Главные вкладки

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
    проект (средняя группа) на тему

    Тип проекта: познавательно - творческий

    Вид проекта: групповой

    Продолжительность: краткосрочный, 01.10.2018г.- 01.12.2018г.

    Возраст: 4-5 лет

    Участники: воспитатель, дети и родители, жители поселка Кубанский

    Воспитатель: Меджидова Гюльнара Курбановна

    Направление: «Познавательно–речевое, художественно−эстетическое развитие».

    Виды деятельности:  игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, конструирование из различных материалов.

     

    Актуальность и проблема проекта. Самыми яркими и разнообразными представителями живой природы являются птицы, которые окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своим звонким чудесным пением. Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

    При комплексной работе  дети видят все разнообразие пернатого мира, пополняют представления о видах, повадках и ареале обитания, а также постепенно повышается экологическое сознание ребёнка, стимулируется его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая у ребёнка эмоциональное отношение к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_nashi_pernatnye_druzya.docx32.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 38  поселка Кубанский муниципального образования Новопокровский район

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

    Автор: воспитатель МАДОУ № 38

                                                     Меджидова Г.К.

    2018 г

    ПАСПОРТ ПРОЭКТА:

     «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ

    – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

    Автор проекта: Меджидова Гюльнара Курбановна

    Название организации, реализующий проект: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 поселка Кубанский муниципального образовании Новопокровский район

    Полное название проекта: «Наши пернатые друзья - зимующие птицы»

    Тип проекта: познавательно - творческий

    Вид проекта: групповой

    Продолжительность: краткосрочный, 01.10.2018г.- 01.12.2018г.

    Возраст: 4-5 лет

    Участники: воспитатель, дети и родители, жители поселка Кубанский

    Воспитатель: Меджидова Гюльнара Курбановна

    Направление: «Познавательно–речевое, художественно−эстетическое развитие».

    Виды деятельности:  игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, конструирование из различных материалов.

    Актуальность и проблема проекта. Самыми яркими и разнообразными представителями живой природы являются птицы, которые окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своим звонким чудесным пением. Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

    При комплексной работе  дети видят все разнообразие пернатого мира, пополняют представления о видах, повадках и ареале обитания, а также постепенно повышается экологическое сознание ребёнка, стимулируется его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая у ребёнка эмоциональное отношение к природе.

    Задачи решаемые в рамках реализуемого проекта:

    - расширить и систематизировать знания детей о зимующих в наших краях птицах, их приспособленности к среде обитания в разные времена года

    - развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма

    - продолжить изучение с детьми поведения и повадок птиц, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами через наблюдение

    - активизировать и расширить словарный запас детей по теме проекта

    - формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию

    - воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время

    - пополнить развивающую среду по теме проекта

    - привлечь родителей к участию в проекте, путём совместной деятельности – изготовлению кормушек для птиц, книги «Азбука пернатых»

    Ожидаемый результат:

    Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, гуманного отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.

    Данный проект разработан в соответствии

    со следующими нормативно-правовыми документами:

    Экологическое образование дошкольных учреждений имеет под собой следующую нормативно-правовую базу.

    - Извлечение из Федерального Закона «Об охране окружающей среды»  7-ФЗ от 10 января 2002 г. в частности:

    в статье 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования»,

    в статье 72 «Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях», в статье 74. «Экологическое просвещение».

    - Постановление кабинета Министров Р.Ф. от 03.02.1997 г.  137, которым утверждена программа мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения. 

    - «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г., статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    - «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников». Отношение к природе. Здесь ребенок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. В результате формируются начала экологического сознания.

    - «Конвенция о правах ребёнка», статья 29 Воспитание уважения к окружающей природе.

    - «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста

    Образовательная область «Познавательное развитие» во ФГОС – познавательном развитии предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».

    - Парциальная программа С.Н. Николаева «Юный эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом – природа», А. Вересова «Мы земляне».

    Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.

