Картотека
материал на тему

"Пальчиковые игры и физкультминутки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr_i_fizkultminutok.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток

Подготовила воспитатель

МДОУ д/с «Солнышко» д.Семино

Подогова Т.А.

Пальчиковая гимнастика «Мухомор»

Красный-красный мухомор   (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!     (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

 

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

 

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

С ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,         (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.


Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.   (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим                  (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.        (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)

 

Пальчиковая гимнастика «Мамин подарок»

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

 

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки
(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

 

Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

Этот дом – одноэтажный.              (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

 

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

Перед нами ёлочка:
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки.
(кулачки, указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики,
(«шарики» из пальцев - вверх, вниз)

Зайчики и свечки,
(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки.
(ладони сложены, пальцы расправлены,; средний и указательный пальцы стоят на столе)

 

Пальчиковая гимнастика «Снег»

Снег, снег кружится,               (Дети хлопают,)
Белая вся улица!                    (
Разводят руки в сторону,)
Собрались мы в кружок,       (
Собираются в круг,)
Завертелись, как снежок.     (
Кружатся и отходят назад.)

 

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Мы пошли гулять на луг,      («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!           (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

 

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Ромашки белые цветки –              (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                    (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

 

Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»

Илья Муромец –         (Приосаниться.)

Добрый молодец.       (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит   (Рука козырьком.)

Да врагов разит.         («Бросить копьё».)

 

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Утро – солнце всходит.       (Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь – луна приходит.        (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)

 

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Есть у курицы цыплёнок,      (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

 

Пальчиковая гимнастика «Лошадка»

Везёт нас лошадка,                                ( «Лошадка» двумя руками.)

Лошадка, лошадка                                  (Показываем головой правую и левую «Лошадку».)

Не валко, не шатко,                                (Складываем ладони, наклоняем их в стороны. )

Не шатко, не валко.

Стегнуть бы кнутом бы                          (Берём в правую руку воображаемый «Кнут»)

Лошадку, но жалко.                                 (Пожимаем плечами)

 

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.   («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

 

Пальчиковая гимнастика «Лето»

Солнцем ласковым согрето,    («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять               («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать.               («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.

Апельсин

 Мы делили апельсин

 (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

 Много нас – а он – один

 Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

 Эта долька – для чижа

 Эта долька – для котят

 Эта долька - для утят

 Эта долька - для бобра

 А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

Гости

К Кате гости прибежали,

(бежим пальчиками по столу или по полу)

 Все друг другу руки жали.

 Здравствуй Жора,

(соединяем большой и указательные пальчики)

 Здравствуй Жанна,(большой и средний)

 Рад Серёжа,(большой и безымянный)

 Рад Снежана (большой и мизинец)

 Не хотите ль пирожок?  ( ладошки складываем вместе)

 Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

 Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)

 Вот драже вам на дорожку

(пальчиком тычем в открытую ладошку)

 Вы берите понемножку

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

 Все стряхнули быстро крошки

 И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)

 Маленькие гномики:

 Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

 Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)

 Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)

 Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)

 Тики – платочки,

 Лики – штанишки,

 Чики – носочки,

 Микки умница был,

 Всем водичку носил.

 Дом

 Стук -стук- постук, раздается где то стук.

 Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

 Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

 Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

 Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

 Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

 И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Домик

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )

 Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )

 Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )

 И в окошко постучусь.

 Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

 Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

 Надо бельчонку сшить распашонку

 (малыш катает ёжика по животику)

 Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

 Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите

(катаем по полу)

 Если дам иголки - съедят меня волки!!!

 (ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

 Замок

 На двери висит замок (руки в замке)

 Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

 Потянули, (потянули)

 Покрутили, (вращаем руки)

 Постучали (стучим основанием ладоней)

 И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста

 Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

 Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

 Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

 Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

 В баночку кладём и пробуем.

 Комар

 Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)

 Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

 Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)

 А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

 И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

 Отпустим комара? Отпустим!

 (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)

 Котик лапкой умывается

 Видно, в гости собирается

 Вымыл носик.

 Вымыл ротик.

 Вымыл ухо.

 Вытер сухо.

Котёнок

 Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

 Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

 Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

 Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

 У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

 На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

 Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

 Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка

 Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)

 А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

 Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

 Лапками гребите (загребаем ручками),

 Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

 Съели толстого жука, дождевого червяка

(показываем ручками, какой толстый жук)

 Выпили водицы полное корытце

(показываем как черпаем воду и пьём).

Ладошки вверх,

 Ладошки вниз,

 А теперь их на бочок

 И зажали в кулачок.

 Листья

 Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.

(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)

 Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик

 (шаркаем ладонью об ладонь)

 Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

 Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)

 Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

 Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.

(указательные пальцы шаркают друг об друга).

 Лужок

 На лужок пришли зайчата,

 Медвежата, барсучата,

 Лягушата и енот.

 На зелёный на лужок

 Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

 Моя семья

 Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)

 Этот пальчик –бабушка

 Этот пальчик – папочка

 Этот пальчик – мамочка

 Этот пальчик – я

 Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

 Ножки

 Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую)

 В новые сапожки.

 Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу)

 Прямо по дорожке.

 Вы шагайте - топайте,(постукивать пальчиками)

 По лужам не шлёпайте,(погрозить пальчиком)

 В грязь не заходите,

 Сапожки не рвите.

