Использование игры для развития высших психических функций
статья на тему

Игры для развития памяти, внимания, мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._igry.docx297.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игры для развития высших психических функций».

Воспитателю, который работает со старшими дошкольниками, всегда хочется вооружить будущего первоклассника всем «необходимым и достаточным». Хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки. Однако, должен ли это быть набор знаний и будет ли ребенок с таким «рюкзаком на плечах» успешным в школе? Что вообще является показателем успеха? Отметки? Интерес к учебным предметам?

Психологи, говоря о  школьной зрелости, выделяют интеллектуальный аспект

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

  • дифференцированное восприятие;
  • концентрация внимания;
  • аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
  • логическое запоминание;
  • сенсомоторная координация;
  • умение воспроизводить образец;
  • развитие тонких движений руки.

Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга, то есть уровень развития высших психических функций. А так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то и развивать ВПФ нужно посредством игры. Думаю, что достигнув высокого уровня развития ВПФ, мы вооружим будущего школьника инструментарием, используя который он станет успешным в школе, в дальнейшей жизни.

Внимание

За годы дошкольного детства функция внимания непрерывно развивается, но происходит это поэтапно. Непроизвольное, произвольное, послепроизвольное – это и названия видов памяти, и этапы развития внимания. Значительное развитие непроизвольного внимания происходит именно в период дошкольного детства, вот почему в своей работе необходимо использовать игры для развития внимания у детей.

Игры для развития внимания

«Найди два одинаковых предмета»

Ребенку показывают изображения различных предметов, его задача — найти среди них несколько одинаковых. Искомые рисунки могут быть расположены в различном ракурсе, в разных частях листа, но обязательно должны быть абсолютно идентичными.

«Найди спрятанный предмет»

На рисунке изображаются различные предметы способом наложения, то есть так, чтобы их контуры частично или полностью накладывались друг на друга. Это могут быть фрукты, предметы одежды, геометрические фигуры, что угодно. Ребенок среди контуров должен обнаружить определенный рисунок. Более внимательного ребенка можно попросить отыскать все, что нарисовано на листе.

«Путаница»

«Путаница» — весьма популярная игра, которая часто встречается в методической литературе. В зависимости от сюжета рисунка ребенку рассказывают историю. Главное в этом задании, то, что остается низменным при любой сюжетной линии — это паутина перепутанных линий, в сплетениях которых нужно разобраться.

Сложность задания будет зависеть только от количества линий и «густоты» паутины.

«Что забыл художник?»

Ребенок, рассматривая изображения, на которых чего-то не хватает, дорисовывает недостающие детали или называет их словами . Главная цель игры — научить ребенка находить особенности, видеть мелкие детали целого.

«Гляделки»

Эта старинная игра, правила ее чрезвычайно просты: двоим играющим нужно сесть или встать друг напротив друга и пристально, не отрываясь смотреть друг другу в глаза, моргать при этом разрешается. Проигрывает тот, кто первым отведет взгляд куда-то в сторону.

Описание для ребенка: садись напротив меня, вот здесь. Будем смотреть друг другу в глаза. Кто первый отведет глаза в сторону, тот проиграл. Готов? Начинаем.

Игра позволяет натренироваться в сосредоточении.

«Лабиринт»

 «Лабиринт» — одна из самых распространенных и часто применяемых игр для развития внимания у детей.

Ребенку предлагают изображение персонажа, которому необходимо добраться до условной цели. Дорога, по которой должен пройти герой, извилиста и содержит множество препятствий. Ребенку можно рассказать сказку, сюжет которой объяснит происхождение этих препятствий. Уровень сложности выполняемого задания подбирается индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Совсем маленьким детям предлагается просто провести персонажа по дорожке, показывая маршрут пальчиком, дети постарше могут поискать самый короткий путь среди множества разветвляющихся дорожек. Следующая ступень — на дорожках появляются тупики-препятствия, через которые персонаж перебраться не может, и он вынужден искать другой путь.

«Не ошибись»

На столе раскладывают несколько разных небольших предметов — это могут быть карандаши, ластики, ручки, небольшие игрушки (брелоки или сувениры из киндер-сюрпризов). Вокруг стола встают играющие дети и воспитатель. Воспитатель в произвольном порядке называет предметы, лежащие на столе, и кладет рядом с ними карандаш, который находится у него в руках. Задача игроков — опустить свой карандаш рядом с названным предметом. Хитрость данного задания заключается в том, что после нескольких тренировочных выполнений ведущий начинает называть один предмет, а карандаш кладет возле другого. Игроки же должны четко продолжать указывать только тот предмет, название которого они услышат. По мере совершенствования возможностей играющих необходимо увеличивать темп игры и количество задействованных предметов.

