Семинар-практикум для педагогов
материал на тему

Иваньшина Ольга Сергеевна

Семинар практикум направлен на профилактику конфликтных ситуаций в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ»

Цель: создать условия для усвоения участниками алгоритма анализа конфликтов.

Задачи:

- ознакомить участников с теоретическими аспектами прикладной конфликтологии;

- создать условия для анализа  конфликтного взаимодействия.

Содержание работы.

Знакомство. Рефлексия ожиданий.

Психолог предлагает участникам представиться и зафиксировать на подготовленных раздаточных бланках свои ожидания и вопросы по предложенной теме.

 Затем участникам предлагается закончить фразы: «Конфликт – это плохо, потому что…», «Конфликт – это хорошо, потому что…».

 Ведущий резюмирует и обобщает высказывания, после чего переходит к изложению теоретического материала.

2. Теоретическая часть.

1. Уважаемые коллеги!

 Жизнь – это непрерывный процесс взаимодействия в общественной, профессиональной и личной сферах, который не может протекать без противоречий. Управление конфликтами и разрешение конфликтных ситуаций является неотьемлемой частью  деятельности руководителя и психолога.  Согласно статистике, руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Для того, чтобы  эффективно управлять конфликтом и  грамотно разрешать конфликтные ситуации, необходимы как теоретические знания, так и практические навыки.

В прикладной конфликтологии существует две аксиомы:

 1)    конфликт не есть нечто плохое и нечто хорошее;

 2)   прежде чем сделать любой шаг в поле конфликта, необходимо сначала диагностировать, с каким конфликтом мы имеем дело. Прежде чем перейти к описанию типов конфликтных ситуаций, необходимо дать определение конфликта.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов,  позиций,   мнений  или  субъектов  взаимодействия,  либо столкновение  противоположно  направленных  тенденций  в  психике человека.

 В любом конфликте   можно выделить обязательно присутствующие элементы:

субъекты конфликта (люди, группы)

противоречие между ними (предмет конфликта)

конфликтное поле или конфликтная ситуация.

Для того, чтобы конфликт стал актуальным, к противоречию между субъектами должно присоединиться противодействие.

2. Распознать начало конфликта можно по некоторым признакам, или сигналам. Они следующие:

 •    напряжение - взаимоотношения  отягощаются  негативными установками и предвзятым мнением, возникают негативные чувства по отношению друг к другу, ссора готова вспыхнуть от малейшей искры.

 • недоразумение - отсутствие взаимопонимания, ложные выводы, недостаточно   четкое   выражение   мыслей,   эмоциональная напряженность;

инциденты- любой ничтожный повод или мелочь приводят к ссоре;

•   дискомфорт- интуитивное ощущение, что что-то не так;

 •  кризис - прекращение, разрыв отношений, взаимные обвинения и оскорбления.

Психорисунок  «Мое представление конфликта».

Цель: выяснить подсознательное отношение  участников  к  обсуждаемой теме.

Ход упражнения: участникам предлагают нарисовать «конфликт», как они его представляют, после выполнения задания участники по очереди рассказывают, что нарисовано и что значит этот рисунок.

Рисунки сгруппировывают по определенным смысловым группам (деструктивные, конструктивные, эмоциональные, деловые, внутренние, внешние конфликты).

Упражнение “Руки”

Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

что вы чувствовали?

как вы себя чувствуете?

какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?

Конфликты бывают:

Межгрупповые

Межличностные

Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- “душевные муки”)

Между личностью и группой.

Работа по группам.

Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся по 10 минут.

Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

Конструктивные стороны конфликта:

 Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).

 Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

 Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

 Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

 Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

 Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

 Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

 Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

 Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

 Представление о победителях или побежденных как о врагах.

 Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Психолог: Сейчас мы снова прибегнем к силе воображения, потому что воображение является наибольшей силой в плане изменения человека.

