Программа музыкально одаренного ребенка
методическая разработка на тему

Визирякина Светлана Ивановна

Программа на учебный год для работы с воально одаренным ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_solo.docx39.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 28

г. БЕЛГОРОДА

 

Индивидуальная образовательная  программа  

музыкально способного ребенка

на 2018-2019 учебный год.

Составила:

 музыкальный руководитель

Визирякина Светлана Ивановна.

 

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Характеристика особенностей развития ребенка.

3.Описание образовательной деятельности по развитию музыкальных способностей.

3.1. Объем нагрузки

3.2. Содержание образовательной деятельности

4. Планируемые результаты

5. Перспективно-тематическое планирование

«Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».  

 В. А. Сухомлинский.

1.Пояснительная записка

       Проблема работы со способными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.

      В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями новые задачи, поскольку особый, более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, является залогом социального успеха каждого, а значит залогом процветания нации.

     К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

       Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.

         Поэтому большое внимание уделяю работе с детьми, имеющими ярко выраженные музыкальные способности, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаю создать условия для развития личности. В ходе диагностики я выделяю группы детей не только с недостаточным развитием, но и способных детей. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.

Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Задачи:

- раскрыть музыкальные способности;

- совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;

- вовлекать в конкурсы на различном уровне;

- создавать насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду

- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах

поддержки и сопровождения способных детей.

2.Характеристика особенностей развития ребенка.

Анкетные данные

Фамилия, имя: Здоровцова Женя, Полторацкая Лиза

Возраст: 5 лет

       Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психических особенностей, речи, памяти, мышления.

   Здоровцова Женя, Полторацкая Лиза–  девочки с ярко выраженными музыкальными способностями. Любят музыку, артистичны, быстро отзываются на ритм и мелодию, внимательно вслушиваются в них, легко запоминают, сочиняют свои мелодии. Девочки свободно воспроизводят мелодию голосом, точно её интонируют, подбирают по слуху на музыкальном инструменте. Когда они поют, то вкладывают в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: они с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочки отличаются высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они легко устанавливает контакт с собеседником.

Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы со Здоровцовой Женей, Полторацкой Лизой был составлен индивидуальный образовательный маршрут.

   

3.Описание образовательной деятельности по развитию музыкальных способностей.

3.1. Объем нагрузки

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю: понедельник-четверг  не более 20 минут. Раз в месяц предусмотрено выступление с сольным номером на различных мероприятиях ДОУ.

3.2. Содержание образовательной деятельности

  • Артикуляционная гимнастика
  • Игровое распевание
  • Пальчиковые игры с пением
  • Пение

4. Планируемые результаты.

  • Сформированный познавательный интерес к вокальному искусству;
  • Овладение вокальными навыками, такими как певческое дыхание, правильная дикция, певучесть и протяжность в голосе;
  • Развитый музыкальный слух, сформированные навыки владения средствами музыкальной выразительности;
  •  Ребенок становится активными исполнителем, умеющими выражать волнующие его чувства в художественном образе через пение.

5. Перспективно-тематическое планирование

Сентябрь

1. Подбор диагностических методик.

2. Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников.

3. Отслеживание эмоционального настроя ребенка.

4. Подбор вокальных упражнений для развития певческого голоса.

 5. Выступление на общем родительском собрании «Музыкальное развитие в ДОУ»

6. Индивидуальная беседа с родителями Здоровцовой Жени, Полторацкой Лизы

Октябрь

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

  • Укреплять мягкое небо, расслаблять дыхательные мышцы.
  • Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Музыкальный материал: «Лошадка», «Веселый язычок»

Игровое распевание

Задачи:

  • Развивать образное воображение детей, осознанное осмысление правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, то есть чистое интонирование.
  • Формировать самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей.
  • Развивать дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
  • Развивать творческие и артистические способности детей, формировать навыки театральной деятельности, с использованием различной мимики и жестов героев. Далее задачи те же.

Музыкальный материал: «Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка» А.А. Евдотьевой.

Пение

Задачи:

  • Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
  • Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном.
  • Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.

Пальчиковые игры с пением

Задачи: песенки-упражнения

  • Развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
  • «Предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений).
  • Повышают общий уровень организации ребёнка.
  • Направлены на развитие чувства ритма, выразительное исполнение, совмещение пения с показом, координации движений.Музыкальный материал: «Маленькая мышка»,«Паучок» из CД «10 Мышек» Е. Железновой

Работа над песней «Дождик» О.Полякова.

 Выступление на осеннем развлечении с сольным номером. Отслеживание эмоционального настроя ребенка.