Играть можно и один на один с ребенком, в данном случае правила не изменятся. Играя с группой, можно играть «на вылет», те, кто ошибаются — выбывают, пока не останутся один или несколько самых внимательных игроков.

«Повтори число»

Воспитатель называет числа вразнобой, дети их должны повторять, соблюдая заранее оговоренные условия. Например, если воспитатель скажет «пять» — топнуть ногой, если скажет «два» стукнуть пальцем по столу. Выполняя такой уговор, может получить примерно следующий «диалог»: ,

3

3

5

Топнуть

2

Стукнуть

7

и так далее, все движения на выбор.

Можно все то же самое делать и беззвучно, просто показывая в таблице числа, некоторые из которых дети называют вслух, а вместо других выполняют движения по договору.

Память

Память – одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительное время хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения.

Память – это огромный склад, где хранится все прошлое, а воспоминания – крупицы, которые извлекаешь оттуда.

 Г. Сенкевич

По модальности различают: зрительную, слуховую, моторную (двигательную), обонятельную.

По длительности хранения образа: иконическую, кратковременную, долговременную.

Игры для развитие памяти

«Что пропало?»

Перед ребенком на столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок должен их внимательно рассмотреть и через пару минут отвернуться. Воспитатель забирает один из предметов и когда ребенок поворачивается к  столу, просит вспомнить, чего именно не хватает. Начинать стоит с 4 – 5 картинок или предметов.

Объяснение для ребенка: «Посмотри внимательно, что лежит перед тобой на столе. Постарайся запомнить, что ты видишь. Когда отвернешься, я заберу один из предметов, а ты мне ответишь, какого именно не хватает.

«Что ты видел?»

Игра схожа с предыдущей. Перед ребенком на столе раскладывают несколько игрушек, но установку делают не на запоминание что на столе, а на запоминание деталей предъявляемых предметов. Ребенок рассматривает, запоминает, отворачивается, после чего ему задают вопросы о деталях рассматриваемого объекта. Какого они цвета, есть ли у одной из игрушек в лапках цветы, шарфик на шее и т. д. Начинать стоит с 4 – 5 предметов.

Объяснение для ребенка: «Посмотри внимательно, что лежит перед тобой на столе. Обрати внимание на детали, даже самые маленькие. Постарайся запомнить. Все? Отвернись. Скажи мне».

«Что изменилось?»

Перед ребенком  ряд игрушек (4–5), в этом случае он запоминает их расположение относительно друг друга. Когда ребенок посмотрит некоторое время, его просят отвернуться. Расположение нарушают, затем просят повернуться и восстановить ряд. Сначала меняются местами 1 и последняя игрушки, затем 2 и 4, 3 и 4.

Объяснение для ребенка: «Рассмотри внимательно, как лежат эти игрушки. Все? Отвернись,…, повернись, посмотри, что изменилось? Исправь, что не так. Сделай, как было».

«Покажи, кто, что делать умеет»

Игра на активизацию зрительной и двигательной памяти, стимуляция перекодировки одной информации в другую.

Ребенку предлагается припомнить различные действия, которые он мог видеть в жизни или по телевизору и повторить их.

•        Как кошка лапкой умывается?

•        Как гусеница ползает?

•        Как бабочка крылышками машет?

•        Как птица летит?

•        как человек землю копает?

•        Как мама носок зашивает?

•        Как Петя в мяч играет?

•        Как Катя куклу баюкает?

•        Как дети со скакалкой прыгают?

•        Как бабушка пироги печет?

Если добавить абстрактные задания, то получим возможность развивать мышление и эмоциональную сферу ребенка.

•        Как ветер ветки качает?

•        Как Маша радуется?

•        Как Соня грустит?

•        Как солнце светит?

•        Как мама деточку свою любит?

«5 картинок»

Ребенку предъявляется 5 предметных  картинок, затем ребенок отворачивается, а воспитатель помещает их среди 12 других. Задача ребенка – отыскать картинки, которые ему были показаны.

Игры на развитие моторной памяти

«Повторяй за мной»

Ребенок смотрит на выполняемые воспитателем движения и копирует их, стараясь повторить как можно точнее.

«Ниточка и иголочка»

Ребенку предлагается  некий набор действий, который ему нужно выполнить, строго соблюдая последовательность.

