Образовательный проект "Этот загадочный мир космоса!"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Лукиных Лариса Борисовна

Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их, проявить свою собственную инициативу, активность в различных видах детской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etot_zagadochnyy_mir_kosmosa.docx182.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад»

ХМАО-Югра

Образовательный проект

для старших дошкольников

27637_html_meb1f353

г. Пыть-Ях

Участники проекта: воспитатели разновозрастной группы: Лукиных Л.Б.

                                                                                                  Черепанова И.В.

              музыкальный руководитель Л.М. Есликовская

              воспитанники разновозрастной группы (5-7 лет)

              родители воспитанников    

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой (старшая-подготовительная группа);
  • по доминирующему методу – познавательно-исследовательский;
  • по образовательным областям – интегрированный (социально-коммуникативное; познавательное, речевое развитие; художественно-эстетическое; физическое);
  • по продолжительности – краткосрочный (2 недели)

Период работы: с 30 марта по 12 апреля 2018г.

Итоговое мероприятие: познавательно-речевая викторина «Космическое путешествие»

Дата проведения итогового мероприятия: 12 апреля.

Проблема. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их, проявить свою собственную инициативу, активность в различных видах детской деятельности.

Актуальность проекта. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Данный процесс на практике может помочь реализовать метод проекта. Он позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Гипотеза. Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Цель проекта: приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.

Задачи проекта:

  • формировать у детей устойчивый интерес к познанию космического пространства;
  • познакомить с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы;
  • расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях);
  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной и творческой инициативы;
  • способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме;
  • подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь;
  • воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни;
  • воспитывать чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

Планируемый результат:

  • сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»;
  • дети познакомятся с планетами солнечной системы, расширят знания о нашей Вселенной;
  • у детей появится потребность в поисково-познавательной деятельности;
  • ребята узнают имя первого космонавта Земли;
  • в работе над проектом у детей будет расширятся словарный запас, они узнают о значении новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «орбита», «телескоп», «кратер»;
  • ребята научатся применять полученные знания в разных видах деятельности;
  • дети познакомятся с историей освоения космоса и о первых открывателях.

Взаимодействие с родителями:

  • информация в родительском уголке – приглашение к участию в работе над проектом;
  • привлечение родителей к подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе;
  • консультации для родителей «Что можно рассказать детям о космосе», «Готовимся ко Дню космонавтики», «Какие стихи рекомендованы для заучивания»;
  • организация и проведение конкурса поделок «Этот загадочный космос»;
  • рекомендации по проведению домашнего экспериментирования;
  • помощь родителей в организации детской исследовательской лаборатории в группе.

Реализация проекта.

1-й этап – подготовительный (с 30 марта по 2 апреля):

  • довести до участников проекта данную проблему;
  • обсуждение целей и задач проекта;
  • распределение материала на блоки, составление плана работы по проекту;
  • закрепление ответственных за определённое направление работы;
  • организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр, раскрасок на тему «Этот загадочный мир космоса»;
  • подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок, музыкального материала по теме;
  • разработка сценария итогового мероприятия с родителями, педагогами и детьми разновозрастной группы.

2-й этап – основной, практический (с 3 апреля по 11 апреля):

Раздел

Вид деятельности

Задачи

Школа

мудрого

Звездочёта

  • беседы с детьми «Солнечная система», «День и ночь», «Солнце и Луна», «Зачем люди летают в космос?», «Что у нас над головой?»;
  • рассматривание с детьми иллюстраций «Животные в космосе»» «Космические исследователи»;
  • викторина для детей «Моя огромная вселенная»;
  • «копилка мудрых мыслей» – пословицы, поговорки, мудрые высказывания о вселенной (презентация).
  • обогатить знаний детей о планетах солнечной системы;
  • систематизировать и расширить представления детей о космонавтике,
  • познакомить со спутниками земли;
  • обогатить знания детей о первых покорителях космоса
  • познакомить детей с праздником «День космонавтики»;
  • стимулировать развитие внимания, памяти и речи.

Космический

кинозал

  • просмотр электронных презентаций: «Планеты Солнечной системы», «Животные в космосе»;
  • просмотр фильмов: «Юрий Гагарин», «Первый полёт»;
  • просмотр мультфильмов: Закон Кеплера» (развивающий м/ф о космосе), «Кометы» (развивающий м/ф о космосе), «Планеты и звёзды» (развивающий м/ф про солнечную систему), «Озорная семейка» (обучающий м/ф о вселенной);
  • слушание «Музыка вселенной».
  • способствовать углублению представлений о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой, кроме того есть материки;
  • подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь;
  • воспитывать стремление беречь Землю.

Читальный зал

  • чтение с детьми произведений о космосе: П.Клушанцева «О чем рассказал телескоп», И.Холи «Я тоже к звездам полечу», К.А.Порцевский «Моя первая книга о Космосе», Л.Талимонова «Сказки о созвездиях»;
  • составление фантастических рассказов по картинкам «На чем летают в космос?»;
  • разгадывание загадок о космосе;
  • разучивание стихотворений к итоговому мероприятию;
  • способствовать формированию у детей понятий Космос, космическое пространство;
  • способствовать ознакомлению с историей освоения космоса;
  • познакомить с понятием «скафандр», «спутник», «кратер»;
  • побуждать к речевому общению между собой, обращаться к взрослым с вопросами, суждениями и высказываниями.

