статья "Инновационные здоровьесберегающие технологии в деятельности ДОУ"
статья на тему

Хрущева Светлана Евгеньевна

В статье представлены "действующие" здоровьесберегающие технологии, реализуемые в нашем ДОУ. Рассмотрена теоретическая часть вопроса: понятия "технология", "педагогическая технология", "здоровьесберегающие образовательные технологии"; приведена одна из классификаций здоровьесберегающих технологий применительно к ДОУ; перечислены конкретные примеры технологий и краткое их описание. В качестве примера использования на практике - таблица "Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня для детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

Хрущева Светлана Евгеньевна,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 210»

Забота о здоровье – это важный труд воспитателя.

 От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

 мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы.

 В.А.Сухомлинский

Правы были предки, говоря «Береги здоровье смолоду». Эта фраза отражает необходимость укрепления и сохранения здоровья у детей с первых дней жизни. Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма.  Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в наши дни превращается в первоочередную социальную проблему, ведь с каждым годом возрастает количество детей, имеющих отклонения в здоровье.  Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего школьника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты как со сверстниками так и со взрослыми, быть пластичным и мобильным в меняющихся условиях. Все это возможно только при условии сохранения здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является здоровьесберегающий аспект образовательной деятельности.

Для реализации цели дошкольного образования (обеспечение личностного развития при сохранении здоровья) необходимо комплексное взаимодействие со стороны  педагогики и медицины. Такой системой мер является использование здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ.

Рассмотрим основные понятия.

«Технология» (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos»-учение, наука) - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

«Педагогическая технология» - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв) [3]. 

 «Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова -  это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни» [5]

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и применение их в повседневной жизни.

Выбор таких технологий зависит: от типа дошкольного учреждения, конкретных условий ДОУ, показателей здоровья детей, образовательных программ реализуемых в ДОУ, профессиональной компетентности педагогов.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  1. Медико-профилактические обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся:

- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;

- организация профилактических мероприятий в детском саду;

- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2.        Физкультурно-оздоровительные направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развития физических качеств, двигательной активности и становления физической культуры дошкольников (табл. 1-). Выделяют 2 группы технологий:

Таблица 1- Группы здоровьесберегающих технологий физкультурно-оздоровительной направленности

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Технологии обучения здоровому образу жизни.

- подвижные и спортивные игры,

- малые формы двигательной активности – различные виды гимнастик (для глаз, дыхательная, пальчиковая, бодрящая (после сна), динамические паузы;

- корригирующая гимнастика (направлена на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки);

- ортопедическая гимнастика,

- ритмопластика,

- релаксация,

- стрейчинг,

- Су-джок терапия

- физкультурные занятия,

- организация процедур в водной среде (бассейне) и на тренажерах,

- закаливание,

- система занятий из серии «Уроки здоровья», (могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития 1 раз в неделю),

- технологии валеологического развития,

- коммуникативные игры,

- проблемно-игровые технологии (игротренинги, игротерапия),

-оздоровительный массаж (самомассаж, точечный массаж).

Реализация данных технологий осуществляется, как правило, специалистом по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса (на занятиях, прогулках, режимных моментах, свободной и деятельности детей и др.)

3.        Коррекционные. К ним относят: арт-терапию, технологию музыкального воздействия (используют как вспомогательное средство, как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.), сказкотерапию, пескотерапию, психогимнастику, технологии коррекции поведения, технологии воздействия цветом, фонетическую ритмику, логоритмику и др.

4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка обеспечивают психическое и социальное здоровье ребенка и направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. Это технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.

5.        Технологии активной сенсорно-развивающей среды - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

6. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов направлены на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни;

Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения активно и в системе используют различные здоровьесберегающий технологии (в частности физкультурно-оздоровительные и коррекционные), исходя их особенностей воспитанников: все они имеют различные нарушения речи.

Рассмотрим некоторые из них.

Суть «рецитации» заключается в следующем. Задаётся игровая ситуация. Воспитанники проговаривают (транслируют, цитируют) стихотворный текст с обязательным продвижением: по кругу, «змейкой», в колонне вперёд, приставными шагами в сторону. Движения рук при этом могут быть различными (как в марше, в стороны, вверху…), допускаются и простейшие имитационные движения. Проводится как игра, хоровод, являясь переходом к следующему этапу проводимой деятельности с детьми. Например, можно использовать для выхода и построения в круг для последующего проведения «ритмизации», пальчиковой игры, использовании методики «Расскажи стихи руками».