    Проблема.Тема проекта «Наши пернатые друзья - зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. И кто как не мы, люди, должны прийти им на помощь. Именно в таких ситуациях человек проверяется на гуманность, ответственность и бескорыстие. Но многие ли готовы к этому? Лишь изредка кое-где встретишь на дереве под окном кормушку. Вот и гибнут малые птахи десятками, не дожив до спасительных теплых дней. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

    Идея  проекта. Во время одной из прогулок прилетели на игровую площадку зимующие птицы. Они летали по площадке в поисках корма. Дети заинтересовались птицами, стали задавать интересующие их вопросы:

    - Какие птицы остаются зимовать?

    - Как помочь птицам выжить в зимних условиях?

    - Что мы можем сделать для зимующих птиц?

    - Как называются эти птицы?

    - Что они ищут?

    - Чем кормятся зимой и как спасаются от холода?

    Несколько детей предложили помочь птицам, которые прилетают к нам на площадку. Так и возникла идея проекта.

    Цель:формирование основ экологической культуры дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы - птицам.

    Объект деятельности - зимующие птицы.

    Предмет деятельностиобраз жизни птиц зимой.

    Гипотеза – Мы предположим, что включение детей в разные виды совместной, партнерской, образовательной деятельности, в ходе реализации проекта, будет способствовать развитию познавательной активности дошкольников к экологии, а сделанные кормушки помогут выжить зимующим птицам в холодное время года;

    если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, постоянно подкармливать зимующих птиц то: возможно, мы сможем помочь им пережить холодный период года и сохранить их численность, станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу, укрепятся связи родители – дети – педагоги.

    Этапы реализации проекта:

    I этап – подготовительный

    - Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

    - Анкетирование родителей.

    - Определение темы проекта, постановка цели и задач.

    - Изучение методической литературы по данной теме.

    - Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

    - Выбор форм работы, основных мероприятий с детьми и родителями, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.

    - Определение и формулировка ожидаемых результатов.

    II этап – основной (практический)

    Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению, углублению и систематизации знаний дошкольников о зимующих птицах.

    III этап - заключительный

    Оформление результата проекта в виде презентации.

    Изготовление книги: «Азбука пернатых».

    Организация выставки «Птичья столовая».

    Проведение акции «Сотвори добро птицам»,

    Игра - викторина «Зимующие птицы».

    Основной этап.

    Совместная деятельность с детьми.

    Задача: расширить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

    Эту задачу мы решали через все образовательные области:

    «Познавательное развитие» – Вхождение в тему проекта.

    - Беседы «Что ты знаешь о зимующих птицах», «Трудно птицам зимовать».

    - Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

    - Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Зимующие птицы», «Третий лишний».

    - Имитационная игра: «Птичка, птичка»

    - ОД

     по экологическому воспитанию «У кормушки» О. А. Новиковская

    Задачи:

     − уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении; формировать понятие «Зимующие птицы»;

    активизировать словарь по теме, составлять описательный рассказ;

    совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные.

    ОД по экологическому воспитанию «Красная шапочка рассказывает о птицах.

    Задачи: формировать умение распознавать птиц; расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим младшим».

    - Ежедневное наблюдение на прогулках:

    - наблюдение за погодой, как состояние погоды влияет на жизнь птиц,

    - наблюдение за кормушками детского сада - кто еще подкармливает птиц кроме нас.

    - наблюдение – за поведением птиц на кормушке, узнавать, называть, различать птиц (повадки).

    - наблюдение – кого мы не увидим на кормушке?

    - Презентация о зимующих птицах и их голосах.

    - Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.

    «Социально – коммуникативное развитие»

    - Чтение художественной литературы:

    М. Горький «Воробьишко»,

    Г. Снегирёв «Птицы наших лесов»,

    А. Барто «Пусть поют птицы».

    - Научно – познавательная литература:

    Г. К. Плотников «Птицы Кубани»,

    М. Штейнбах «Как птицы выращивают птенцов» - природа России,

    С. Ю. Модестов «Птицы» - моя первая энциклопедия.

