Проект «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
проект на тему

Скороход Анна Федоровна

Песок - состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для  развития ребенка.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, на коррекцию зрения, развивается «мануальный интеллект ребенка».
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.  Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым. Особенно важен в данном контексте древний принцип «не навреди».
Реализация данного проекта направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень актуально.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesok.docx152.95 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 23 « Дельфиненок»

        

                                   Проект

«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

C:\Users\Anna\Desktop\звездочка\22158724_1928774494056002_7816117068788400128_n.jpg

Подготовила:  воспитатель  Скороход А.Ф.

Творческий проект.

«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Содержание

  • Актуальность
  • Паспорт проекта
  • Этапы проекта
  • Содержание проекта
  • Литература
  • Приложения

Актуальность

Песок - состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для  развития ребенка.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, на коррекцию зрения, развивается «мануальный интеллект ребенка».
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.  Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым. Особенно важен в данном контексте древний принцип «не навреди».
Реализация данного проекта направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень актуально.

Паспорт проекта

Название проекта


 Волшебный песок

Вид проекта

Творческий

Основные разработчики проекта

Суменкова Людмила                     Алексеевна

Воспитатель I квалификационной категории

Цель и задачи проекта

Цель: Развитие             познавательных способностей и коммуникативных навыков ребенка,
 его эмоционально-волевой сферы и сенсорики.
Задачи:

  • Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка.
  • Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
  • Развивать мелкую моторику рук, а также и речь; обогащать и активизировать словарь детей.

Сроки и этапы реализации проекта

 Проект средне - срочный.

Исполнители проекта и основных        мероприятий

Дети средней группы, их родители

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Этапы проекта

1 этап  - подготовительный (предварительная работа  детьми, родителями).
2 этап – творческий (практическая работа: беседы, консультации, занятия.).
3 этап - заключительный ( обобщение результатов работы).

Участники проекта:  дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Предмет исследований: песочница, вода, набор миниатюрных предметов и игрушек.              

Содержание проекта

          месяц

 

             План мероприятий

сентябрь

1. Консультация для родителей « Песочная терапия в развитии
 мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».

(ПриложениеN1)
2. Демонстрация коллекции игрушек:

« Сказочные герои».

(ПриложениеN2)
3. Знакомство с правилами игры с песком.

(ПриложениеN3)

октябрь

1.Наблюдение на прогулке за песком:  Игра «Волшебные секреты».
(ПриложениеN4)
2.Игра-занятие с песком: «У бабушки в гостях».
(ПриложениеN5)

ноябрь

 

1.Дидактические игры-упражнения: «Узоры на песке»
(ПриложениеN6)
2.Игра - упражнение «Маленькие волшебники – мы создаем мир»
(ПриложениеN7)
3.Консультация для родителей « Безопасные игры детей в песочнице».
(ПриложениеN8)

       

Литература

  • Аромштам, М. «Игры на влажном песке»/М. Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.N 12.С.6.

Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия-  песочная психотерапия- занятия

  • Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-N1.-С.50-52          

Детская психология – дошкольники  - эмоционально-волевая (коррекция)- игры с песком –песочная терапия – занятия с песком – познавательные игры – занятия

  • Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-N3.-С.5.

Детская психология – моторика рук (развитие) – песок (игры)

  • Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.

Коррекционные учреждения (8вид) – цвет (восприятие) – песочная терапия – занятия (конспекты)

  • Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.N5.-С.26-29

Детская психология – психотерапия –песочная терапия (организация) – игры с песком

  • Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-N4.-С.65-68

Приложение №1


    «Песочная терапия в развитии мелкой   
   моторики рук детей дошкольного возраста»


        Добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удаётся уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при эмоциональных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничивать возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.  Для таких случаев при составлении программ комплексной коррекции мы используем метод игровой песочной терапии.
      Принцип  терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром М.Ловенфельд. 
      Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом  Дорой Кальфф. Она училась у Ловенфельд и дополнила технику юнгианским подходом и глубоким знанием восточной философии. Кальфф стремилась создать для своих клиентов свободное и защищенное пространство, где те, играя с песочницей, чувствовали себя свободно. Основную идею песочной терапии Кальфф сформулировала так: «Игра с песком представляет возможность ребенку избавиться от психологических травм с помощью фантазий и ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями».
        Сама структура песка состоит из мельчайших крупинок - символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.
      На первом занятии знакомят ребенка с песочницей, с правилами поведения в «Волшебной песочнице». «Здесь можно всё – строить из песка, копать и сыпать песок, наливать воду. Здесь нельзя только одно – бросать песок на пол. Посмотри! Это не простой песок, это пустыня. А ты волшебник и можешь превратить эту пустыню в волшебную страну, в которой тебе будет хорошо!» Дав инструкцию, взрослый может занять позицию активного зрителя – отвечать на вопросы ребёнка, сопереживать с ним развитие сюжета. Важно не направлять действия малыша в данный момент времени, а дать полную свободу его фантазии. Если ребёнок застенчив, тревожен, не доверяет взрослому лучше всего сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это  даёт ребёнку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой.
Когда игра закончена, попросить ребёнка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, не следует настаивать.
Можно просто сказать, что вам понравилась песочная картинка.
Уже на первом сеансе можно узнать очень многое о ребенке:

  • Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одну деталь на другую и т.п.)
  • Уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т.п.)
  • Уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы)
  • Умение обобщать по темам игрушки
  • Личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, навыки в общении со взрослыми, общее эмоциональное состояние)
  • Уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику)
  • Уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета)
  • Эмоциональное развитие (как выражает свои эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость)
  • Стиль семейных отношений (диалоги между героями)
  • Уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера
  • Устойчивость и распределение внимания, работоспособность
  • Воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т.п.)

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность,  развивается «мануальный интеллект» ребенка.
Песок обладает замечательным свойством «Заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Использование песочницы даёт комплексный образовательно- терапевтический эффект.

Приложение №2


         Демонстрация коллекции  игрушек:
                    «Сказочные герои»


Цель: 

познакомить детей с коллекцией игрушек для игр и занятий в песочнице.
Развитие тактильного восприятия и зрительной памяти.
Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы.
Создать радостное настроение.


Оборудование: 

лопаточки (маленькие); совочки; сито; воронки; разнообразные формочки; миниатюрные игрушки (высота 5-7см) изображающих животных, растений, людей, мебели,  машинок; различные здания и постройки; бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, пуговицы, соломинки для коктейля, маленькие шарики и т.д.)
Ход: «Принцесса песочного мира» хочет показать вам игрушки для игры с песком. Их можно брать в руки, рассматривать, играть с ними.

Приложение № 3

Знакомство с правилами игры с песком.


Целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр: стараться не высыпать песок из песочницы: (воду стараться не выливать); «Принцесса песочного мира» загрустила, потому что её подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Она просит вас:

  • Береги малыш песчинки –не выбрасывай их из песочницы, если случайно песок высыпался – покажи взрослому, он поможет вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать, подбрасывать песок.
  • Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются в других детей. Нельзя брать песок в рот.
  • «Принцесса песочного мира» очень любит, когда у детей чистые руки и носики. Поэтому после игры с песком или водой – вымойте руки и покажите чистые ладошки зеркалу.

Завершая игры в песочнице, дети разбирают свои постройки, складывают игрушки  по местам, разравнивают песок, кладут ладошки на поверхность песка и произносят слова благодарности:
                        
В ладошки наши посмотри-
                        Мудрее стали ведь они!
                        Спасибо, милый наш песок –
                        Ты всем нам подрасти помог!

Приложение №4


        Наблюдение за песком на прогулке.


Обратить внимание детей на песочницу. Чем отличается сухой песок от мокрого?
Предложить детям пройти по влажному песку. Где остаются более четкие следы? Можно воспользоваться «печатками». Что происходит со следами, если песок сухой?

