"Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ"
консультация по теме

Чурина Наталья Викторовна

Консультация для педагогов. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. О роли воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ.

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, я расскажу о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.

О понятие «самостоятельность» в научной литературе

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально – художественной, чтение.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая  выполняется без непосредственного участия  воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

А. И. Зимняя подчеркивает, что выполнение такой самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности,  доставляет ребенку удовлетворения как процесс самосовершенствования и самопознания.

Итак: самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

О роли воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

И так, я хочу предложить Вам, например, в старшей группе тема недели «Едет Масленица дорогая…»

Попробуйте организовать самостоятельную деятельность детей:

1. Накануне в группе организовать выставку «Кукла Масленица» с помощью демонстрационного материала: картины, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги, тряпичные куклы.

2. Вводная беседа педагога с детьми по теме.

Цель и выставки и беседы: мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала.

3. Внести материал разнообразных свойств для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить поверить его в свои силы) педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации «Солнышко», рисунки «Кукла Масленица»и др.)

4. Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка – весна, холодно – горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе.

5. Дети по желанию берут заранее изготовленные поделки «Солнышко» и через эти поделки педагог может побуждать к хороводным играм. (Роль воспитателя - направляет, остальное дети делают сами)

6.  В уголке «Хозяюшка» предложить детям испечь блины (после чтение художественной литературы закличек и стихотворений про блины), с.р.и. «Кулинары»

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Подготовленная среда  включает в себя дидактические материалы, которые можно разделить на три основные группы: упражнения в практической жизни, с которых начинают трех и четырехлетние дети; сенсорные материалы, с которыми работают дети любого возраста в;  развивающие материалы, которые отвечают интересам детей в счете, чтении, изучении окружающего мира. Все материалы рассчитаны на зону ближайшего развития ребенка, что способствует свободной кооперации детей, отсутствию соперничества, социальному развитию ребенка. 

Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре. Если ребенок хочет взять материал, который уже занят, он может подождать, или позаниматься с другим материалом, или же попробовать работать вместе с товарищем – если, конечно, тот не возражает и материал это допускает. Таким образом, ребенок учится вести себя в обществе. 

Приходя в группу, ребенок выбирает сам актуальное для него занятие, возможность самоконтроля при работе с материалами помогает ему почувствовать себя независимыми, самостоятельными. Трехлетние дети очень любят заниматься в практической зоне, выполняя упражнения, которые дома мамы не всегда разрешают: стирают, моют посуду, гладят, причем все это с реальными предметами (Приложение). Также учатся застегивать пуговицы, молнии, резать фрукты, даже забивают гвозди. Все эти упражнения помогают ребенку научиться самому о себе заботиться.

Группа сенсорного материала дает ребенку возможность использовать свои  чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок учится различать высоту, длину, цвет, форму, шум, вес различных предметов. В этой зоне малыш не только развивает свои чувства, но и утончает их.

Группа обучающих материалов включает в себя:

- введение в математику – знакомство с числами, с десятичной системой, примеры на сложение и вычитание,

- введение в русский язык – упражнения для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, знакомство с печатными и прописными буквами, карточки для чтения. 

- введение в географию – глобус, карты материков, 

- введение в биологию и зоологию – пазлы растений и животных, фигурки животных.

Вся предметно-развивающая среда группы  учитывает возрастные интересы развития детской деятельности, и соответствует возможностям ребенка.

Также предметно-развивающая среда меняется в зависимости от темы образовательной деятельности:

В завершении хочу отметить, что благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно – тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно – тематическое планирование ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание,  1991 - № 6. – С. 11-14

2. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования, 2008г.

3. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192 с.



Предварительный просмотр:

Приложение

Предметно-развивающая среда

Зона практической жизни (2,5-6 лет) развивает самостоятельность, мелкую моторику, память, концентрацию внимания. Эта зона предназначена для приобретения детьми навыков гигиены, поддержания порядка, психологического комфорта (уверенности в своих силах, радости от занятий «взрослыми делами», развитие чувства «нужности» родителям). Она разделена на две части: «сухую» и «мокрую» зоны и включает в себя: 

1) упражнения на движение (пересыпание, переливание, сворачивание салфеток, плетение косы, ходьба по линии, уроки тишины); 

2) забота о себе (мытье рук, чистка обуви, глажка, рамки с пуговицами, кнопками, молнией, бантами, ремнями, шнуровкой); 

3) забота об окружающих (вытирание пыли, сметание со стола, мытье стола, полировка металла, мытье посуды, аранжировка цветов); 

         

Зона сенсорики (для детей 3-5 лет) развивает все органы чувств ребенка, подготавливает к работе в зонах математики (отрабатывает навыки расположения предметов в ряд по каким-то признакам, готовит к десятичной системе исчисления) и языка (готовит руку к письму, обогащает речь ребенка прилагательными, существительными).