    - Заучивание стихотворений, скороговорок, считалок:

    А. Тарасова «Воробей»,

    А. Яшин «Покормите птиц зимой»,

    Е. Благинина «Прилетайте в гости»,

    А. Прокофьева «Снегири»,

    А. Барто «Свиристели»,

    З. Александрова «Птичья ёлка»,

    Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги!»,

    В. Берестов «Сова и синица»,

    Р. Бухараев «Кормушка».

    - Отгадывание загадок про зимующих птиц.

    Художественно - эстетическое развитие

    - Ручной труд «Совушка» (из семян тыквы),

    - Оригами «Синица, снегирь, сорока, ворона, воробей»,

    - Лепка: «Прилетайте в гости к нам»,

    - Рельефная лепка: «Синица и сова»,

    - Лепка «Воробьи на кормушке»,

    - Рисование ладошкой птиц.

    - Раскрашивание птиц с использованием книг – раскрасок.

    Речевое развитие

    - Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц,

    - Сравнительное наблюдение снегиря и воробья,

    - Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто как поёт», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Один - много», «Большой - маленький», «Сосчитай птиц», «Чьё это».

    Трудовая деятельность

    Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

    Пополнить развивающую среду по теме проекта:

    - оформление наглядной информации по теме проекта,

    - оформление уголка «Читайкино» (подбор книг о птицах),

    - пополнение экологического уголка изготовленными играми: Лото «Зимующие птицы», пазлы «Собери птицу», «Третий лишний»,

    - изготовление шапочек для подвижных игр,

    - оформление картотеки загадок, стихов о птицах,

    - изготовление книги «Азбука пернатых».

    Физическое развитие

    Подвижные игры:

    «Перелётные и зимующие птицы»,

    «Птички в гнёздышках»,

    «Совушка – сова»,

    «Перелёт птиц»,

    «Ворон и воронята».

    Придумывание новой подвижной игры «Синички и Снегири»

    Взаимодействие с родителями

    Родителям сообщается тема проекта и даются домашние задания:

     1. Рекомендации на совместные прогулки.

     2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

     3. Принести картинки и рисунки птиц, подобрать стихи, загадки, рассказы, пословицы и поговорки, игры про птиц.

    4. Выучить стихотворения о зимующих птицах.

    5. Совместно с ребенком сделать кормушку.

    Заключительный этап

    - Оформление результата проекта в виде презентации.

    - Оформление книги: «Азбука пернатых».

    - Выставка «Птичья столовая».

    - Проведение акции «Сотвори добро птицам».

    - Итоговое мероприятие: Игра - викторина «Зимующие птицы».

    ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

    Воспитатель: МАДОУ № 38  Меджидова Г.К.

    В результате реализации проекта все участники вовлечены  в активную эколого-образовательную работу. Родители отмечают высокий уровень подготовки проекта, его ярко выраженную экологическую и социальную направленность, результативность. Расширились познавательные интересы у детей и представления о жизни птиц, их пользе для природы и человека. Сформировались навыки заботливого отношения к птицам.  Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, книгами, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки. Между участниками проекта было активное сотрудничество, появились теплые доверительные отношения. Дети и родители с большим желанием, активно участвовали в проекте. Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта. Взаимодействие педагогов, родителей, воспитанников ДОУ на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих контактов.

         В начале реализации проекта провела диагностическое обследование, с целью выявления уровня знаний у детей о птицах, среде их обитания. Предложила следующие дидактические игры: «Кто где живёт» - задание: назови птиц, распредели их в соответствии со средой обитания; «Перелётные и зимующие птицы» - задание: назови перелётных и зимующих птиц, предложила детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц -синица, снегирь, глухарь, щегол, дятел, клёст; карточки с изображением перелётных птиц- скворец, грач, ласточка, соловей, жаворонок; карточки с изображением среды обитания птиц- море, берег, лес, водоём, болото, луг).

        С целью выявления уровня знаний у детей о различных природных явлениях, а также об умении детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой предложила дидактическое упражнение: «Что бывает, если?», дидактическую игру: «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?»

