Программа детского творческого объединения «Волшебные пальчики» (художественно-эстетическое направление) для средних групп
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Бурнышева Анна Валерьевна

Цель  работы детского творческого объединения: формирование творческой активности, художественного вкуса, чувства цвета, через создание условий для совершенствования зрительного и мускульного восприятия формы предмета, использование в лепке различных выразительных средств, а также овладение изобразительными и техническими приемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dto_volshebnye_palchiki.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка»»

Программа детского творческого объединения

«Волшебные пальчики»

 (художественно-эстетическое направление)

для средних групп

                                                                                             Автор программы:

                                                                                     воспитатель

Бурнышева А.В.

г. Лесосибирск, 2018г.

… Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев…

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки,

Чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,

Тем ярче творческая стихия детского разума…

В.А. Сухомлинский

В наше время интерес к соленому тесту, как материалу для изготовления различных поделок возник сравнительно недавно. Хотя сама история соленого теста тянется из глубины веков. Из этой смеси наши предки лепили фигурки, сушили, раскрашивали. При этом фигурки из соленого теста хранились долго, и хозяева относились к ним очень уважительно.

Актуальность.

Дети очень любят лепить. Зачем современному ребенку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются  объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность.

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.

Приходя на собрания творческого объединения, дети, как ни на каком другом занятии снимают свои негативные эмоции, никакие другие виды деятельности не производят такого эффекта, как разрывание теста на кусочки, а потом создание из него чего-то нового. Также игры с тестом полезны детям с пониженным или повышенным тонусом рук так как они нормализуют тонус. А ведь всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения  практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог  с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Из соленого теста можно лепить все, что угодно. Малыши начинают с элементарных колбасок и колобков, самолетов и солнышка, до грибочков, овощей и фруктов, цифр и букв. Ребята постарше – более сложные предметы и даже композиции. Из соленого теста очень удобно лепить плоские предметы, например елочку, корзинку, колобка, вырезая контур самостоятельно стекой или используя шаблон. Чтобы получить от детей желаемый результат, мы обыгрываем поделки, оживляем персонажи, читаем стихи, потешки. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.

Цель работы:

- формирование творческой активности, художественного вкуса, чувства цвета, через создание условий для совершенствования зрительного и мускульного восприятия формы предмета, использование в лепке различных выразительных средств, а также овладение изобразительными и техническими приемами.

Занятия лепкой помогают решить следующие задачи:

•        видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;

•        синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль над движением своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок теста;

•        создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, пряники, конфеты, бублики, баранки);

•        формировать умение  лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая, их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество  теста для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);

•        создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке).

  • развивать эстетическое восприятие и интерес к лепке из соленого теста;
  • развивать технические навыки, передавая в лепке выразительные образы, объединяя небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях);
  • развивать мелкую моторику пальцев рук и оптимального тонуса в них; развивать разговорную речь детей;
  • формировать умение украшать, вылепленные изделия при помощи стеки; использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки );
  • воспитывать умение аккуратно пользоваться материалом. Интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности. Стараться сохранять правильную осанку при лепке, не горбиться, не наклоняться низко над столом; сидеть, свободно не напрягаясь.
  • воспитывать организованность, аккуратность, умение начатое дело доводить до конца. Способствовать воспитанию выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание.

Программа рассчитана на    32     занятий по 30 мин.

Тематическое планирование

Тема  программы

Задача

Количество

часов

Мероприятие по представлению

результатов

октябрь

«Осенние фантазии»

1.Листопад

2.Собираем урожай(2зан.)

3. Животные готовятся к зиме

Познакомить детей с техникой лепки из солёного теста. (раскатывается, мнётся, отрывается) Свойства - Мягкое, эластичное.

Показать приём изготовления изделия из теста. Вызвать желание лепить из теста и украшать изделия различными природными материалами. Показать необычное использование различных природных и искусственных материалов. Воспитывать интерес к природным изменениям, вызывая желания отразить их в своих работах.

4 зан.

Оформление выставки работ

ноябрь

«Моя любимая игрушка»

Формировать умение передавать в поделке образ любимой игрушки, дополняя необходимыми деталями. Лепить по выбору детей персонажа из мультика. Создавать игровую ситуацию. Равномерно раскатывать тесто, вырезать по трафарету, дополнять деталями из пластилина.

2зан.

