливают паспорта, билеты, визы, деньги, путевки.

Офис турфирмы оборудуют столом, несколькими табуретками. Ширмой можно отделить пространство для второго офиса.

Во время организации воспитатель выступает наблюдателем, советчиком. В затруднительных ситуациях оказывает помощь.

Обсуждение о проделанной работе: готово ли агентство приступить к работе, всем ли необходимым оно оборудовано, чтобы клиент остался доволен?

Ситуация №6. «Карта сокровищ»

План-схема образовательной ситуации

Тема образовательной ситуации

«Последний штрих»

Возрастная группа

6-7 лет

Цель

Побуждать детей к выполнению задания

Задачи

  1. Вызвать у детей интерес к выполнению задания;
  2. Создать детям предметно-игровые условия для реализации игрового замысла.
  3. Оказать косвенную поддержку в ходе деятельности.
  4. Развивать творческое воображение и логическое мышление в ходе продуктивной деятельности.

Методы и приемы реализации

  • Прием мотивации:
  • отсутствие карты;
  • Прием активизации внимания детей:
  • постановка проблемы: что укажет путь?
  • рассматривание схемы-ребуса, по которой необходимо нарисовать карту;
  • Практическая деятельность детей:
  • выполнение задания «Нарисуй карту».

Предварительная работа

Создание схемы-ребуса: дана исходная точка, от которой следует двигаться согласно подсказкам-ребусам. Решенный ребус – ключ к первому шагу на карте. Например, ребус в виде стрелки, направленной вправо и цифра 7 обозначают, что от центра нужно двигаться на семь клеток вправо. Здесь будет первое обозначение на карте. На схеме обозначены пункты: привал, колодец, пещера и т.д. Цепочка решенных ребусов составит карту сокровищ.

Ход ситуации

Воспитатель привлекает внимание детей схемой, по которой можно найти сокровища. Разгадав все ребусы дети получат карту, по которой можно отправиться в увлекательное путешествие.

В ходе деятельности воспитатель помогает выстроить последовательность действий, с помощью вопросов направляет на правильные действия.

Итог образовательной ситуации: рассматривание получившейся карты, сверка со схемой.

Проектирование ситуаций взаимодействия педагога с детьми

Третий параграф был посвящен разработке образовательных ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с детьми.

Использование данной серии ситуаций возможно в том случае, если предыдущие серии уже были реализованы.

Ситуация №7. «Навстречу приключениям»

План-схема образовательной ситуации

Тема образовательной ситуации

«Навстречу приключениям»

Возрастная группа

6-7 лет

Цель

Формировать у детей умение творчески развивать сюжет, используя накопленный опыт;

Задачи

  1. Вызвать у детей желание играть в сюжетно – ролевую  игру «На дальних берегах».
  2. Создать предметно-игровые условия для возможности реализации игрового замысла с учетом темы игры и воображаемой ситуации.
  3. Оказать косвенную поддержку при создании детьми игровой обстановки.
  4. Развивать речевое и ролевое взаимодействие.

Методы и приемы реалиации

  • Прием мотивации:
  • нахождение пера;
  • Прием активизации внимания детей:
  • рассматривание появившегося в группе нового предмета – яркого большого пера;
  • обсуждение сложившейся ситуации: кому может принадлежать это перо? Частью чего оно может являться?;
  • Практическая деятельность детей:
  • изготовление необходимых атрибутов;
  • постройка корабля.

Ход ситуации

Найденное перо побуждает детей к размышлениям: кому оно может принадлежать. Вывод: перо со шляпы пирата. Воспитатель предлагает это проверить: примеряет на шляпу перо, которое очень подходит этой шляпе по стилю. Дети по очереди примеряют шляпу. Вопросы о других характерных внешних признаках данного героя побуждают детей к созданию образа. Постепенно воспитатель подводит детей к решению начать игру: начинают строить корабль, распределять роли, создавать образы согласно ролям. Воспитатель участвует в предварительном обсуждении содержания игры, при необходимости помогает в распределении ролей. Во время игры помогает детям в развитии и поддержании сюжета, в выстраивании последовательности действий, способствует ролевому взаимодействию.