 На развитие зрительного восприятия предназначены такие материалы:

Блоки с цилиндрами-вкладышами, розовая башня (ряд от маленького куба к большому и наоборот), 

коричневая лестница (толстый-тонкий),

красные штанги (длинный-короткий),

цветные таблички (нахождение пар цветов, выстраивание ряда по оттенкам от темного к светлому и наоборот),

                    

К тактильной группе материалов относятся дидактические материалы для восприятия предметов на ощупь (с открытыми и закрытыми глазами), они готовят руку к письму, развивают внимание, память, речь:

доски для ощупывания (вводят понятия «гладкий-шершавый», готовят руку к восприятию шершавых букв);

шероховатые таблички (подбор пар и построение ряда по степени шершавости с закрытыми глазами);

ткани (ощупывание ткани, подбор пар кусков ткани на ощупь с закрытыми глазами, словарная работа на закрепление названий тканей (атлас, бархат, шелк и т.д.), качеств ткани (мягкая, грубая, ребристая и т.д), степеней сравнения прилагательных (мягче, самая мягкая), через мускульную память развитие интеллекта).

На восприятие тяжести существуют весовые таблички (сортировка табличек по тяжести в разные стопки, вес табличек разных видов отличается на 7 граммов).

На температурное восприятие рассчитан такой материал:

тепловые таблички (знакомят с названиями, качествами, теплопроводностью предметов (войлок, пробка, металл, стекло, камень, дерево), подбор пар с закрытыми глазами, развитие речи);

Слуховое восприятие:

шумовые цилиндры (построение ряда по шуму, подбор пар шумовых цилиндров);

На восприятие объема (стереогностического чувства) существуют:

геометрические тела (через мускульную память вводятся и закрепляются понятия: конус, четырехгранная пирамида, трехгранная пирамида, призма, куб, цилиндр, шар, эллипсоид, овоид; игры с закрытыми глазами; подбор проекций к геометрическим телам (подготовка к геометрии), подбор карточек с надписями к предметам);

сортировка природного материала (с закрытыми глазами сортировка разных видов орехов или косточек, развитие речи на названия природного материала, их формы, качества, градацию форм и качеств); «волшебный» мешочек (узнавание знакомых предметов из окружающей среды на ощупь, подбор пар).

Продвинутый материал:

конструктивные треугольники (образование новых геометрических форм с помощью треугольников, конструирование, развитие творческих способностей, подготовка к начертательной геометрии);

     

Введение в элементарную математику:

числовые штанги (введение количества от 1 до 10).

шероховатые цифры (введение цифр-символов от 1 до 10).

веретена (введение «0»).

цифры и чипсы (тестовый материал от 1 до 10, введение понятий «четный-нечетный»)

     

Введение в русский язык (3-6 лет):

металлические рамки – вкладыши (3-4 года). Цель металлических рамок – подготовка руки ребенка к письму, отработка навыков рисования различных форм (кругов, овалов, квадратов, многоугольников, округленных форм и т.д.), различных видов штрихования (вертикальное, горизонтальное, зигзагообразное), создание творческих композиций.

Развитие устной речи: муляжи, карточный материал с тематикой: флора (кусты, деревья, папоротники, цветы, водоросли, фрукты, овощи, ягоды и т.д), фауна (млекопитающие, птицы, рыбы, рептилии, земноводные, пресмыкающиеся, беспозвоночные), человек (одежда, пища, транспорт, бытовая техника и т.д.). 

Материал для письма:

шероховатые буквы - прописные, наклонные (строчные).

шершавые буквы - прописные, наклонные (заглавные).

подвижный алфавит.

Цель данных материалов – познакомить с образом буквы, дать знания, символом каких звуков является рассматриваемая буква, научиться писать буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей в образовательном процессе

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по созданию условий для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста....

«Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках ФГОС дошкольного образования».

Галиева  Гузель Фанилевнастарший воспитательМБДОУ   детский сад     №228 Советского района городского округа   город Уфа Республики Башкортостан...

Статья "Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ"

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное...

Консультация на тему: «Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»

Консультация на тему:«Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»...

методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»

Формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности дете...