Выставка в группе

«Для любимой мамочки»

Лепка по индивидуальному замыслу ребенка. Воспитывать любовь к близким людям,  аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам.

2зан.

Вручение подарков мамам в «День матери».

Акция «Поздравим всех мам»

декабрь

«Здравствуй, Зимушка-зима!»

Познакомить детей с изготовлением поделки на основе картона.

Закрепить навыки раскатывания колбаски, учить составлять целое из частей. Отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы.

1зан.

Выставка в группе

«Ура, Новый год!!!»

Формировать умение вырезать по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук,

Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации. Лепка по замыслу ребенка. Стараться  точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.

2зан.

Оформление выставки «Новогодний подарок»

«Дедушка Мороз»

Продолжать использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание.

Развивать умение пользоваться чесночницей для выдавливания теста для волос и бороды.

Развлечь детей.

1зан

Оформление фотовыставки «Зимние фантазии»

январь

«Красивая шапочка»

Лепка по замыслу ребенка. Стараться точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.

1зан

Акция «Подарок малышам»

«Снежные фигуры»

Формировать умение обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы.

Развивать художественно-творческие способности

2зан.

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом.

1зан

февраль

«Подарок папе»

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.

2зан

Вручение подарков на празднике для пап.

«Бабушке и маме в день 8 марта»

Закрепить технические навыки и приёмы при лепке рамки из солёного теста.

Упражнять в лепке цветов из отдельных частей, составлять цветок из 6-8 частей, составлять композицию из отдельных деталей.

Воспитывать интерес к творчеству.

2зан

Поздравление мам и бабушек на празднике.

март

Калачи, ватрушки, пироги.

Знакомить с различными видами хлебобулочных изделий и их значением в жизни человека. Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Поощрять разные способы соединения деталей. Знакомить с приемами «налепов», скручивание и сплющивание деталей.

2зан.

Использование поделок в с\р играх «Дом», «Хлебный магазин»

«Сувенир на счастье»

Формировать умение раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.

Расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета.

Стараться точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета.

2зан.

Предложить детям подарить поделки своим друзьям.

апрель

«Космический корабль»

Формировать умение лепить по образцу. Самостоятельно определяя технику выполнения. Знакомить со значимыми для истории страны датами.

1зан.

Оформление выставки в группе к празднику 12 апреля

«Пасхальные сувениры»

Знакомство с новой техникой лепки изделий из теста путем выдавливания необходимой формы.

Развитие творческой индивидуальности, интереса к творчеству сверстников.

2зан

Участие в городской выставке «Пасхальное солнце»

«Голубь мира»

Формировать умение раскатывать тесто скалкой, вырезать по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой.

Лепить птичек, используя приёмы оттягивания, сплющивания, передавая пропорции, характерные особенности.

Воспитывать интерес к творчеству. Воспитывать уважение к труду и подвигу прошлых поколений. Знакомить с символикой «голубь-птица мира».

1зан

Попросить родителей вручить с детьми сувениры ветеранам 9 мая.

май

«Божья коровка на листике»

Формировать умение лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления.

Пользоваться формочкой для вырезания листика.

1 зан.

Оформление выставки в «Уголке природы»

Оформление итоговой фотовыставки

«Бабочка-красавица»

Продолжать учить раскатывать тесто ровным слоем, вырезать по трафарету. Создавать симметричное изделие. Развивать умение дополнять изделие деталями и украшать. Воспитывать чувство вкуса. Вызвать положительные эмоции, чувство радости.

2 зан.

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом.

1зан.

В результате занятий лепкой у воспитанников  могут быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценкой результатов освоения программы является участие детей в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, использование поделок - сувениров в качестве подарков родным, друзьям, воспитателям к различным праздникам.

 Выставки могут быть:

- однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения, сравнения работ, оценивания;

- постоянные  - организуются в помещении, где работают дети, регулярно пополняются и обновляются;

- тематические –проводятся по итогом изучения разделов, могут быть посвящены каким-либо событиям или праздникам;

Подведение итогов обучения – организация итоговой выставки фотографий работ в конце  учебного года.

Список литературы:

  1. Дегтярева Т. «Умные поделки». Москва «Лист»1999г.
  2. Основы художественного ремесла. Послушная глина: М., АСТ-ПРЕСС, 1999г.
  3. Рубцова Е. «Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки».
  4. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду, Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.;
  5. Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.;
  6. Чаянова Г. Н. Соленое тесто, М. , 2005 г.