В заключение воспитатель участвует в обсуждении проведенной игры, подведении итогов, прогнозировании дальнейшего сюжета.

Ситуация №8. «Путешественники»

План-схема образовательной ситуации

Тема образовательной ситуации

«Путешественники»

Возрастная группа

6-7 лет

Цель

Формировать у детей умение развивать игру путем объединения сюжетов разной тематики в общий сюжет

Задачи

  1. Вызвать у детей желание играть в сюжетно – ролевую  игру «Путешественники».
  2. Создать предметно-игровые условия для возможности реализации игрового замысла с учетом темы игры и воображаемой ситуации.
  3. Оказать косвенную поддержку при создании детьми игровой обстановки.
  4. Развивать речевое и ролевое взаимодействие.
  5. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре.

Методы и приемы реализации

  • Прием мотивации:
  • буклет с предложениями о путешествиях;
  • Прием активизации внимания детей:
  • беседа о том, куда можно путешествовать по морю;
  • рассматривание рекламных буклетов и проспектов;
  • Практическая деятельность детей:
  • изготовление необходимых атрибутов;
  • постройка корабля;
  • организация игрового пространства для игры «Туристическое агентство».

Ход ситуации

Воспитатель обращает внимание детей на яркие буклеты с красочными иллюстрациями. Предлагает отправиться в путешествие. Но для того, чтобы отправиться, нужно определиться, куда поехать. Кто посоветует в этом, кто поможет? Дети организуют туристическое агентство, используя необходимые предметы, предметы-заместители. Недостающие атрибуты изготавливают сами.

Воспитатель помогает в обозначении ролей: туроператор, кассир, директор, клиенты. Помогает в их распределении.

Турагентство готово. Путевка приобретена, но не на чем плыть. Возникает необходимость нового игрового пространства – корабля. Собирается команда, которая займется постройкой корабля и перевозкой туристов.

Воспитатель:

  • участвует в предварительном обсуждении сюжета, помогает при распределении ролей. Если берет на себя роль, то второстепенную.
  • поддерживает развитие игры путем объединения разнотематических сюжетов в один общий;
  • в процессе игры обеспечивает косвенное руководство: следит за выполнением правил и действий согласно принятым ролям, способствует игровому взаимодействию;
  • после игры участвует в обсуждении о том, что особенно понравилось, что хотелось бы изменить.

Ситуация №9. «Необитаемый остров»

План-сема образовательной ситуации

Тема образовательной ситуации

«Необитаемый остров»

Возрастная группа

6-7 лет

Цель

Формировать у детей умение развивать игровой сюжет путем расширения ролевого состава

Задачи

  1. Вызвать у детей желание играть в сюжетно – ролевую  игру «Необитаемый остров».
  2. Создать предметно-игровые условия для возможности реализации игрового замысла с учетом темы игры и воображаемой ситуации.
  3. Оказать косвенную поддержку при создании детьми игровой обстановки.
  4. Развивать речевое и ролевое взаимодействие.
  5. Формировать умение творчески развивать сюжет.
  6. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре.

Методы и приемы реализации

  • Прием мотивации:
  • письмо от капитана Ф.;
  • Прием активизации внимания детей:
  • чтение письма;
  • беседа об особенностях жизни на необитаемом острове;
  • Практическая деятельность детей:
  • изготовление необходимых атрибутов;
  • организация игрового пространства «Необитаемый остров»;

Ход ситуации

Воспитатель зачитывает письмо от знакомого персонажа – капитана Ф. Он пишет о том, как ему скучно одному и приглашает детей к себе в гости на необитаемый остров.

