Игры и упражнения по сенсомоторному развитию детей дошкольников
занимательные факты (средняя группа) на тему

Быстрое формирование всех свойственных человеку психофизиологических процессов начинается с раннего возраста. Своевременное и верно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Поэтому именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития сенсорной и моторной сферы ребенка - развития двигательных умений и навыков, мелкой моторики, разностороннего обогащения зрительного, слухового и тактильного восприятия, восприятия пространства, ощущения своего тела, накопления представлений об окружающем мире (сенсомоторного развития).

Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их обработки. Поэтому оптимальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В связи с этим в дошкольной образовательной организации необходима кропотливая ежедневная системная работа (тщательно подобранный блок игр, упражнений, заданий) по развитию сенсорной и моторной сферы дошкольников.

Большой вклад в создание такой системы внесли Л. А. Венгер, Е. Г. Пилюгина, В. А. Пилюгина, Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесова (сенсорное развитие, М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная (моторное развитие, продолжают их деятельность ученые современности.

Опираясь на труды теоретиков, педагоги-практики тоже вносят свой вклад в создание разнообразной системы сенсомоторного развития дошкольников. И помощь в этом им могут оказать доступные современные материалы и немного творчества.

В процессе использования нетрадиционных игр и упражнений, направленных на сенсомоторное развитие дошкольников, у детей формируются знания об определенных сенсорных эталонах, они овладевают рациональными приемами обследования, повышается любознательность, пытливость, появляется желание творить, дети становятся более активными во взаимодействии со взрослыми.

Мои воспитанники сейчас– дети 5-6 лет (старший дошкольный возраст). Проблема их сенсомоторного развития является для меня актуальной как проблема готовности к школе будущих выпускников детского сада. Также она является актуальной в связи с работой образовательного учреждения в инновационном режиме по направлению физкультурно-оздоровительного и сенсомоторного развития детей дошкольного возраста.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои сенсомоторные умения?

Если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, желание и возможности.

• Вариант игры «Гвоздики» (с использованием мягких цветных резинок для волос, бухгалтерских резинок, силиконовых резинок для плетения браслетов)- возможно составление разнообразных изображений (с использованием схем или по воображению); смена базовых компонентов для работы позволяет разнообразить тактильные ощущения, расширить представления о цветах спектра.

• Игры с конструктором из липучек (цветных или окрашенных в разные цвета)развивают мелкую и крупную моторику, незаменимы для развития фантазии, логического мышления, хороши для организации работы двух и более детей.

• Игры с конструктором из гибкой проволоки, обтянутой цветной тканью – позволяет создавать самый широкий спектр объектов (отдельных (из одного базового компонента) и комплексных (из нескольких базовых компонентов, может использоваться для решения задач разных направлений развития дошкольников.

• Игровые упражнения с бусами – доступность и разнообразие материала позволяет организовывать с детьми упражнения различной направленности: выкладывание изображений (умение работать по образцу, инструкции, создание изображений из отдельных бусин (развитие фантазии, творчества, сборка бус (формирование усидчивости, развитие творческого воображения, создание «волшебной бумаги» с помощью бисера (развитие эмоций. Формирование умений совместной работы).

А если в использовании разнообразных материалов опереться на современные технологии сенсомоторного развития, то могут получиться удивительные результаты детского творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Быстрое формирование всех свойственных человеку психофизиологических процессов начинается с раннего возраста. Своевременное и верно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Поэтому именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития сенсорной и моторной сферы ребенка - развития двигательных умений и навыков, мелкой моторики, разностороннего обогащения зрительного, слухового и тактильного восприятия, восприятия пространства, ощущения своего тела, накопления представлений об окружающем мире (сенсомоторного развития).

Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их обработки. Поэтому оптимальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В связи с этим в дошкольной образовательной организации необходима кропотливая ежедневная системная работа (тщательно подобранный блок игр, упражнений, заданий) по развитию сенсорной и моторной сферы дошкольников.

Большой вклад в создание такой системы внесли Л. А. Венгер, Е. Г. Пилюгина, В. А. Пилюгина, Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесова (сенсорное развитие, М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная (моторное развитие, продолжают их деятельность ученые современности.

Опираясь на труды теоретиков, педагоги-практики тоже вносят свой вклад в создание разнообразной системы сенсомоторного развития дошкольников. И помощь в этом им могут оказать доступные современные материалы и немного творчества.

В процессе использования нетрадиционных игр и упражнений, направленных на сенсомоторное развитие дошкольников, у детей формируются знания об определенных сенсорных эталонах, они овладевают рациональными приемами обследования, повышается любознательность, пытливость, появляется желание творить, дети становятся более активными во взаимодействии со взрослыми.

Мои воспитанники сейчас– дети 5-6 лет (старший дошкольный возраст). Проблема их сенсомоторного развития является для меня актуальной как проблема готовности к школе будущих выпускников детского сада. Также она является актуальной в связи с работой образовательного учреждения в инновационном режиме по направлению физкультурно-оздоровительного и сенсомоторного развития детей дошкольного возраста.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои сенсомоторные умения?

Если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, желание и возможности.

• Вариант игры «Гвоздики» (с использованием мягких цветных резинок для волос, бухгалтерских резинок, силиконовых резинок для плетения браслетов)- возможно составление разнообразных изображений (с использованием схем или по воображению); смена базовых компонентов для работы позволяет разнообразить тактильные ощущения, расширить представления о цветах спектра.

• Игры с конструктором из липучек (цветных или окрашенных в разные цвета)развивают мелкую и крупную моторику, незаменимы для развития фантазии, логического мышления, хороши для организации работы двух и более детей.

• Игры с конструктором из гибкой проволоки, обтянутой цветной тканью – позволяет создавать самый широкий спектр объектов (отдельных (из одного базового компонента) и комплексных (из нескольких базовых компонентов, может использоваться для решения задач разных направлений развития дошкольников.

• Игровые упражнения с бусами – доступность и разнообразие материала позволяет организовывать с детьми упражнения различной направленности: выкладывание изображений (умение работать по образцу, инструкции, создание изображений из отдельных бусин (развитие фантазии, творчества, сборка бус (формирование усидчивости, развитие творческого воображения, создание «волшебной бумаги» с помощью бисера (развитие эмоций. Формирование умений совместной работы).

А если в использовании разнообразных материалов опереться на современные технологии сенсомоторного развития, то могут получиться удивительные результаты детского творчества.