•        Подойди к шкафу, подпрыгни рядом с ним, возьми с полки тетрадь, положи ее на стол;

•        Подойди к столу, разгладь на нем скатерть, подойди к окну, поправь занавеску, хлопни в ладоши;

•        Выйди на середину комнаты. присядь дважды, подпрыгни, хлопни в ладоши, скажи «Ах, какой я молодец»;

•        Возьми из стакана 2 карандаша, положи их на столе на тетрадь, повернись вокруг себя, сядь на стул;

•        Выйди на середину комнаты, сделай шаг налево, два направо, поправь прическу, улыбнись.

Воспитатель выполняет действия, ребенок запоминает и воспроизводит.

С помощью этой игры можно развивать слуховую память , но тогда задание дается в устной форме.

Игры на развитие слуховой памяти

«Что звучало?»

Ребенку предлагается прослушать три контрастно звучащих музыкальных инструмента, например: барабан, дудочка, балалайка, в определенной последовательности. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель меняет последовательность звучания инструментов. Повернувшийся ребенок, используя второй набор инструментов, восстанавливает  первоначальную последовательность в звучании инструментов.

Второй вариант этой игры: ребенок  не воспроизводит звучание инструментов в нужной последовательности, а рассказывает, в какой последовательности звучали  инструменты, и какие из них нужно поменять местами.

«Снежный ком»

В эту игру можно играть с одним ребенком и несколькими детьми. Играющие садятся в круг, по очереди добавляя по одному слову к начатому предложению. Задача последующего говорящего произнести без ошибок все предложение сначала и добавить что-то свое, подходящее по смыслу.

Я знаю разные фрукты – яблоко.

Я знаю разные фрукты – яблоко, ананас.

Я знаю разные фрукты – яблоко, ананас, апельсин.

Я знаю разные фрукты – яблоко, ананас, апельсин, груша.

Я знаю разные фрукты – яблоко, ананас, апельсин, груша, персик.

И так далее. Пока не появятся ошибки. Можно продолжать игру до определения победителя. Тогда, допустивший ошибку, выбывает из игры.

Угадай, кто позвал?

Воспитатель предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произнося которое АУ.

«Не ошибись».

Считается, что ежедневное использование этой игры в течение продолжительного срока (не менее двух месяцев) может значительно улучшить способность к концентрации и переключению внимания. На бланке изображаются строки с разными видами фигур (от трех до шести), общее их количество обычно не более семидесяти. Первая строка самая короткая, в ней представлены по одной фигурке каждого вида, в которых, в свою очередь расставлены различные значки. Далее следуют строки с хаотичным набором фигурок без знаков. Ребенку необходимо по образцу заполнять пустые фигурки как можно быстрее и, конечно же, без ошибок.

Мышление

Мышление – отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний.

На протяжении детства мышление совершенствуется в двух направлениях: развиваются формы и мыслительные операции.

На начальных этапах развития формируется наглядно-действенное мышление («вижу – делаю»). На основании наглядно-действенного формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное (ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий). Параллельно с этими формами начинает развиваться словесно-логическое мышление, которое оперирует понятиями.

Кроме развития мыслительных форм, у дошкольника происходит развитие мыслительных операций: обобщения, сравнения, классификации, анализа и синтеза.

Игры для развития операций мышления

«Отгадай загаданный предмет по его описанию»

Подбирается небольшая картинка или какое-либо предметное изображение. Не показывая ребенку, воспитатель описывает, что за предмет у него спрятан. Рассказать о его форме, цвете, фактуре. Если ребенку сложно по этим признакам угадать предмет, можно расширить описание, добавив сведения об использовании предмета, его местонахождении в доме или на улице.

Возможности использования: данная игра сродни загадке, только здесь не используются иносказательные формы, что очень упрощает задачу для малыша. Если ребенку трудно, то можно выложить перед ним ряд схожих предметов — пусть выберет то, что подойдет под описание. Естественно, данная игра, как и все другие игры, развивающие мышление, оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка. Описание для ребенка: «Я положу в наш волшебный мешочек предмет, по не скажу, что это, а буду рассказывать тебе о нем. Постарайся угадать, что же я там спрятала».

«Назови одним словом»

Ребенку предлагают группу неких предметов, которую ему нужно назвать одним словом. Предметы могут представляться как в форме реальных предметов или изображений, так и в форме набора слов.

 Это тоже задание на обобщение, однако более сложное.

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.

•        Дуб, клен, сосна, ель — деревья.

•        Сосна, ель — хвойные деревья.

•        Осина, липа, береза — лиственные деревья.

