Паспорт метеостанции (11,2018)
материал (подготовительная группа) на тему

Осипенко Надежда Алексеевна

Паспорт метеостанции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_meteoploshchadki.doc924.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Детский сад  №15» г. Троицк.

 

Паспорт

МЕТЕОПЛОЩАДКИ

«Юный        метеоролог»


Метеоплощадка в детском саду.

 Цель: приучать детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные приборы; воспитывать осознанно правильное отношение к природе.

 За дачи:

  1. Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
  2. Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
  3. Формировать представления о четырех частях света.
  4. Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного прогнозирования погоды.
  5. Познакомить с профессией метеоролога.

Основные требования к организации  метеоплощадки.

  1. Метеоплощадка является важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
  2. Метеоплощадка должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовав систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а так же изучение микроклимата территории детского сада.
  3. Наблюдения на метеоплощадке можно проводить ежедневно.
  4. На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков (замеряют с помощью осадкомера). Осенью и зимой определяют  степень  покрытия  и  характер  залегания  снежного  покрова.

Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса.

             


План – схема метеоплощадки.

Условные обозначения:

  1. Столик для экспериментов и заполнения дневника наблюдений.
  2. Метеобудка (термометр+ барометр).
  3. Флюгер.(компас)
  4. Стенд для фиксирования показателей приборов.
  5. Магнитно-меловой стенд.
  6. Снегомер.
  7. Осадкомер
  8. Термометр.
  9. Ветряной рукав.
  10. Интерактивные солнечные часы

Словарик  юного  метеоролога.

 Метеоплощадка – это площадка на которой установлено специальное оборудование для элементарного прогнозирования погоды.

 Метеобудка  - служит для размещения метеоприборов.

Флюгер – прибор для измерения направления ( иногда и скорости) ветра.

 Интерактивные солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движение по циферблату.

 Барометр – прибор для измерения атмосферного давления ( высокое давление означает хорошую погоду, низкое – облачную и дождливую).

 Термометр прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т. д.

 Ветряной рука в – определяет силу ветра.

 Осадкомер  - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

 Осадки - влага которая падает на поверхность земли, выделена из воздуха или почвы в капельном или твердом виде.

 Снегомер - прибор для измерения высоты и массы вырезаемого столбика пробы снега.

 Компас - прибор для определения сторон света.

 Гигром етр - определяет влажность воздуха.

Погода – дело глобальное, поэтому синоптики всего мира работают сообща: утверждают единые стандарты, обмениваются данными. Прогнозы погоды касаются больших территорий и, при всём желании, не могут учитывать особые климатические условия именно нашего детского сада. Вот почему так часто обещанный дождь проходит стороной!

Что такое погода?

  • показания температуры воздуха
  • сила и направление ветра;
  • наличие осадков;
  • состояние неба и солнца;
  • влажность воздуха.

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы устроили у себя в саду метеоплощадку.

С её созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Наша метеоплощадка включает в себя следующие основные составные части:

-выделенный специально участок местности на территории детского сада;

-детская метеостанция.

Метеоплощадка  с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные приборы; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Метеорологическая будка сконструирована таким образом, чтобы термометры и другие приборы находились в приземном слое воздуха. Дверца будки всегда обращена на север. Как вы думаете, почему?

           Будка служит для защиты приборов от осадков, сильного ветра и солнечной радиации. Она выкрашена в светлый цвет и имеет специальные жалюзи.

Самая необходимая вещь на метеоплощадке - термометр .

Термометр  позволяет  при  помощи  воспитателя  детям  определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно»,

«тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен в метеобудке , чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на крыше метеобудки под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени. Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, он расположен внутри метеорологической будки, а так же, им служит подвешенная к будке сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.          

Ветряной рукав – это метеорологический прибор для  определения силы ветра. Длина рукава 70 см и устанавливается на вращающейся опорной оси.

       

Осадкомер - служит для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

Снегомер -  прибор для измерения высоты и массы вырезаемого столбика пробы снега.

Зачем осадкомер зимой?

Зима редко приходит и уходит строго по календарю. Зависит от региона. В любом случае, при правильном размещении метеоплощадки, осадкомер показывает точный уровень дождя, снега, града. Также показания этого прибора дополняют детские знания о видах осадков понятием об их интенсивности. 