При помощи вопросов воспитатель выявляет представления о том, что такое необитаемый остров, об особенностях выживания в таких условиях. Дети рады приглашению. Нужно собрать все необходимое: компас, продукты, удочку, спички, воду, посуду, теплые вещи, оружие для защиты от врагов и т.д. Решают, на чем плыть (корабль, плот, лодка).

Воспитатель:

  • принимает косвенное участие, не давая конкретных решений;
  • помогает в распределении ролей; на себя берет второстепенную роль;
  • создает проблемную ситуацию для развития сюжета: путешественники в пути встречают русалок (водяного, спасшегося моряка с потонувшего корабля, пиратов и т.д.).

В конце игры обсуждают  успехи организованной игры. Делают прогнозы новых сюжетов.

Ситуация №10. «На поиски сокровищ»

План-схема образовательной ситуации

Тема образовательной ситуации

«На поиски сокровищ»

Возрастная группа

6-7 лет

Цель

Формировать у детей умение развивать игру путем расширения состава ролей и объединения игровых сюжетов

Задачи

  1. Вызвать у детей желание играть в сюжетно – ролевую  игру «На поиски сокровищ».
  2. Создать предметно-игровые условия для возможности реализации игрового замысла с учетом темы игры и воображаемой ситуации.
  3. Оказать косвенную поддержку при создании детьми игровой обстановки.
  4. Развивать речевое и ролевое взаимодействие.
  5. Формировать умение творчески развивать сюжет.
  6. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре.

Методы и приемы реализации

  • Прием мотивации:
  • Исчезновение сундука с сокровищами;
  • Прием активизации внимания детей:
  • обсуждение плана действий для возвращения сундука;
  • беседа о составе команды корабля: кто помимо обычных героев может пригодиться в этом путешествии? (доктор, медсестра, повар – эти роли могут взять на себя девочки);
  • Практическая деятельность детей:
  • изготовление необходимых атрибутов;
  • организация игрового пространства «Корабль»;

Ход ситуации

Дети готовят судно, чтобы отправиться в погоню за своими сокровищами. Перед началом путешествия нужно многое сделать: снарядить корабль, собрать команду, изучить карту сокровищ, позаботиться о защите корабля и команды, ведь на борту беззащитные женщины.

Воспитатель берет на себя второстепенную роль, например, обычного матроса. В игре использует предметы-заместители, тем самым показывая пример детям. Способствует речевому и ролевому диалогу детей. Подводит к нужным решениям и действиям.

В конце игры сокровища найдены, возвращены на место.

Обмен впечатлениями от игры.

Серия разработанных мной ситуаций направлена на планомерное обогащение опыта детей и предметно-игровой среды в группе.

Накопленный опыт дети смогут перенести в сюжеты самостоятельных игр, тем самым разнообразив их. Организация предметно-игровой среды положительно повлияет на активизацию воображения детей, что также скажется на развитии игровых сюжетов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что использование образовательных ситуаций поможет воспитателю найти комплексное решение в вопросе по развитию сюжетно-ролевой игры у детей 6-7 лет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлен...

Методическая разработка "Особенности развития вокально - хоровых навыков у старших дошкольников"

основные направления и задачи  отраженные в данной  разработке...

Методическая разработка:«Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста»

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. Картотека сюжетно-ролевых игр....

Методическая разработка "Что такое сюжетно-ролевая игра, и какую роль она играет в жизни дошкольников?"

Методическая разработка "Что такое сюжетно-ролевая игра, и какую роль она играет в жизни дошкольников?" Плюснина О.А. Дошкольный возраст – самый важный период становления личности...

Методическая разработка по руководству сюжетно ролевой игрой: "Ателье" в старшей группе

В жизни ребенка дошкольного возраста, игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. В мою разработку входит: ...

Методическая разработка по проведению сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации дошкольников

        Возможна ли профориентация в дошкольном возрасте?   Конечно, да!  Дошкольный возраст ранимый, чуткий и отзывчивый, и что мы донесем этим маленьким дет...