Программа взаимодействия с семьями воспитанников
рабочая программа на тему

Надежда Борисовна Сиверскова

Основная цель взаимодействия МБДОУ с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. 

Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия с семьями воспитанников:

  • Приобщение родителей к участию в жизни МБДОУ.
  • Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
  • Возрождение традиций семенного воспитания.
  • Повышение педагогической культуры родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_semey.docx68.04 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ детского сада

№30  г.Павлово

__________ Лыгина О.А.

Программа

взаимодействия с семьями воспитанников

группы «Знайки»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада № 30 «Дельфиненок» г. Павлово

на 2015 – 2018 г.г.

РАЗРАБОТЧИК:

Сиверскова Н. Б. – воспитатель

г. Павлово

2015г.

Основная цель взаимодействия МБДОУ с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.  

Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия с семьями воспитанников:

  • Приобщение родителей к участию в жизни МБДОУ.
  • Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
  • Возрождение традиций семенного воспитания.
  • Повышение педагогической культуры родителей.

Планируемые результаты сотрудничества МБДОУ с семьями воспитанников:

  • Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.
  • Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  • Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.

Формы взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников

Информационно-аналитические формы

Цель: сбор обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации.  

Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Анкетирование

Используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка

Опрос

Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Интервью и беседа

Позволяют получить исследователю ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что неподвластно изучению другими методами), с другой – делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

Познавательные формы

Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей. А значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.

Практикум

Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей

Лекция

Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания

Дискуссия

Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление

Круглый стол

Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнением друг с другом при полном равноправии каждого

Симпозиум

Обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы

Дебаты

Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон

Педагогический совет с участием родителей

Главной целью совета является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его индивидуальных потребностей

Педагогическая лаборатория

Предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях

Родительская конференция

Служит повышению педагогической культуры родителей; ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность

Общие родительские собрания

Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей

Подгрупповые родительские собрания

Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи

Аукцион

Собрание, которое происходит в игровой форме, в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме

Вечера вопросов и ответов

Позволяют родителям уточнить вои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей

Родительские вечера

Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это праздники общения с родителями друга своего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок

Родительские чтения

Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении

Родительский тренинг

Активная форма взаимодействия с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным

Педагогическая беседа

Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи

Семейная гостиная

Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогает по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми

Дни добрых дел

Дни добровольной посильной помощи родителей группе, МБДОУ (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между педагогами и родителями

День открытых дверей

Дает возможность познакомить родителей с МБДОУ, его традициями, правилами, особенностями образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию

Неделя открытых дверей

Родители в течение недели (в любое время) могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности

Ознакомительные дни

Для родителей, дети которых не посещают МБДОУ

Эпизодические посещения

Предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми. Непосредственно образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры

В процессе этих игр участники не просто впитывают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений; в процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение

Досуговые формы

Цель: установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования)

Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи

Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей

Совместные походы и экскурсии

Укрепляют детско-родительские отношения

Письменные формы

Еженедельные записки

Записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в МБДОУ, о его любимых занятиях и другую информацию

Неформальные записки

Воспитатели посылают с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в них могут быть записи детской речи интересные высказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки выражающие благодарность или содержащие просьбы

Личные блокноты

Могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду; семьи могут извещать воспитателей о таких семейных событиях, как дни рождения, новая работа, поездки, гости

Письменные отчеты о развитии ребенка

Эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет личных контактов

Наглядно-информационные формы

 Цель: ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях МБДОУ. Позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя

Информационно-ознакомительные

Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете, «Летопись МБДОУ», выставки детских работ фотовыставки, рекламу в СМИ, информационные проспекты, видеофильмы

Информационно-просветительские

Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенд; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки

План взаимодействия с семьями воспитанников

на 2015 – 2016 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

Родительское собрание

1.

Основные направления работы на 2015-2016 учебный год

Сентябрь

2.

