ОД по познавательно - исследовательской деятельности "Мыльные фантазии"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Дерябина (Кондрашова) Наталья Андреевна

Знакомство детей со свойствами мыла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kondrashova_publikatsia_1.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Кондрашова Наталья Андреевна,

Воспитатель

МАДОУ Детский сад № 9 г. Красноуральска

Свердловской области

Занятие по познавательно – исследовательской деятельности

«Мыльные фантазии»

(подготовительная группа)

Цель: Познакомить детей со свойствами мыла.

Задачи:

  1. Систематизировать знания о процессе изготовления и использования различного мыла;
  2. Развить познавательный интерес  к свойствам мыла;
  3. Создать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу;
  4. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Предварительная работа:

  • беседа о пользе мыла;
  • чтение художественной литературы ( Б. Житков «Мыло»;  Л. Даскалова «Сказка про мыло» и др.);
  • знакомство с профессией мыловара.

Материалы и инструменты:

  • разные виды мыла (детское, хозяйственное, жидкое);
  • вода;
  • ложечки;
  • стаканчики;
  • пищевые красители;
  • сахар;
  • гуашь;
  • шерстяные варежки или перчатки;
  • трубочки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много интересных открытий. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

1,2,3,4,5-
Начинаю колдовать!
Наши дети изменились -
И в ученых превратились!

Что же мы сегодня будем изучать? Давайте отгадаем загадку:

Похоже на пряник и разного цвета,
Собрало в себе запах трав всего света.
Ребята охотно им моют ладошки,
Не любят его лишь собаки и кошки.
(Мыло)

Дети: Это мыло.

Воспитатель: Правильно, это мыло. Сегодня мы с вами поговорим о мыле и его свойствах. А вы знаете, из чего делают мыло?

Предположения детей.

Воспитатель: Основным компонентом твёрдого мыла является смесь растворимых солей высших жирных кислот.  Дополнительно в составе мыла могут быть и другие вещества, обладающие моющим действием, а также ароматизаторыкрасители и порошки.

Давайте возьмем с вами по кусочку мыла и рассмотрим его. Какое оно на ощупь?

Дети: Твердое, гладкое, разноцветное.

Воспитатель: А теперь определим, есть ли у мыла запах.

Дети (нюхают): Ароматное, душистое, пахучее.

Воспитатель: А для чего нам мыло?

Дети: Мыло нужно, чтобы мыть руки, стирать белье. Оно уничтожает микробов и неприятные запахи.

Воспитатель: А давайте с вами проверим, на самом ли деле с мылом легче мыть руки. Покрасим наши ладошки гуашью. После этого, одна половина вас вымоет руки с мылом, а другая без него.

Дети выполняют задание.

Что у вас получилось?

Дети: Гуашь с мылом смылась лучше и быстрее, чем без мыла.

Воспитатель: А теперь возьмем с вами жидкое мыло, добавим его в воду  и попробуем взбить. Что получилось?

Дети: Мыло превратилось в пену.

Воспитатель: А теперь возьмем трубочки, опустим их в стаканы с пеной и подуем. Что мы видим?

Дети: Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей.

Воспитатель: Давайте попробуем с вами изготовить мыльные пузыри.

Для этого возьмем воду, добавим в нее хозяйственного мыла или средства для мытья посуды, сахар и пищевой краситель разных цветов.

Дети выполняют задание.

А теперь пробуем надуть пузыри.

Какими получились наши пузыри?

Дети: Разноцветные, легкие.

Воспитатель: А как вы думаете, можно ли поймать мыльный пузырь, чтобы он не лопнул?

Предположения детей.

Воспитатель: Сейчас я буду надувать мыльные пузыри, а вы попробуйте ладошками поймать их. Что происходит?

Дети: Пузыри лопаются.

Воспитатель: А теперь наденем шерстяные перчатки и попробуем теперь поймать пузыри в ладошки. Что происходит?

Дети: Пузырь какое – то время удерживается на ладошках, не лопается и даже подпрыгивает.

Воспитатель: Это происходит потому, что пузырь опирается на ворсинки шерсти  и как бы парит в воздухе.

Ребята, а вы любите играть с мыльными пузырями? Давайте мы с вами поиграем игру «Мыльные пузыри».

Физкультминутка «Мыльные пузыри»:

Двенадцать мыльных пузырей, (рисуют руками маленькие круги)

Двенадцать радужных друзей, (рисуют руками радугу)

Двенадцать круглых толстяков (гладят свой живот),

Двенадцать милых добряков (друг другу улыбаются),

Летят по воздуху гурьбой

Вполне, довольные собой (имитация полета на месте).

Но вдруг один чихнул: «Апчхи!!!»-

И разлетелся на клочки (первый пузырь присел).

«Эй, первый! Будь здоров, старик!»-

Сказал второй и лопнул вмиг (второй присел).

За ним и третий звонко: «Бах!» (присел третий).

Четвёртый: «Чпок!» И пятый: «Ах!» (присели четвёртый и пятый пузыри).

Шестой, седьмой, восьмой: «О-оп!» (присели шестой, седьмой, восьмой)

Девятый: «Бац!» Десятый: «Хлоп!» (присели девятый и десятый пузыри).

Вздохнул одиннадцатый: «Ох! Какой у нас переполох!» (присел одиннадцатый).

И вот последний мыльный пупс,

Пожав плечами, лопнул: «Упс!» (присел двенадцатый).

Молодцы! Вставайте.

А вы знаете, что мыльные пузыри можно не только пускать, но и рисовать ими.

Давайте попробуем нарисовать с вами  веселых сороконожек. Для этого надуем мыльный пузырь и очень аккуратно посадим его на чистый белый лист. Затем лопнем пузырь, так чтобы он оставил на листе цветной отпечаток. Надо выстроить ряд разноцветных пузырей цепочкой. Таких цепочек можно сделать 2-3, смотря, сколько у вас, будет сороконожек. После того как лист высохнет, берём фломастер и начинаем оживлять наш рисунок. На первом или последнем круге - отпечатке начинаем рисовать лицо сороконожки, добавляем ей глаза, усики, ротик, носик и так далее. Затем дорисовываем сороконожке многочисленные ножки.

Дети выполняют задание. 

Воспитатель: Какие замечательные сороконожки получились у вас.

Итог занятия:

  • Ребята, понравилось вам занятие?
  • Что понравилось больше всего?
  • Какие свойства мыла вы запомнили?
  • Какой опыт запомнился?

Воспитатель: Сегодня мы узнали много нового, и вы все были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект "Песочные фантазии"

Проект разработан для внедрения с детьми 5-6 лет, проект разрабатывался с детьми на основании их вопросов и интересов. По мере поступления вопросов от детей, я искала ответы, придумывала ситуации и иг...

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности"Мыльные фантазии"

Мастер класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности...

Познавательно-исследовательский проект " Бумажные фантазии"

   Как показывает история развития науки, часто темы исследований возникают спонтанно, и многие открытия были совершены неожиданно, даже случайно. Тема нашей работы тоже появилась нео...

Познавательно-исследовательский проект "Бумажные фантазии" для детей 3-4 лет.

Этот проект  расширяет знания детей о бумаге, учит делать изделия из неё. В проекте активное участие приняли родители....

«Песочные фантазии» познавательно-исследовательский проект

Познавательно- исследовательский проект...

конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательно- исследовательская деятельность)."ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ"

Вредных нет детей в стране Ведь не место им в песке!Здесь нельзя кусаться,драться И в глаза песком кидаться!Стран чужих не разорять!песок - мирная страна.Можно строить и чудить,Можно много сотвор...