Игра на песке «Волшебные секреты»
Цель:  учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными ответами.
Развивать  тактильные ощущения от соприкосновения с сухим и мокрым песком.
Воспитывать у детей интерес к разыгрыванию игровой ситуации.
Ход: приготовить разноцветные камешки, искусственные листья, фантики, кусочки оргстекла. Воспитатель начинает подбирать секретики, зарывая их в песок, отыскивать, комментируя свои действия. «Вот какой красивый, блестящий камушек! Нравится? Положу в эту ямку и зарою. Ой! Где же мой секретик? Помоги мне его найти!»

Приложение №5
                                                                              
  
Игра – занятие с песком
  
«У бабушки в гостях»


Цель:


1  Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными ответами. 2 Активизировать в речи слова: «сыплется», «сухой», «мокрый», «прилипает».
3  Развивать зрительное восприятие, мышление, речь детей.
4 Воспитывать у детей интерес к разыгрыванию игровой ситуации. 
Пособия:
Песочница с чистым, сухим песком. Игрушечные фигурки: петушок, домик, бумажные – солнышко и тучка, лейка с водой, цветные камешки, рули, влажные салфетки для рук.
Ход занятия:
Мотивация: бабушка Матрена встречает детей и показывает двор – песочницу, где живут её животные, бабушка обращает внимание детей на то, что во дворе у неё песок.
Воспитатель приглашает детей поехать на машине в гости к бабушке Матрёне в деревню. Дети берут рули и со словами «едут в деревню»:
                         
«Машина, машина, куда идёшь?
                          Машина, машина, кого везёшь?
                          Машина, машина, быстрей поезжай.
                          Машина, машина, ты нас покатай».
Вот и приехали! (в это время воспитатель быстро надевает косынку и фартук, она берет на себя роль бабушки Матрены). Бабушка встречает детей, здоровается с ними, показывает свой двор ( песочницу), и обращает внимание детей на то, что во дворе у нее песок. Детям предлагается потрогать песок и сказать, сухой или мокрый песок, сыплется он или прилипает к рукам.
Бабушка предлагает отгадать загадку:
              «Утром рано встаёт, ку-ка-реку поёт!».          (петушок)
Появляется петушок, он важно ходит по двору. Воспитатель предлагает детям показать пальчиками как петушок ходит по двору:
               «Петя, Петя, Петушок! Петя, красный гребешок.
                На заборе сидит, ку-ка-реку говорит».
Внимание детей обращается на то, что на сухом песке не остаётся следов. Петушок ходит по двору, ищет зёрнышки, но никак не может найти. Детей просят помочь Петушку найти в песке зернышки ( дети закапывают руки в песок, ищут мелкие камушки – зернышки, и складывают в миску). Когда все зёрнышки собрали, воспитатель предлагает детям покормить Петушка, насыпать зернышек ( дети имитируют движения, зовут цып, цып). Хорошо у бабушки в деревне, тепло – солнышко пригревает! Вдруг подул ветер, налетела туча и закрыла солнышко, стало темно и закапал дождик «Кап-кап» (воспитатель поливает из лейки песок). Испугался Петушок и убежал.

Физминутка 
Капля первая упала – кап!                    Сверху пальцем   показать

                                                            траекторию  ее  движения                                
И вторая побежала – кап!                      и проследить взглядом
Мы на небо посмотрели,                      смотрят вверх       
Капельки кап – кап запели,      
Намочили лица, мы их вытирали.        Вытирают лицо руками               
Туфли посмотрите – мокрыми стали.    Смотря вниз
Плечами дружно поведём                     движения плечами
И все капельки стряхнём.
От дождя убежим,                                приседают, руки над головой
Под кусточком посидим.


Дождик покапал и прошел. Снова выглянуло солнышко. Воспитатель обращает внимание детей на песок во дворе: был сухим, стал мокрым. Предлагает потрогать песок руками: песок не сыплется, а прилипает к рукам, потому что он мокрый. Вышла бабушка во двор, посмотрела, где Петушок? А во дворе сыро. Как же бабушке пройти к домику, где сидит Петушок? Детям предлагается выложить из камешков дорожку к домику ( дети выкладывают дорожку).
Воспитатель предлагает протереть руки влажными салфетками.
Дети прощаются с бабушкой и петушком. Затем подводит итог, говорит что ребята молодцы, хорошо играли, спрашивает  как играли, что делали ( искали зернышки для Петушка, строили дорожку к домику). Дети берут рули и с теми же словами едут в детский сад

       

Приложение №6


         Дидактические игры – упражнения
                      
Упражнение «Узоры на песке».


Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Ход: 
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые/ сложные узоры ( прямые и волнистые дорожки, заборчики и лесенки). Ребёнок должен нарисовать такой же узор внизу на песке.
Те же узоры на песке изготавливаются путём выкладывания в заданной последовательности предметов (камешков, желудей, пуговиц и т.д.).
«Принцесса песочного мира»: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я… Придумай свой узор, рисунок.


   

Приложение №7

Игра – упражнение
               
«Мы волшебники – мы создаем мир»


 

Цель: развитие и расширение представлений ребёнка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Ход:
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ – это город, деревня, лес, озеро, остров и т.д., а затем в игровой форме побуждает ребёнка  строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
«Принцесса песочного мира»: «Сегодня ты превращаешься  в волшебника, но даже волшебство не совершается просто так.  Сейчас «Принцесса» наколдует лес, она произнесет волшебные слова «Ёлки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немножко, только без разрешения глаза не открывай ( в это время воспитатель засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами). Открой глазки и посмотри, как красиво, интересно у неё получилось! У «Принцессы» есть замечательные помощники – пальцы (взрослый сжимает-разжимает пальцы, ходит ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь произнеси те же слова, что и «Принцесса», и наколдуй другой лес».
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» воспитатель может вводить для запоминания ребенку ещё несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название деревьев, цветка, гриба (новых слов – не более 3-4).

Приложение №8


                      Консультация для родителей
                        
Безопасные игры в песочнице


Несмотря на то, что мир современных игрушек просто поражает, игры в песочнице не устарели. Песочница также как и раньше – излюбленное  место малышей.  Трогая ручками песчинки, кроха развивает мелкую моторику, а выясняя путем, какое количество песка требуется положить в формочки, развивает глазомер. Развиваются творческие способности ребенка, его воображение. Когда малыш строит песочные замки, он развивает воображение, выдумывает, фантазирует, создает свой собственный мир.
Игры в песочнице должны быть безопасными.
В городе найти песочницу с чистым песком проблематично. Самой безопасной песочницей можно назвать ту, которая находится у вас на даче, за состоянием которой вы можете проследить. Чтобы песок не попадал в глаза и не пылил, чтобы не рассыпался при строительстве  замков и выпечке пирожков, смачивайте его. Если ночью по вашей песочнице могут пройти животные – накрывайте песочницу целлофаном. 
Игры в песочнице немыслимы без специальных наборов,  так же ребенку можно предложить различные миниатюрные игрушки (машинки, куколки, животных, бросовый материал).
В возрасте от одного до трех лет малыш обожает трогать песок совком, лопаткой и, конечно же, руками. Ему доставляет удовольствие вставлять песок палочки, листики, камушки, веточки. Ребенок  любит топтать песок и разбрасывать. Вы – мама и  папа, бабушки и дедушки, будете показывать пример, а малыш будет смотреть, как вы это делаете, и вскоре захочет повторить. А пока самое интересное занятие для крохи – ломать сделанные кем-то куличи. Не стоит на него  сердиться из-за этого! Подумайте, для малыша это действительно интересно – сначала ничего не было, затем появилось, а потом вдруг опять исчезло… расскажите и покажите малышу, какой мокрый песок, а какой сухой. Объясните, что из мокрого песка кулич «выпекается», а из сухого – нет, он рассыплется. Когда ребенок станет постарше, нужно показать ему, как лепить заборчики по кругу. Можно показать, как из палочек и дощечек можно строить мосты. На песке можно рисовать палочкой или пальчиком. 
Дети обожают играть с песком и водой одновременно. Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Ещё интересней, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков верёвки.
Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. И мы взрослые, можем помочь им в этом – используя игры.