Тематическое собрание  «Это должен знать каждый»  «Как обеспечить безопасность ребенка в быту и на улице»

Ноябрь

3.

Тематическое родительское собрание в нетрадиционной форме (круглый стол) на  тему «Занимательная математика»

По плану педагогов

4.

Итоги работы за 2015-2016 учебный год (анкетирование, результаты диагностики)

Май

Консультации

1.

 «Развитие математических способностей у дошкольников»

Октябрь

2.

«Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»

Ноябрь

3.

«Развиваемся, играя»

Декабрь

4.

«Воспитание основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Январь

5.

«Осторожно, ребенок на улице!»

Февраль

6.

Интегрированные занятия в детском саду

«В гостях в лесу»

Март

7.

«Планируем отдых с ребенком»

Апрель

8.

День защиты детей.

Июнь

Другие формы работы с родителями

1.

День открытых дверей в ДОУ

Сентябрь

Февраль

2.

Оформление информационных стендов для родителей

В течение года

3.

Посещение семей воспитанников на дому

4.

Семейные спортивные праздники и досуги

«В гости в сказку»

5.

  1. Анкетирование родителей по выявлению удовлетворенности качеством предоставляемых ДОУ образовательных услуг.
  2. Анкетирование родителей «Математическое развитие детей»

6.

Фотовыставка «Мой любимый питомец»

7.

Подготовка ДОУ к новому учебному году.

Август

Досуги и развлечения

1.

Проведение праздника «День знаний»

По плану музыкального руководителя

Музыкальный руководитель

Педагог

2.

Проведение праздника

«Самая любимая бабушка моя»

Проведение осенних праздников.

3.

Математический КВН (досуг)

4.

Проведение праздника

«День рождения родного садика».

Празднование новогодней елки - 

«Старик Хоттабыч на ёлке у ребят»

5.

Неделя зимних  забав и развлечений.

6.

Праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества.

Спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые»

7.

Утренник, посвященный  «8 Марта» -

«Зеркальце для мамы»

Проведение праздника Масленица.

8.

День здоровья.

9.

Тематические досуги «День Победы - праздник прадедов и дедов»

План взаимодействия с семьями воспитанников

на 2016 – 2017 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

Родительское собрание

1.

Основные направления работы на 2016-2017 учебный год

Сентябрь

2.

Тематическое родительское собрание в нетрадиционной форме «Формирование совести»

Ноябрь

3.

Тематическое родительское собрание в нетрадиционной форме «Математика в повседневной жизни»

По плану педагогов

4.

Итоги работы за 2016-2017 учебный год (анкетирование, результаты диагностики)

Май

Консультации

1.

«Математика – это интересно!»

Октябрь

2.

«ЗОЖ для всех»

«Играем, играем, играем…»

Ноябрь

3.

«Познавательная  деятельность детей дошкольного возраста»

Декабрь

4.

«Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни».

Январь

5.

«Осторожно, ребенок на улице!»

Февраль

6.

Интегрированные занятия в детском саду  «В гостях у Незнайки»

Март

7.

«Математика вокруг нас»

Апрель

8.

День защиты детей.

Июнь

Другие формы работы с родителями

1.

День открытых дверей в ДОУ

Сентябрь

Февраль

2.

Оформление информационных стендов для родителей

В течение года

3.

Посещение семей воспитанников на дому

4.

Семейные спортивные праздники и досуги

5.

Анкетирование родителей по выявлению удовлетворенности качеством предоставляемых ДОУ образовательных услуг.

6.

Фотовыставка «Наша дружная семья»

7.

Подготовка ДОУ к новому учебному году.

Август

Досуги и развлечения

1.

Проведение праздника  «В гостях у Знайки»

По плану музыкального руководителя

Музыкальный руководитель

Педагог

2.

Проведение праздника

«А ну-ка бабушки, а ну-ка дедушки»

Проведение осенних праздников.

3.

Кукольный театр «Инсценировка сказки по выбору детей»

4.

Проведение праздника

«День рождения родного города».