•        Кактус, фикус, герань — комнатные растения.

•        Лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные.

•        Лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.

•        Трамвай, автобус, троллейбус, самолет — транспорт.

•        Маша, Катя, Лена, Оля — имена девочек.

•        Сережа, Дима, Илья, Олег — имена мальчиков.

•        Лук, чеснок, огурец, картофель — овощи.

•        Клубника, малина, смородина — ягоды.

•        Осень, зима, весна, лето — времена года.

•        Сапоги, ботинки, босоножки — обувь.

•        Гусь, утка, курица, индюк — домашние птицы.

•        Журавль, лебедь, соловей, грач — перелетные птицы.

•        Лошадь, корова, коза — домашние животные.

•        Тарелка, кружка, блюдце, стакан — посуда.

•        Юла, кубик, конструктор — игрушки.

•        Мама, папа, брат, бабушка — члены семьи.

•        Кровать, шкаф, табурет, комод — мебель.

•        Щука, лещ, окунь — рыбы.

•        Бабочки, жуки, пауки — насекомые.

В данную игру можно играть и наоборот называть обобщающее слово и просить, чтобы ребенок называл, что же к нему будет относиться, какие предметы или живые существа.

Описание для ребенка: «Я буду говорить тебе названия каких-то предметов, а ты подумай и скажи, как их можно будет назвать одним единственным словом».

«Спорщики»

Предложите ребенку «поспорить» с вами. Какое слово вы бы не произнесли ему, пусть говорит слово ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше.

  • большой — маленький;
  • быстрый — медленный;
  • « веселый — грустный;
  • день — ночь;
  • добрый — злой;
  •  лето — зима;
  • сильный — слабый;
  • стоять — бежать;
  • твердый — мягкий;
  •  старый — новый;
  •  умный — глупый;
  • длинный — короткий;
  •  открыть — закрыть.

Возможности использования: данную игру можно разнообразить, используя мяч: вы кидаете его ребенку, сказав какое-то слово, а он отвечает противоположным и бросает вам мячик обратно. Это особенно полезно для подвижных, активных детей, так как принято считать, что вместе с движениями они лучше усваивают ту или иную информацию.

Описание для ребенка: «Давай с тобой немного поспорим. Я буду называть какое-то слово, а ты отвечай мне наоборот. Например, большой — маленький, мягкий — твердый. Понял? Давай попробуем».

«Чем похожи, чем отличаются?»

Воспитатель предлагает ребенку представить себе то, что он будет сравнивать. Спрашивает его: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?» У ребенка могут возникнуть трудности при нахождении сходства, не бойтесь помочь, подсказать ему. Потренируйтесь выделять и черты сходства, и различия, причем желательно по существенным признакам. Вот возможные пары слов для сравнения:

•        Муха и бабочка..

•        Стол и стул.

•        Вода и молоко.

•        Пианино и скрипка.

•        Волк и собака.

•        Лимон и апельсин.

•        Яблоко и арбуз.

•        Ручка и карандаш.

•        Девочка и кукла.

•        Столб и дерево.

•        Самолет и птица.

•        Корова и лось.

•        Лошадь и зебра.

•        Мяч и арбуз.

•        Мяч и воздушный шар.

•        Морковь и огурец.

•        Зима и лето.

•        Осень и весна.

•        Часы и весы.

•        Дом и палатка.

•        Стекло и зеркало.

«Разложи на группы»

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Воспитатель просит рассмотреть их и разложить на группы, схожие по каким-либо признакам. Можно раскладывать на разное количество групп, а можно несколько раз, применяя разные способы раскладки.

Производить классифицирование можно по любому признаку: живое — не живое, мебель — посуда, выросло на грядке или в лесу и т.д

Например, набор может быть таким: дерево, барабан, самолет, кубик, цветок, слон, бабочка, собака, машина, жук.

•        Живое — слон, бабочка, собака, жук.

•        Неживое — дерево, барабан, самолет, кубик, цветок, машина.

•        Растет — дерево, цветок.

•        Игрушки — барабан, кубик.

•        Транспорт — самолет, грузовик.

•        Животные — собака, слон.

•        Насекомые — жук, бабочка.

Описание для ребенка: «Посмотри, что нарисовано на этих картинках. Разложи их на кучки, что бы в каждую попали картинки чем-то похожие, имеющие что-то общее».

«Тепло — холодно»

Загадывается находящийся в комнате предмет. Задача ребенка — найти этот предмет. Воспитатель словами тепло, холодно, теплее, жарче — различными степенями обозначения тепла, подсказывает, в правильном ли направлении движется ребенок. Чем ближе к загаданному предмету, тем «теплее» будет становиться.