Упражнение «Музей  обидных  воспоминаний»

 Каждый  из  нас    обижался  и  не  один  раз. Но  одни  люди  умеют  быстро  расстаться  с  обидами, потому  что обида-  это  ни  что  иное, как «ржавчина, разъедающая  душу». Другие относятся  к  своим  обидам как к  большой ценности. Они  их  прячут, берегут, накапливают. А  в  конфликте  предъявляют, усиливая,  как  им  кажется,  свою  позицию. Результат такого  собирательства — болезни.  Попробуйте  дома написать  все  свои  обиды  на  листок, внимательно  на  них  посмотрите   и  скажите  им:

«Обиды, вы  простите  меня,  но  я  отправляю  вас  в  музей  обидных  воспоминаний. Вы  остаетесь  в  прошлом,  а  я  живу  в  настоящем и  будущем. Лишняя  тяжесть  мне  ни к  чему! Прощайте!»

 И  порвите  этот  лист,  или  сожгите. В душе  должны  быть  всегда  уют  и  комфорт, спокойствие  и  мудрость. «Человек  сам  загораживает  себе свет» сказал Эмерсон.  Постарайтесь  этого  не  делать.

Психолог: Причин, вызывающих конфликты в ДОУ, множество. Наиболее распространенными являются те, которые препятствуют достижению работниками основной цели трудовой деятельности – получению морального и материального удовлетворения от педагогического труда.

 В их число входят:

- непосредственная технологическая взаимосвязь педагогических работников и вспомогательного персонала, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого (например, помощник воспитателя некачественно выполняет свои функциональные обязанности и это может сказаться на соблюдении режимных моментов в  группе ДОУ);

- перенос проблем, решение которых должно было бы идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений (так, нехватка оборудования, дидактических пособий и т. д. может привести к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны не они, а их руководители);

- невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководство – подчинение» (например, заведующий не обеспечивает надлежащих условий для успешной деятельности подчиненных или, наоборот, подчиненные не выполняют соответствующих требований руководителя), (неудовлетворительное описание  служебных функций персонала, когда складывается превратное представление об обязанностях и ответственности различных членов коллектива)

Типы конфликтов в детском саду.

 Для того чтобы правильно определить причину возникшей неприятной ситуации (а значит, и наметить пути ее разрешения), необходимо определить социально-психологический тип конфликта.  Выделяют следующие типы конфликтов в ДОУ:

 - представляющие собой реакцию на препятствия при достижении основных целей трудовой деятельности (например, сложности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т. п.);

- возникающие как реакция на препятствия при достижении личных целей педагогических работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся «выгодными» или «невыгодными», недовольство предложенным графиком отпусков и т. п.);

- порожденные  поведением педагога как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт по поводу нарушения трудовой дисциплины);

сугубо личные конфликты между работниками и обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик: резкими различиями интересов, ценностных ориентаций, потребностей, уровня культуры в целом, симпатия-антипатия.

Психолог:  В коллективе работают совершенно разные люди. Скажите, чем мы все отличаемся?

Упражнение «Все мы разные»

Психолог: Вы назвали самые разные отличия. У каждого из нас свой характер, свои особенности, взгляды, интересы, ценности. И, тем не менее, нас объединяют единые педагогические задачи, эффективность и качество решения которых зависит во многом от того, насколько будет едина и дружна наша педагогическая команда, каким будет психологический климат в нашем образовательном учреждении.

 - Какие, на ваш взгляд, существуют наиболее эффективные способы профилактики конфликтов в педагогическом коллективе? (создание благоприятной атмосферы, хорошего эмоционально-психологического климата,  повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении,  не доводить ситуацию до конфликта, а предупреждать его  возникновение).

- Назовите объективные обстоятельства, способствующие профилактике деструктивных конфликтов.

Психолог. Ну, и закончить свое выступление мне хотелось бы притчей «О храме с тысячью зеркал».

Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.

Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.

Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.

Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!

Психолог:  Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди  смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к  сотрудничеству.