Игры на развитие высших психических функций
картотека по развитию речи

Еремина Елена Николаевна

Учитель-логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих  их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_vysshih_psihicheskih_funktsiy.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие высших психических функций

Игра «Чего не стало?»

Цель: Развивать внимание и память.

На столе 4-6 любых хорошо известных ребёнку предметов или игрушек. Взрослый предлагает запомнить их, а затем отвернуться. В это время он убирает одну игрушку. Ребёнок открывает глаза и отгадывает, что изменилось. Если ребёнок легко справляется с заданием, предметы дополнительно можно поменять местами или увеличить их количество.

Игра «Сложи узор»

Цель: Развивать познавательную сферу психики, наглядно-образное мышление, умение ориентироваться по схеме, мелкую моторику рук.

Взрослый складывает на столе любой узор (из подручного материала: карандашей, пуговиц, монет, спичек, счётных палочек, верёвочек и т.п.) Ребёнку нужно повторить данный узор. Потом ребёнку можно предложить поменяться ролями и составить свой узор, чтобы взрослый уже повторял за ним. Здесь уже включается развитие творческих способностей и воображения.

Игра «Волшебные фигуры»

Цель: Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику.

Взрослый рисует на альбомном листе разные геометрические фигуры разных размеров. Ребёнку предлагается стать «волшебником» и превратить нарисованные фигуры  в разные предметы или нарисовать картину, дорисовав таким образом фигуру.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: Развивать мышление, умение обобщать предметы по определённому признаку.

Взрослый называет 3-4 слова из одной категории (одежда, обувь, фрукты, овощи, мебель, транспорт, дни недели, месяца, времена года и т.п.) и среди них одно слово из другой категории. Ребёнок должен определить и назвать «лишнее» слово. Потом ребёнку можно предложить поменяться ролями и составить свою «загадку», а взрослый будет отгадывать «лишнее» слово.

 

Игра «Собери целое»

Цель: Развивать наглядно-образное мышление.

Взрослый предлагает ребёнку собрать разрезные картинки (открытки) из 3-8 частей (в зависимости от возраста). Если ребёнок легко справляется с заданием, можно увеличить количество частей.

Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

Цель: коррекция эмоциональной сферы психики; снятие барьеров в общении, мышечного напряжения.

Ведущий говорит детям: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу «Рычи, лев, рычи!», начинайте громко рычать». Затем ведущий предлагает детям изобразить паровоз. Дети встают в шеренгу, положив друг другу руки на плечи. «Паровоз» едет в разных направлениях то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры происходит «крушение» и все падают на пол. Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация).

Игра «Есть или нет?»  

Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться определённым правилам.

Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий находится в центре круга. Он просит детей выслушать его утверждение и решить, согласны они с ним или нет. Если согласны, то нужно поднять руки вверх и прокричать «Да!», если не согласны, опустить руки и прокричать «Нет!».

Есть ли в поле светлячки?  Есть ли в море рыбаки?                                                  Есть ли крылья у телёнка?  Есть ли клюв у поросёнка?                              

Есть ли двери у норы?  Есть ли хвост у петуха?                                          

Есть ли ключ у скрипки?  Есть ли рифма у стиха?  Есть ли в нём ошибки?  

Игра « Комплименты»

Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики, снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении.

Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «В магазине зеркал»

Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие уверенности в себе, раскованности.

Взрослый предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок выбирается на роль обезьянки, остальные дети изображают зеркала. Ребенок, изображающий обезьянку, заходит в магазин и видит свое отображение в зеркалах. Он думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают тем же. « Обезьянка грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и обезьянки тоже топают. Что ни делает «обезьянка», отражения в зеркалах точно повторяют ее движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет

Консультация-практикум для родителей, которая поможет им играя, развивать своих детей...

Использование игры для развития высших психических функций

Игры для развития памяти, внимания, мышления....

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Игры на развитие высших психических функций

Данные игры рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и другими заболев...

Игры для развития высших психических функций.

Игры для развития высших психических функций....

Тема: «Игры для развитие высших психических функций и речи у детей с расстройством аутистического спектра»

Представленные игры предназначены для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Основная цель данных игр – преодоление негативного отношения при обучении ребенка с РАС....

Игры для развития высших психических функций в детском саду

Термин «высшие психические функции» (ВПФ) был введен в науку в середине 19 века немецким врачом Вильгельмом Вундтом. В России это понятие связывают с культурно-исторической концепцией Выго...