Для «ритмизации» в соответствии с лексической темой недели подбираются слова, пословицы или поговорки, чистоговорки, небольшие стихотворения. Дети проговаривают предложенный словесный материал, отстукивая ритм хлопками в ладоши, по коленям, притопывая ногами (одной или двумя по очереди), с помощью ритмических палочек. Ритмический рисунок воспроизводится длинными звуками, короткими или смешанными (точное воспроизведение ритма словесного материала). Усложненный вариант – ритмизация текста с передачей предмета. Например: группа детей стоит лицом в круг. Произнося хором текст, воспитанники ритмично передают друг другу какой-либо предмет (клубок ниток, мячик, ритмическая палочка, кубик, большая ракушка, теннисный мячик, платочек, ленточка…). В зависимости от игровой ситуации и текста стихотворения предаваемый предмет «превращается» в «солнышко», «снежок», «волшебную палочку», «лучик»…Передача предмета может осуществляться по-разному:

- одновременно двумя руками,

- только левой или только правой рукой,

- перекладывая из своей левой (правой) в свою правую (левую), а затем соседу в левую (правую) руку,

- перекладывая из своей левой (правой) в свою правую (левую) у себя за спиной, а затем соседу в левую (правую) руку,

«Ритмизацию» желательно проводить дважды: по - и против часовой стрелки. Когда воспитанники освоят простой линейный способ передачи предмета, можно предложить усложнение: передавая ритмично предмет, делать им взмах вверх или описывать в воздухе полукруг, одновременно с передачей выполнять полуприседания («пружинку»), притоп ногой. «Ритмизация» стихотворных текстов, как и «рецитация» позволяют решить сразу несколько задач: развитие чувства ритма, звукопроизношения, дикции, координации, нормализации дыхания, ориентировки в собственном теле и пространстве, развитие произвольного внимания и волевых качеств каждого воспитанника, приобретения навыков коммуникативного взаимодействия.

Стрейчинг – это комплекс статических растяжек (упражнения для мышц живота, спины, мышц тазового пояса, ног, стоп, упражнения на равновесие), проводимых в игровой форме, желательно под музыку. Воспитанники слушают сказочную историю и «проживают» её, выполняя последовательно подобранные педагогом упражнения (от 5 до 10 за одно занятие). Упражнения рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая эмоциональную и когнитивную сферы. Они способствуют профилактике плоскостопия, искривления позвоночника, улучшению выворотности ног, укреплению мышечного корсета. Упражнения игрового стрейчинга позволяют с наименьшей затратой энергии повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, увеличить силу мышц. Стрейчинг основывается на чередовании напряжения и расслабления мышц таким образом, чтобы нагрузка на тело ребёнка была равномерной. Комплекс упражнений игрового стрейчинга выполняется лёжа на спине, животе, сидя, стоя на коленях.

Учитывая особенности детей нашего учреждения (все они имеют различные нарушения речи), многие упражнения на утренней гимнастике и физкультурнгом занятии выполняются со звукоподражанием (отдельные звуки, слоги, короткие фразы), используются элементы фонетической ритмики. На практике это выглядит так. Осваивая упражнения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные, стрейчинговые) в заданной игровой ситуации педагог предлагает воспитанникам озвучить их: произнести один звук («змея» - [ш-ш-ш]), слоги («играем на дудочке» – [ду-ду-ду]), слова («часики» - [тик-так]). В сочетании со звукоподражанием тренировочный комплекс превращается в увлекательную игру. Целью упражнений со звукоподражанием и фонетической ритмики являются развитие фонематического слуха, нормализация речевого дыхания, дикции, темпа и ритма речи, формирование умения изменять силу и высоту голоса (просодическая сторона речи), уточнение артикуляции звуков родного языка, повышение речевой активности воспитанников.

Суть фонетической ритмики в следующем. Воспитанникам предлагается некая игровая ситуация, которая побуждает их к использованию речевого материала и соответствующих ему движений. Для каждого звука создаётся своя игровая ситуация, например: звук [у] – дети изображают различной силы ветер; звук [о] – обыгрываются различные ситуации удивления и т.д. Начинать игры с использованием фонетической ритмики следует с простых: воспитанники выделяют и «показывают» отдельные звуки. По мере «накопления» детьми звуков русского языка и соответствующих им движений (порядок изучения звуков определяется учителем-логопедом) игры усложняются использованием звукосочетаний, слогов, слов и даже коротких текстов.