Празднование новогодних елок.

«Ёлка в Простоквашино»

5.

Неделя зимних  забав и развлечений.

6.

Праздник  «День защитника Отечества».

Спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые»

7.

Утренники, посвященные  «8 Марта»

«Баба Яга на празднике мам»

Проведение праздника Масленица.

8.

День здоровья.

9.

Тематические досуги «Этот День Победы»

План взаимодействия с семьями воспитанников

на 2017 – 2018 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

Родительское собрание

1.

Основные направления работы на 2016-2017 учебный год

Сентябрь

2.

«Возрастные особенности детей 6 – 7 лет»

Ноябрь

3.

Тематическое родительское собрание в нетрадиционной форме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста  средствами занимательной математики».

По плану педагогов

4.

Итоги работы за 2017-2018 учебный год (анкетирование, результаты диагностики)

Май

Консультации

1.

«Как обеспечить безопасность ребенку в быту и на улице»

Октябрь

2.

«ЗОЖ для всех»

«Играем, играем, играем…»

Ноябрь

3.

«Каникулы! Ребенок один дома»

Декабрь

4.

«Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни».

Январь

5.

«Математика в повседневной жизни ребёнка»

Февраль

6.

Интегрированные занятия в детском саду.

КВН с математическим уклоном

Март

7.

«Планируем отдых с ребенком»

«Создание эффективной развивающей среды в домашних условиях»

Апрель

8.

День защиты детей.

Июнь

Другие формы работы с родителями

1.

День открытых дверей в ДОУ

Сентябрь

Февраль

2.

Оформление информационных стендов для родителей

В течение года

3.

Посещение семей воспитанников на дому

4.

Семейные спортивные праздники и досуги «Страна Спортландия»

5.

Мастер – класс «Дидактическая игра математического содержания своими руками»

6.

Фотовыставка «Наша дружная семья»

7.

Подготовка ДОУ к новому учебному году.

Август

Досуги и развлечения

1.

Проведение праздника «День знаний»

По плану музыкального руководителя

Музыкальный руководитель

Педагог

2.

Проведение праздника

«А ну-ка бабушки, а ну-ка дедушки»

«Самая любимая бабушка моя»

Проведение осенних праздников.

3.

Кукольный театр «Инсценировка сказки по выбору детей»

4.

Проведение праздника

Праздник ко дню рождения детского сада  «Парад звёзд!»

Празднование новогодних елок. «Волшебный посох Дедушки Мороза»

5.

Неделя зимних  забав и развлечений.

6.

Праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества

Спортивный праздник «Лучше папы не найти!»

7.

Утренники, посвященные  Женскому Дню

«Птица счастья для мамы»

Проведение праздника Масленица.

8.

День здоровья.

9.

Тематические досуги «День Победы - праздник прадедов и дедов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа взаимодействия с семьями воспитанников на 2014 - 2015 уч. год.

Цель: создание единого образовательного пространства обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников на основе социального...

Программа взаимодействия с семьями воспитанников

Создавть условия для развития.и образования дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....

Программа взаимодействия с семьями воспитанников старшей группы

В программе описываются цели, задачи, направления работы, ожидаемый результат, план взаимодействия с родителями...

Программа взаимодействия с семьями воспитанников средней группы

В программе описываются цели, задачи, направления работы, ожидаемые результаты, план работы...

Программа взаимодействия с семьями воспитанников

Программа взаимодействия разработана для работы с родителями детей первой младшей группы с 2 до 3 лет...

Программа взаимодействия с семьями воспитанников средней группы

Основная цель взаимодействия МБДОУ с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное...

Программа взаимодействия с семьями воспитанников «Детский сад + семья» МБДОУ «Детский сад № 37 «Мальвинка» «» принята на педагогическом совете приказ № 366 от 30.08.2018 года.

Методы работы с родителями: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; убеждение; опора на положительный примерФормы работы с родителями: родительские собрания, конференции, индивидуальные консу...