Ноябрь

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

  • Укреплять гортань.
  • Работать над дикцией

Музыкальный материал:

  • «Вечер» — все стихло, но слышно как стрекочет кузнечик «Тр-тр-тр», кричит филин «У-у-у-у», кукушка «Ку-ку».
  • Разучивание скороговорок «Язычок», «Ехал грека».
  • Игра со звуком: «Волшебная коробочка».

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

  • Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.
  • Преодолевать дефекты речи.

Музыкальный материал: «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению).

Игровое распевание

Задачи:

  • Расширять диапазон детского голоса.
  • Учить точно, попадать на первый звук.
  • Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии.
  • Самостоятельно попадать в тонику.

Музыкальный материал: «Белочки», «Карабас-Барабас и куклы» А.А. Евдотьевой. Песни о маме.

Пение

Задачи:

  • Продолжать учить  петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
  • Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам.
  • Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен.
  • Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.

Пальчиковые игры с пением

Задачи: те же.

Музыкальный материал: «Замок», «Пчёлки» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Работа над песнями «Ладушки», «К нам гости пришли»

 Участие в концерте  «День матери» с сольным номером и в составе ансамбля.

Декабрь

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

  • Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию.
  • Укреплять голосовые связки.
  • Развивать динамический слух.

Музыкальный материал:

  • «Тихий голос» — в центр выходит ребенок. У него тихий голос. Все вместе произносят звук «а», все громче, в конце кричат. Потом по сигналу все замолкают, ребенок в центре продолжает кричать, пока у него хватит дыхания.

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

  • Формировать более прочный навык дыхания.
  • Укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
  • Тренировать артикуляционный аппарат.

Музыкальный материал: «Шарик мой воздушный», «Снежки», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием.

Игровое распевание

Задачи:

  • Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке.
  • Точно интонировать интервалы.
  • Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Музыкальный материал: «Храбрый портняжка», «Дюймовочка и жук» А.А. Евдотьевой.

Пение

Задачи:

  • Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.
  • Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
  • Развивать умение у детей петь под фонограмму.
  • Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.

Пальчиковые игры с пением

Задачи: те же.

Музыкальный материал: «Червяки», «Пальчики» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Начало подготовки песни «Модница», «Колокольчик» к вокальному городскому конкурсу «Золушка и Маленький Принц».

 Сольное выступление на новогоднем утреннике.

Январь

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

  • Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм.
  • Развивать дикцию и артикуляцию.
  • Учить детей овладению и использованию элементов несложного самомассажа.

Музыкальный материал:

  • Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы.
  • Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь».

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

  • Продолжать формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
  • Тренировать артикуляционный аппарат.

Музыкальный материал: знакомый репертуар, «Мышка принюхивается».

Игровое распевание

Задачи:

  • Продолжать работу над развитием голоса детей.
  • Исполнять легко напевно. Звуки «а», «я» петь округлённее. Исполнять плавно и отрывисто.
  • Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала

Музыкальный материал: «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.

Пение

Задачи:

  • Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
  • Упражнять детей в чёткой дикции, формировать хорошую артикуляцию.
  • Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.
  • Чисто интонировать в заданном диапазоне.
  • Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.
  • Совершенствовать исполнительское мастерство.
  • Учить  работать с микрофоном.

Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.

Пальчиковые игры с пением

Задачи:

  • Усилить интерес детей к певческой деятельности.
  • Развивать осознанное восприятие и содержание песен, совмещая пение с игрой на пальцах.
  • Развивать мелкую моторику, творчество.

Музыкальный материал: «Перчатка», «Поросята» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

  • Развивать певческий голос.
  • Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Музыкальный материал: «Прогулка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

  • Учить правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.
  • Развивать динамический слух.

Музыкальный материал: «Подуй на пальцы», «Ветер», «Аромат цветов» из сборника М.Ю. Картушиной «Логоритмика в детском саду».

Игровое распевание

Задачи:

  • Упражнять детей во взятии глубокого дыхания.
  • Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

Музыкальный материал: «Медвежонок и пчела», «Котёнок и божья коровка» А.А. Евдотьевой.

Песни

Задачи:

  • Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.
  • Чисто интонировать в заданном диапазоне.
  • Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.
  • Уметь самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей.
  • Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.
  • Учить  работать с микрофоном.

Песни «Модница», «Колокольчик».

Пальчиковые игры с пением

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику.
  • Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением.

Музыкальный материал: «Рыбки», «Апельсин» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Февраль

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

  • Развивать певческий голос.
  • Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Музыкальный материал: «Прогулка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

  • Учить правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.
  • Развивать динамический слух.

Музыкальный материал: «Подуй на пальцы», «Ветер», «Аромат цветов» из сборника М.Ю. Картушиной «Логоритмика в детском саду».

Игровое распевание

Задачи:

  • Упражнять детей во взятии глубокого дыхания.
  • Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

Музыкальный материал: «Медвежонок и пчела», «Котёнок и божья коровка» А.А. Евдотьевой.