Использование психогимнастики в практике с дошкольниками решает задачи нормализации эмоциональной сферы, преодолению барьеров в общении, развития лучшего понимания себя и других, снятия психического напряжения, создания возможности самовыражения и другие. В педагогической практике используют разные виды «психогимнастических» игр: игры на развитие внимания, эмоций, коммуникативной стороны личности, на воспроизведение отдельных черт характера (как положительных, так и отрицательных), игры-релаксации и т.д.

Психогимнастика в нашей трактовке проводится так: педагог вводит игровой сюжет и предлагает выполнить задание (чаще всего оно носит творческий характер). Задания могут быть такими: изобразить что-либо под музыку (по показу, в собственной интерпретации, по словесной инструкции, в том числе со сменой действий (например: изобразить шкаф набитый вещами, шкаф со сломанной дверцей, старый шкаф,); по иллюстрации (из-под снега пробивается подснежник) или по выбранной каждым ребёнком части картины (один изображает зайчика, скачущего по снегу, другой – ель в снегу и т.д.); по заданному педагогом тексту. Психогимнастика может проводиться под музыку, с проговариванием текста детьми и в других вариантах.

Обязательными в практике нашей работы является использование пальчиковых игр (в том числе методики «Расскажи стихи руками»). Стихотворный текст сопровождается движениями пальцев рук («пальчиковая игра»), движениями крупной моторики, общеразвивающими («Расскажи стихи руками»).

При планировании работы по музыкальному развития предпочтение отдаётся музыкальным играм с речевым сопровождением. Сочетание движений, текста и музыки комплексно воздействует на речь воспитанников, оказывая психотерапевтическое воздействие. Целью музыкальных игр является  комплексное воздействие на все стороны речи  воспитанников, развитие умения передавать в движениях особенности музыки (темп, ритм, характер, регистр), коммуникативные умения.

В нашем учреждении используется нетрадиционный подход к осуществлению образовательной деятельности (занятий). Начинается она, как правило, с  двигательно-ритмической части (далее  ДРЧ). Цель: выработка коллективного ритма в движении и речи, согласованности движений, чёткости речи, развитие коммуникативных навыков. Смысл заключается в следующем: через активизацию двигательной сферы к активизации эмоциональной сферы и далее к активизации и включению когнитивной сферы ребёнка. Соответственно принцип – движение будит моторику и активизирует мозг, эмоции помогают усилить процесс познания. ДРЧ  имеет свою структуру:

1.        Хоровое речевое приветствие. Может проводиться стоя/сидя у стульчиков в кругу, стоя рядом с рабочим местом у столов, в кругу  в центре групповой комнаты, в приёмной.

2.        Основная часть:

- выход на круг (может осуществляться при помощи рецитации или в любом другом порядке  (свободный выход, в хороводе, по заданию и прочее);

- «рецитация»/ «ритмизация» стихотворения,

- игры в кругу (1-3) в зависимости от целей, содержания и структуры непосредственно образовательной деятельности (в основном это дидактические игры).    

3. Выход из круга

4. Прощание (своеобразный ритуал) проводится в конце занятия (в форме стихотворного текста, с использованием методики «Расскажи стихи рукам», и другое).

 Продолжительность ДРЧ 5-10 минут в зависимости от возраста воспитанников, целей и структуры деятельности. Для каждого вида занятия используется свой вариант стихотворного текста (для области познания один, для развития речи – другой, для математики – третий).

Приведу пример использования различных здоровьесберегающих технологий в течение дня в старшем дошкольном возрасте (табл. 2).

Таблица 2- Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня для старшего дошкольного возраста

Формы работы

Виды технологий (игры, приемы, методы), которые можно использовать для указанных форм работы

Утро

«Круг приветствия» (коммуникативные игры),

беседа, рассматривание иллюстративного материала, рассказ педагога, пересказ, слушание и т.д.