         Данные обследования показали: ни один ребёнок не назвал правильно всех птиц, затрудняются с ответами: какие перелётные, а какие зимующие птицы. Из этого следует, что у детей недостаточно информации о зимующих птицах, среде их обитания, дети мало наблюдают за ними в природе, у детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

        После проведённой работы анализ диагностического обследования показывает, что систематическое использование различных форм и методов работы по теме проекта «Наши пернатые друзья – зимующие птицы» позволило сформировать у детей чувство общности, они стали доброжелательнее, отзывчивее по отношению друг к другу, к окружающему миру. Дети стали проявлять заботу, чуткость к зимующим птицам.

        Проектируемые результаты продукта.

    Продуктом этого проекта стало следующее:

    - познавательная книга «Азбука пернатых»

    - правила для всех «Как кормить птиц зимой»

    - экологическая эмблема «Берегите природу», «Юный эколог»

    - выставка «Птичья столовая»

    - игра – викторина для родителей «Зимующие птицы»

    - акция «Сотвори добро птицам»

    - презентация «Наши пернатые друзья – зимующие птицы»

    - шапочки птиц для подвижных игр

    - игры: Лото «Зимующие птицы», пазлы «Собери птицу», «Третий лишний»

    - картотека загадок, стихов о птицах

    Практическая значимость проекта заключается в том, что был систематизирован материал по теме «Зимующие птицы», который может быть использован воспитателями при организации проектной деятельности, как методический материал, для обмена опытом работы.

    Трансляция проекта:

    После завершения проекта выступление на педагогическом совете ДОУ,

    размещение материала на сайте ДОУ.

    Перспективы проекта:

    В дальнейшем разработать весенний проект «Вестники весны - перелётные птицы».

    Необходимые ресурсы для реализации проекта.

    В реализации проекта принимают участие воспитатели средней группы, воспитанники группы и их родители

    Материально - техническое обеспечение:

    - музыкальный зал совместный с физкультурным залом, где проводятся музыкальные и физкультурные занятия, досуги, праздники и развлечения;

    - мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр, компьютер, принтер, ксерокс.

    Информационно - методическое обеспечение:

    - интернет - ресурсы,

    - библиотека детской художественной литературы,

    - дидактический материал по экологическому воспитанию дошкольников,

    - презентации,

    - фотоальбомы,

    - картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников, формированию экологической культуры,

    - конспекты ОД, сценарии развлечений,

    - книжный уголок «Читайкино», (художественная литература, репродукции картин о природе, энциклопедии для дошкольников),

    - уголок творчества «Радужка»,

    - участок детского сада,

    - помещение группы.

    Литература

    1. Н.Е. Веракса Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

    2. Н.Е. Веракса Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

    3. Е.Е. Крашенинников Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.  

    4. М.Д. Маханева Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

    5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание    дошкольников. М., 2002.

    6. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

    7. Н.В. Нищева Опытно – экспериментальная деятельность. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.

    8. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» М., 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект игры – викторины по ознакомлению детей с природным окружением в старшей группе на тему: «Наши пернатые друзья».

    Цель: Закрепить знания детей о птицах родного края; упражнять в умении загадывать описательные загадки о птицах; узнавать птиц по голосам, на слайдах; упражнять количественному счёту в пре...

    Проект для первой младшей группы по теме: «Наши маленькие друзья - птицы»

    Проект для первой младшей группы по теме: «Наши маленькие друзья - птицы» ...

    Проект во 2 младшей группе по теме: «Наши маленькие друзья - птицы»

    Проект во 2 младшей группе по теме: «Наши маленькие друзья - птицы»...

    Проектная деятельность с детьми подготовительной группы №3 Тема «Наши пернатые друзья»

    Актуальность проекта: Птицы первые и самые надежные помощники человека. Некоторых из них мы можем встречать каждый день возле своего дома, другие водятся в лесах, садах, в поле, возле рек. Одни птицы ...

    Беседа совместно с родителями в средней группе: "Как живут наши пернатые друзья зимой?"

    Цель: воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях...

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

    Самыми яркими и разнообразными представителями живой природы являются птицы, которые окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают ур...