Песни

Задачи:

  • Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.
  • Чисто интонировать в заданном диапазоне.
  • Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.
  • Уметь самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей.
  • Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.
  • Учить  работать с микрофоном.

Пальчиковые игры с пением

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику.
  • Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением.

Музыкальный материал: «Рыбки», «Апельсин» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Песни «Мамочка», «Колокольчик», «Модница».

Выступление с сольным номером «Модница» на музыкально-спортивном празднике, посвященному Дню Защитника Отечества.

Март

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

  • Подготовить голосовой аппарат к дыхательным, звуковым играм, пению.
  • Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Музыкальный материал:

  • Упражнения: «Обезьянки», «Весёлый язычок».
  • Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы».

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

  • Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.
  • Развивать динамический слух.
  • Преодолевать дефекты речи.

Музыкальный материал: «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению).

Упражнения для распевания

Задачи:

  • Расширять диапазон детского голоса.
  • Учить детей точно попадать на первый звук, самостоятельно попадать в тонику.
  • Развивать умение интонировать на одном звуке.
  • Учить связывать звуки в «легато».

Музыкальный материал: «Колобок», «Курочка Ряба» А.А. Евдотьевой.

Пение

Задачи:

  • Побуждать к активной вокальной деятельности.
  • Закреплять умение петь , а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.
  • Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.
  • Способствовать развитию  выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
  • Продолжать развивать умение  петь под фонограмму и с микрофоном.
  • Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.

Пальчиковые игры с пением

  • Задачи: Развивать мелкую моторику.

Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением

Музыкальный материал: Тараканы», «Ветер» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Песни «Колокольчик», «Мамочка».

Выступление с сольным номером «Мамочка» на утреннике, посвященному 8 Марта.

Апрель.

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

  • Развивать певческий голос.
  • Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
  • Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Музыкальный материал: «Путешествие язычка» И.В. Перямковой, «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

  • Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
  • Тренировать артикуляционный аппарат.

Музыкальный материал: «Ёжик», «Корова», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием.

Игровое распевание

Задачи:

  • Добиваться более лёгкого звучания.
  • Развивать подвижность голоса.
  • Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы.
  • Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.
  • Повысить жизненный тонус, настроение, умение раскрепощаться.

Музыкальный материал: «Я хороший», «Да и нет» В.Н. Петрушиной; «На лесной полянке», «Грибы» А.А. Евдотьевой.

Пение

Задачи:

  • Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
  • Чисто интонировать в заданном диапазоне.
  • Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.
  • Формировать сценическую культуру.
  • Продолжать обучать работать с микрофоном.

Пальчиковые игры с пением

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию.
  • Развивать дыхание.
  • Усиливать интерес к певческой деятельности.

Музыкальный материал: «Часы», «Улитка» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Песня «Лето» в исполнении хора «Великан»

Участие в городском конкурсе детского творчества «Маленький артист на большой сцене» в номинации «Вокал» с сольным номером «Мамочка» и в составе хорового коллектива ДОУ с песней «Колокольчик».

Май

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

  • Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
  • Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Музыкальный материал: «Путешествие язычка» И.В. Пермяковой, «Прогулка» М. Лазарева.

Игровое распевание

Задачи:

  • Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться.
  • Закреплять вокальные навыки детей.

Музыкальный материал: знакомый репертуар.

Пение

Задачи: совершенствовать вокальные навыки:

  • Петь естественным звуком без напряжения.
  • Чисто интонировать в удобном диапазоне.
  • Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму.
  • Слышать и оценивать правильное и неправильное пение.
  • Самостоятельно попадать в тонику.
  • Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.

Пальчиковые игры с пением

Задачи:

  • Закреплять певческие навыки.
  • Усиливать интерес к певческой деятельности
  • Совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать творчество, фантазию,

Работа над песней «Лето».

Выступление на празднике, посвященном Дню защиты детей с сольными номерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект индивидуальной программы "Развитие музыкально-ритмических движений одаренного ребенка"

Проект  идивидуальной программы с одаренными детьми, включает еще и презентацию к проекту....

Индивидуальная программа работы с музыкально-одаренным ребенком

Разработанная программа позволяет поэтапно проводить дополнительные занятия и добиваться нилучших результатов...

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

В данной работе представлен пример разработки индивидуальной программы развития для одаренного ребенка.....

Консультация для родителей по теме: "Музыкально-одаренный ребенок"

Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными. Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда. Признание человека способным или ...

План-программа «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности»

Работа с одаренным ребенком - гармонизация и развитие ребенка с артистическим талантом....

Музыкальная одаренность ребенка

Что такое музыкально одаренный ребенок?...