- ритмизация (слова, поговорки, пословицы)

- психогимнастика,

- гимнастика для глаз

- пальчиковая игра / методика «Расскажи стихи руками»

Индивидуальная работа с детьми

- пальчиковая игра,

- элементы фоно-и-логоритмики,

- упражнения со звукоподражанием,

- артикуляционная гимнастика

 Утренняя гимнастика

- рецитация/ритмизация,

- ритмическая гимнастика/ритмопластика,

-элементы игрового стрейчинга,

- упр. со звукоподражанием

Занятия

1 занятие

(познавательно-речевое направление, занятие с логопедом)

- двигательно-ритмическая часть занятия (ДРЧ),

- рецитация, ритмизация,

 - пальчиковая игра или методика «Расскажи стихи руками»,

- динамическая пауза/физминутка,

- упражнения со звукоподражанием,

- игры с использованием Су-джок,

- артикуляционная гимнастика,

- элементы фоно – и –логоритмики,

- кинезиологические упр.

2 занятие

(физическое развитие)

- рецитация,

- подвижные игры с речевым сопровождением,

- упражнения со звукоподражанием,

- дыхательная гимнастика,

- релакс упражнения,

- упражнения игрового стрейчинга

3 занятие

(художественно – эстетического цикла)

- пальчиковая игра (методика «Расскажи стихи руками»),

- музыкальная игра с речевым сопровождением (музыкальное занятие),

- сказкотерапия,

- технологии музыкального воздействия,

- психогимнастика (формирование/ создание образа, раскрытие сюжета) (музыкальное занятие, ИЗО деятельность),

- двигательно-ритмическая часть занятия (ДРЧ)

- рецитация, ритмизация

Прогулки

Подвижные игры, игры – упражнения, мало подвижные игры, наблюдения, труд в природе

- рецитация,

- подвижная игра с речевым сопровождением/ спортивная игра,

 - психогимнастика,

- коммуникативные игры

После сна, вечер

Закаливание

- корригирующая гимнастика,

- упражнения со звукоподражанием,

- пальчиковая игра (методика «Расскажи стихи руками»)

 - дыхательная гимнастика,

- самомассаж

«Логочас»

- ритмизация,

- элементы фоно-и-логоритмики,

-пальчиковая игра (методика «Расскажи стихи руками»)

Музыкально-театрализованная деятельность

- музыкальная игра с речевым сопровождением,

- психогимнастика,

- сказкотерапия,

- технологии музыкального воздействия

Индивидуальная работа с детьми

- элементы фоно-и-логоритмики,

- пальчиковая игра,

- кинезиологические упражнения

Работа по социально-личностному развитию

- психогимнастика,

- игры-импровизации (в том числе релакс-игры) с последующим речевым взаимодействием,

- игротренинг,

- коммуникативные игры,

- музыкальная игра с речевым сопровождением,

- «минутки тишины»,

- арттерапия (элементы),

- пескотерапия

Праздники, утренники, развлечения (музыкальные, спортивные, познавательные)

- рецитация,

- ритмизация,

- подвижная игра/ музыкальная игра с речевым сопровождением,

- упражнения со звукоподражанием,

- психогимнастика,

- методика «Расскажи стихи руками»

Конечно же, все указанные технологии невозможно в таком объеме реализовать в течение дня. Педагог для каждого вида деятельности отбирает оптимальные, результативные в зависимости от поставленных образовательных и коррекционных задач.

Практика показала, что использование в системе различных здоровьесберегающих технологий, при условии их корректировки в зависимости от конкретных условий (специализация ДОУ, мониторинг здоровья воспитанников, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку), повышает результативность образовательной деятельности, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Литература

  1. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века : пособие для исследователей и практ. работников [Текст] / авт.-сост. : Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. - 3. изд., испр. и доп. - Москва : АРКТИ, 2003. - 75 с. - (Развитие и воспитание дошкольника). - ISBN 5-89415-088-4.
  2. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методическое пособие [Текст] / Л. В. Гаврючина. – Москва : Сфера, 2008. - 160 с. - (Здоровый малыш). – ISBN 9785891447981.
  3. Качан, Л. Г. Современные технологии дошкольного образования: теоретические и методические аспекты : учебно-методическое пособие [Текст] / Л. Г. Качан, М. Б. Федорцева. - Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2016. – 157 с. – (Стандарт детства). – ISBN 978-5-7291-0570-0.
  4. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А. М. Митяева. —. 2-е изд., стер. —Москва : Академия, 2010. — 192 с. ISВN 978-5-7695-7507-5.
  5.  Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. - Москва : АПК и ПРО, 2002. - 121 стр.