Описание для ребенка: «Я загадала какой-то предмет. Попробуй найти его. Двигайся по комнате. Если ты близко будешь подходить к предмету, я буду говорить тепло, жарко или даже горячо (если подойдешь совсем близко). Если будешь отходить от загаданного предмета, я буду говорить холодно. Давай попробуем. А потом поменяемся».

Будучи студенткой ИСПиП, под руководством профессора Волковой Г.А., мною была разработана методика исследования вербального мышления (Приложение) и проведено обследование старших дошкольников с целью выявления особенностей развития мышления у детей с речевой патологией. В выборке было 50 детей: 25 – с нормальным речевым развитием, 25 – с речевыми нарушениями (органическая патология). Уровень сформированности операций мышления выше оказался, как не парадоксально, у детей с речевыми нарушениями. Думаю, такие результаты можно объяснить регулярной коррекционной работой, которая ведется с этими детьми. Работая непрерывно и целенаправленно с детьми, у которых нет поражения ЦНС, можно достигнуть больших успехов.

Используемая литература.

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М. Лабиринт. 1999 г.
  2. Матюгин И.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребенка. М. Эйдос. 1994 г.
  3. Машталь О. Программа развития способностей ребенка. Наука и техника. 2007 г.
  4. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. СПб. Издательство Михаил Сизов», 1999 г.
  5. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Ярославль. Академия развития. 1997 г.

Приложение

Методики исследования вербального мышления.

Методика №1 «Классификация»

Раздается по 5 картинок на каждую классификационную группу.

1) Пирамидка, мяч, мишка, кукла, машина. Кастрюля, чашка, тарелка, ложка, чайник;

2) Пальто, брюки, платье, кофта, колготки. Стол, стул, диван, кровать, шкаф;

3) Лиса, медведь, белка, волк, еж. Корова, свинья, лошадь, кошка, собака;

4) Картофель, морковь, свекла, лук, огурец. Яблоко, груша, слива, банан, мандарин.

Инструкция: «Раздели картинки на группы».

Методика №2 «Обобщение предметов»

Раздается по 4 картинки.

 1) волк, медведь, белка, корова;

2) кресло, диван, стол, чашка;

3) бабочка, муха, стрекоза, ласточка;

4) береза, клен, дуб, астра;

5) кукла, пирамидка, матрешка, платье;

6) помидор, огурец, морковь, яблоко;

7) кастрюля, тарелка, чашка, кукла;

8) брюки, кофта, пальто, сапоги

Инструкция: «3 картинки подходят друг другу, 1 лишняя. Найди лишнюю картинку. Назови 3 картинки одним словом».

Методика №3

«Установление последовательности изображенных действий и составление рассказа по серии сюжетных картинок».

Инструкция: «Рассмотри картинки, разложи их в нужной последовательности. Составь рассказ.»

Методика №4 «Установление причинно-следственных связей».

1) Я не пойду гулять, потому что …

2) Я хочу новую куклу, потому что …

3) Я не хочу пить молоко, потому что…

4) Я люблю Новый год, потому что …

5) Я слушаю сказки, потому что …

6) Я люблю конфеты, потому что …

7) Я смотрю мультфильмы, потому что …

8) Мне нравится играть с друзьями, потому что …

Инструкция: «Я буду говорить начало предложения, а ты его закончи.»

Методика №5 «Понимание метафоры».

1) Золотые руки

2) Молоко убежало

3) Солнце встает

4) Часы спешат

5) Гора вещей

6) Он – крошка

7) Заячье сердце

8) Светлая голова

Инструкция: «Как ты понимаешь выражение…?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии:  «Путешествие в Волшебный мир царевны Ярославы»...

Игры на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет

Консультация-практикум для родителей, которая поможет им играя, развивать своих детей...

Игры на развитие высших психических функций

Данные игры рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и другими заболев...

Игры для развития высших психических функций.

Игры для развития высших психических функций....

Тема: «Игры для развитие высших психических функций и речи у детей с расстройством аутистического спектра»

Представленные игры предназначены для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Основная цель данных игр – преодоление негативного отношения при обучении ребенка с РАС....

Игры на развитие высших психических функций

Учитель-логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания.Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование ...

Игры для развития высших психических функций в детском саду

Термин «высшие психические функции» (ВПФ) был введен в науку в середине 19 века немецким врачом Вильгельмом Вундтом. В России это понятие связывают с культурно-исторической концепцией Выго...