Что делать с линейкой для измерения снежного покрова летом?

В нашем городе летом снега нет, это не повод забыть об этой линейке. Есть как минимум два способа использовать метеорологический измерительный прибор с пользой.

Уличный ростомер сэкономит время воспитателю и покажет, как быстро растут дошколята. Кто сказал, что измерять рост можно только у стены или в кабинете медсестры? На прогулке это даже веселее. Положите рядом тонкий коврик, чтобы дети становились на него босыми ногами. Так не придется делать поправку на высоту подошвы или каблучка.

Измеритель высоты газона. Наблюдайте вместе с малышами, за ростом травы на площадке. Обратите внимание детей, что после дождя рост ускоряется, а в засушливые периоды замедляется.

Солнечные часы– прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движение по циферблату  .            

Солнечные часы: что делать, если солнца нет?

Вариантов несколько. Можно посвятить занятие теме «Стороны света». Солнечные часы на нашей метеоплощадке имеют обозначения: «Север», «Юг», «Запад» и «Восток». Часы монтируют так, что условные обозначения показывают действительные направления.

Можно поговорить о движении планет. Возьмите фонарик, это будет Солнце. Столешница часов — Земля. Покажите ребятишкам, как солнце освещает нашу планету в движении, и как при этом меняется и движется тень от предметов.

В пасмурную погоду предложите детям самим разгадать, почему сегодня на солнечных часах нет тени. И зачем вообще люди придумали часы. Конечно, после сбора версий и предположений воспитателю следует рассказать, как было на самом деле.


 

Все показания приборов фиксируются на специальном стенде, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Термометр, измеряющий температуру на поверхности почвы.


Зачем на метеоплощадке меловой стенд?

Чтобы упростить работу воспитателю и облегчить восприятие новой информации для дошкольников. На стенде можно вести записи и рисовать. При помощи магнитов удобно размещать демонстрационные материалы по теме занятия.

Примеры:

  • рисуйте и изучайте с малышами условные обозначения осадков, тумана, изморози и т.д.;
  • показывайте вектором динамику температуры воздуха: стрелка вверх — жарче, чем вчера, стрелка вниз — холоднее;
  • прикрепите плакат с изображением всех времен года, чтобы дети определили по картинке, какая сейчас пора (нашли в окружающей их природе сходство с одной из картинок).

Пользуясь стендом, педагогу проще управлять вниманием группы. Дети адаптируются к обучающей среде, которая их ожидает в школе.


На высоком металлическом шесте прикреплен флюгер  (прибор для определения направления ветра).

Флюгер позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.


Уютный уголок на метеоплощадке с удобной лавочкой и столиком для экспериментирования, рисования, записей в дневнике наблюдений и отдыха.



Метеорологические приборы, размещенные на участке и эстетически красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, украшением окружающей среды.Вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.

Уход за метеоплощадкой

Метеоплощадку следует содержать в чистоте и тщательно

очищать от всякого мусора. На приборах и оборудовании не должно быть пыли, паутины, грязи.

В местах, где травяной покров сильно разрастается, на метеоплощадке следует скашивать или подстригать траву, не допускается ее разрастания выше 20 см.

В зимнее время нельзя разрушать естественного состояния снежного покрова на площадке.

С крыши и со стенок будки, а также с планки осадкомера снег необходимо удалять до наблюдений, во время предварительного обхода площадки.


Список литературы:

  1. Рыжова Н.Л. Экологическое образование в детском саду. -М.: Изд. Дом

«Карапуз», 2001.-432с.статьи.

  1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада \\ Ребенок в детском саду. -2002.-№3.-с.76.
  2. Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология в и творчество

\\ Дошкольное воспитание .-1998г.-№7.-49.

  1. Николаевой Т. О чём говорят растения .\\ Ребенок в детском саду.-2002.

-№3.-с.88.

  1. Приметы и прогнозы \\ Обруч. -2006.- №1. –с.24.
  2. Букарева О. Географическая площадка «Здравствуй солнышко» .

\\ Дошкольное воспитание . -2011. -№1. –с.74.

  1. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных экологических группах. Детство – Пресс.- 2013.