Лаборатория

космических опытов

  • опыт: «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?»
  • опыт «Шарики на ниточках»;
  • опыт «Делаем облако»;
  • опыт «Солнечная система»;
  • опыт «Затмение солнца».
  • способствовать ознакомлению детей со спутником планеты Земля – Луной;
  • дать представление о том, что Луна с земли выглядит не всегда одинаково;
  • обогатить словарь детей: Луна, месяц, полнолуние.
  • способствовать закреплению знаний детей о временах года, частях суток;
  • воспитывать познавательный интерес к астрономии, желание наблюдать за небесными объектами.

Творческая

космомастерская

  • рисование «Загадочный космос»;
  • аппликация «Планеты»;
  • работа с раскрасками по теме проекта;
  • рисование на свободную тему «Лунный пейзаж» кем бы я его населил, если бы я был волшебником;
  • пластилинография «Планеты Солнечной системы».  
  • развивать детское творчество, фантазию, воображение;
  • формировать познавательную активность в разных формах деятельности;
  • развивать интерес к самостоятельной практической деятельности;
  • учить замечать цвет и оттенки красок вечернего неба, описывать его;              
  • систематизировать знания детей о солнечной системе;

Космическая

игральдия

  • математические пазлы по теме проекта;
  • развивающие игры: «Подбери по силуэту», «Собери созвездия», «Вселенная», «Собери планеты солнечной системы»;
  • дидактические игры: «Звездный путь», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Куда летят ракеты», «Собери созвездие».
  • сюжетно-ролевая игра «Мы - космические спасатели»;
  • конструирование: «Строим космодром», «Изобретаем ракету»;
  • подвижные игры: «Невесомость», «Лабиринт», «Метеоритный дождь»
  • закрепление счёта в пределах двадцати;
  • активизировать фантазию и творческие способности;
  • закрепить такие понятия как скафандр, иллюминатор, космонавт;
  • развивать мелкую моторику.
  • развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира;
  • учить применять полученные знания в разных видах деятельности;

3-й этап – заключительный (12 апреля):

  • мониторинг проектной деятельности;
  • подведение итогов проекта, оформление презентации.
  • проведение итогового мероприятия «Космическое путешествие»;
  • вручение грамот семьям за участие в конкурсе «Этот загадочный космос».

Мониторинг достижений детей по теме «Космос», 

(осуществляется по следующим направлениям и показателям).

  1. Интеллектуальная компетентность:

  • способен самостоятельно выделять и пополнять объем содержательных сообщений;
  • способен обобщать освоенные знания и представления сведениями из личного опыта;
  • способен понимать с помощью моделей значение слов на тему «Космос».
  1. Эстетическая компетентность:

  • умеет замечать необычное в обыденном;
  • способен выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира;
  • способен выразить субъективно – оценочное отношение в продуктах деятельности.


3. Речевая компетентность:

  • способен составлять рассказы, используя модели, схемы, свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания.

Средства мониторинга: игры – беседы, обобщающие и проблемно – поисковые    

         ситуации, вариативно – игровые задания.

Как называется планета, на которой мы живем?

Как называется ближайшая к нам  звезда?

Что такое солнечная система?

Какие планеты солнечной системы ты знаешь?

Как называется спутник Земли?

Какие созвездия нашего неба ты знаешь?

Кто был первым космонавтом Земли?

Когда впервые человек полетел в космос?

Каких российских космонавтов ты знаешь?

Вывод: таким образом, по результатам диагностики мы видим, что на конец проекта 69% детей показали высокий уровень развития по данному вопросу, 20% — средний, 11% — низкий. Мы пришли к выводу, что реализация данного проекта позволила сформировать у большинства детей представление о космосе, об истории его освоения, о том, что в нем находится, о Земле, о Солнце, о спутниках, о звездах.

Используемые источники литературы:

  1. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
  2. Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
  3. Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
  4. Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
  5. Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М.
  6. Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.
  7. Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
  8. Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
  9. Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
  10. Порцевский К.А.“Моя первая книга о Космосе”.
  11. «Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.)
  12. Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты».
  13. Талимонова Л. "Сказки о созвездиях".
  14. Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.
  15. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический образовательный проект "Загадочный космос" в старшей группе

Цель: Познакомить детей с космосом. Повысить уровень знаний о нем и его объектах. Привлечь родителей к участию в жизни детского сада....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста Загадочный мир Космоса

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: ра...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности «Загадочный космос» для детей старшей группы

Технология «Сообщество», проектный подход «Паутинка».Тема: «Загадочный космос».Смежные понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта: планеты, космически...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Загадочный космос» в подготовительной группе

Цель: Систематизировать и расширить представления детей о космосе, планетах, первом космонавте, Дне космонавтики.Задачи: Формировать целостное представление о картине мира, расширять кругозор дет...