 Прогулка

 Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)

 Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

 Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

 Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

 С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

 А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

 Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

 Суп поели ("едим суп"),

 спать легли (ладошки под щечку).

 Пчёлы

 Вот улей, (показываем кулачек)

 Здесь живут пчелы.

 Вот они показались из домика,

(поочередно отгибаем пальчики)

 Одна, две, три, четыре, пять!

 З-з-з-з-з-з....." (щекочем ребенка)

 Рыбка

 Рыбка в озере живёт

 Рыбка в озере плывёт

(ладошки соединены и делают плавные движения)

 Хвостиком ударит вдруг

(ладошки разъединить и ударить по коленкам)

 И услышим мы – плюх, плюх!

(ладошки соединить у основания и так похлопать)

 Сапожник

Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.

Мастер, мастер,

 Помоги –

 Прохудились

 Сапоги.

 Забивай покрепче

 Гвозди -

 Мы пойдем сегодня

 В гости!

 Снежок

 Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)

 Мы с тобой снежок слепили

(лепить,меняя положение ладоней)

 Круглый,крепкий,очень гладкий.

 (показывают круг,гладят ладони друг о друга)

 Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх)

 Два – поймаем. (" ловят", приседают)

 Три – уроним (встают, "роняют")

 И … сломаем! (топают)

 Солнышко

 Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).

 Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).

 Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(делаем ручками фонарики)

 И нам вместе с солнышком весело живётся

(хлопаем в ладоши)

 Счёт

 Один, два, три, четыре, пять -

(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)

 Вышли пальчики гулять.

 Один, два,три, четыре, пять -

(зажимаем пальчики в кулачок)

 В домик спрятались опять!

Тесто

 Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)

 Мы пирог лепили (ладошки лепят)

 Шлёп, шлёп,

 Шлёп, шлёп

 Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

 Хозяйка

 Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)

 В миску молока налью, (наливаем молоко)

 Положу туда крупу (насыпать крупу)

 И поставлю на плиту.(поставить на плиту)

 Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)

 Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

Червячки

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)

 Вдруг, ворона выбегает, (пальчики "бегут" по столу)

 Каркает:"Вот и обед"

(указательный и большой пальчики "каркают".)

 Глядь (разводим ручками),

 а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

Черепаха

 Шла по полю черепаха (идем пальчиками)

 И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)

 Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!

(большой и указательный пальцы «кусаются»)

 Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

Пальчиковые игры с детьми двух-трех лет

Каждое занятие имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.

 Разминка

Ты, утенок, не пищи!

Лучше маму поищи.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

 Можно использовать резиновые игрушки.

Погладим котенка

— Киса, кисонька, кисуля!

— Позвала котенка Юля.

— Не спеши домой, постой!

 — И погладила рукой.

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Моя семья

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Ф. Фребель)

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Наш малыш

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Шалун

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

 На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке.На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

 Качели

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

 Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

 Веер

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер —

Пусть прохладою повеет.

(Т. Сикачева)

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

  Белка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

(Народная песенка)

 Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

 Детки

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,

Все такие нужные...

(3. Александрова)

 Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

 Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать. Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя руками.

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

(М. Кальцова)

 Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

На работу

Большой палец встал один.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

 Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — широко расставить пальцы в стороны.

За работу

Ну-ка, братцы, за работу.

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.

Пальчики

Раз-два-три-четыре-пять —

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять —

В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Мы считаем

Можно пальчики считать:

Раз-два-три-четыре-пять.

На другой руке — опять:

 Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

 Утята

Раз-два — шли утята.

Три-четыре — за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

 А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался —

Громко-громко запищал:

— Пи-пи-пи — не пищи!

— Мы тут рядом, поищи!

 Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи...» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

 Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде —

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?»

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

 Здравствуй

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

(Т. Сикачева)

 Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

 Воздушные щелчки

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугавшись щелчка,

Разбежались кто куда.

 Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (3 раза). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Коготочки

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

 Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

Жук

Я веселый Майский жук.

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу...

(А. Береснев)

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

 Комарик

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок.

 Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это — «лапки»).

Оса

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки.

 Большой братец

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!  Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

 Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) — в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это — «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

 Человечек

«Топ-топ-топ!» — топают ножки.

Мальчик ходит по дорожке.

Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.

 Дождик

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

(Народная потешка)

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

 Коза рогатая

Идет коза рогатая

За малыми ребятами. —

Кто кашку не ест,

Молоко не пьет,

Забодаю, забодаю!..

(Народная потешка)

 Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.

Зайчик

Зайка серый скачет ловко

В лапке у него морковка.   Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Улиточка

У улитки-крошки

Подрастают рожки.

Научу ее ходить,

Если будут ножки.

 Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улит ка» шевелит «усиками».

Кольцо

Выйду на крылечко,

 Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

 Зайчик-кольцо

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое —

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на  переходе из одной позиции в другую:

а)  пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

б)   большой   и  указательный   пальцы  соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

 Очки

— Что стряслось у тети Вали?

— У нее очки пропали!

Нет очков у тети Вали —

Очевидно, их украли!

(С. Михалков)

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

Стульчик

«Стульчик» ты из рук сложи

И детишкам покажи.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно па счет «раз», «два».

 Флажок

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я Огонь зажег.

(А. Барто)

Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

 Домик

Дом мы строим

Выше, выше!

Есть окошки в нем

И крыша.

 Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...