Малые фольклорные формы в воспитании и обучении детей
консультация на тему

Сообщение для методического объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_folkloru.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение
Новониколаевская средняя общеобразовательная школа
Купинского района
структурное подразделение детский сад
«Золотой улей»  
улица Южная 22, д. Новониколаевка, 632748.
телефон:83835837240,
E-majl:
novnjk@ngs.ru 

«  Малые фольклорные формы     в воспитании и обучении    детей»

Сообщение для методического объединения

Воспитатель

Ковалёва Т.А.  

2016г

«Роль малых фольклорных форм в воспитании и обучении детей

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

 Э.К.Суслова.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

В программных занятиях с детьми в детском саду используется устный народный фольклор в разных видах деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятиям.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир.  Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. 

Под  звуки  их  ласковых,  напевных  слов  малыш   легче проснется, даст себя

умыть:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

накормить:

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капусту,

Мышки – за корку,

Детки – за молоко.

На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями рук, пальчиков, хождением проводятся с новыми текстами, например “Пальчик - мальчик”.

Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – т.е. движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом - это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет. В прибаутке “Петушок - петушок” - всего один персонаж и очень простое действие. Основная интонация стиха - ласковая, звучание его напевно, мелодично.

В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку Рябу.

С литературными произведениями начинается знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном - об игрушках. Взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.

Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей: иногда - это целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; содержание более значительно. Ребёнок - один из главных образов поэзии малых форм. “Наша Маша маленька” - о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображён ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!

Наша Маша маленькая,
На ней шубка аленька
Опушка бобровая
Маша чернобровая!

Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.

Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.

Предлагаем вашему вниманию буклеты «Фольклор – помощник в воспитании». В буклете собраны потешки, которые можно использовать в разных жизненных ситуациях. (Раздаем родителям буклеты).

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.  Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству.

Анкета «Народное искусство в жизни вашей семьи» 

Цель: Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

Уважаемые родители!

  1. Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа:
  1. Как жили наши предки?
  2. Какими занимались ремеслами?
  3. Как сеяли хлеб?
  4. Какую одежду носили на Руси?
  1. Знаете ли Вы народные праздники и традиции? Какие?
  2. Какие виды народного искусства вы знаете?
  3. Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?
  4. Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки, потешки?
  5. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
  6. Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?
  7. Нужно ли ребенку  давать толкования старославянских слов?
  8. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
  9. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
  10. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?
  11. Какие народные игры Вам знакомы? Играете ли Вы в них с ребенком?
  12. Необходимо  ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуре в детском саду? Если «Да», то почему?
  13. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2009.
  2. Большой подарок для самых маленьких.: Русские народные сказки, песенки, потешки и прибаутки. Сост. Бирюкова Ю. - М., 2006.
  3. Где это видано? Небылицы, перевертыши,  сказки. Сост. Астахова Н. - М.,2009.
  4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Детство-Пресс, 2006.
  5. Котенька-коток: Русские народные детские песенки. Сост. Науменко Г.Н. – М.:Дом, 1994.
  6. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.