Статья на тему: "Самостоятельность как фактор готовности детей 6-7 лет к школе"
статья (подготовительная группа) на тему

Владимирова Мария Сергеевна

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельность как фактор готовности детей 6-7 лет к школе

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.

Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.


         В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника уделено особое место. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Самостоятельность   рассмотрена   и   изучена   в   трудах, Осницкого А. К., Теплюк С., Марковой Т. А.

По мнению А.К. Осницкого, самостоятельность начинается с подражания, для чего необходимо проявление инициативы, стремления и желания. Действие этого механизма подкрепляется с энергичным участием природных механизмов, поддерживающих и закрепляющих подражание, к ним добавляются чувства симпатии, сопереживания, эмоциональной поддержки, заинтересованности. Затем начинают себя обнаруживать механизмы "переноса" и репрезентации, дополняющиеся механизмами антиципации (А. Валлон). Позднее начинается интенсивное испытание собственных возможностей. Следующими обнаруживают себя механизмы исследования вариативности и механизмы усовершенствования. На высшей стадии этого процесса привносятся элементы творчества. Поэтому и мера самостоятельности ребенка характеризуется, прежде всего, преобладающим механизмом, опосредствующим его активность: подражанием, заражением, переносом, репрезентацией и т.п.

По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Самостоятельность - это налог к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного достоинства.

Т.А. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет личности устанавливать с другими людьми подлинно гуманное отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.

Предпосылки самостоятельности закладываются приблизительно на 2-3-м годах жизни, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и уже может в какой-то мере самостоятельно удовлетворять некоторые из своих потребностей. Кроме того, он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных групп, например, внутри игровой группы, т.е. приобщаться к социальным отношениям.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крухлет, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшкин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков), в общении (Е.Е. Кравцова, Л.В. Артёмова).

Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению. (Бабаева Т.И.)

Если сравнивать самостоятельность 6-7-летних детей, то видно, что у старших дошкольников она проявляется иначе, ее природа и направленность иные, чем у 3-летних детей. У детей 6-7 лет инициатива и самостоятельность проявляются значительно тоньше и разнообразнее. Их самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

У детей младшего школьного возраста самостоятельность в первую очередь проявляется в подражательной, воспроизводящей деятельности. В среднем и старшем школьном возрасте самостоятельная работа проводится:

1) с различными источниками знаний - учебником, учебными и наглядными пособиями по физической культуре; 2) с практическим учебным материалом, представленным в учебных карточках-заданиях, упражнениях-заявках, контрольно-обучающих заданиях, обучающих программах, составленных по принципу алгоритмических предписаний, и др.

Таким образом, самостоятельность - важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

«Физическая культура» Научно-методический журнал №4 2005г. Кандидат педагогических наук, доцент И.М. Воротилкина

Подготовка детей к школе, по мнению ряда авторов, предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность (Р.С.Буре, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Л.В.Крайнова и др.). Ученые определяют содержание нравственно-волевой готовности следующим образом – это отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к учителю, отношение к школе и нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, (Кравцова Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991) проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

Л. И Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец,  (Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 1980) отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность принять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Полноценной готовности ребенка к школе имеет воспитание его самостоятельности в разных видах деятельности как общей черты активности будущего школьника. В работах М. Силаевой, А. Бурма, Абдулай Баба, обнаружена значительная неравномерность развития самостоятельности детей внутри старшего дошкольного возраста. При этом отставание в готовности к школе устойчиво коррелирует с низкими уровнями самостоятельности. Высокие уровни самостоятельности детей в решении различных задач деятельности статистически достоверно констатируют высокий уровень готовности к школьному обучению.

Это свидетельствует о том, что становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно-трудовой, художественной деятельности. Овладение различными видами деятельности связано с освоением детьми комплекса разнообразных умений универсального характера, общих для всех видов деятельности (умений целеполагания, планирования, контроля, прогнозирования и пр.), а также умений, специфических для каждого вида деятельности (игровых, познавательных, трудовых и пр.). Активное овладение различными видами деятельности приводит к формированию самостоятельности как доминирующей черты активности старшего дошкольника.

Особое значение приобретает тот факт, что в процессе развития самостоятельности ребенок приобретает способность к общему подходу в решении задач деятельности: умение принять цель или выдвинуть ее самому, понять условия решения задачи, найти способы ее решения, соотнести полученный результат с целью, внести коррективы, используя необходимые контрольно-оценочные действия.

Анализ научной и методической литературы показал, что проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.

Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание.
Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Приходя в школу, ребенок не просто переступает порог, но переходит на новую, общественно значимую социальную ступеньку — становится школьником.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно-трудовой, художественной деятельности. Овладение различными видами деятельности связано с освоением детьми комплекса разнообразных умений универсального характера, общих для всех видов деятельности (умений целеполагания, планирования, контроля, прогнозирования и пр.), а также умений, специфических для каждого вида деятельности (игровых, познавательных, трудовых и пр.). Активное овладение различными видами деятельности приводит к формированию самостоятельности как доминирующей черты активности старшего дошкольника

Список использованной литературы

1. Воротилкина И.М. «Физическая культура» Научно-методический журнал №4 2005.

2.Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов. СПб «Акцидент» 1996.

3.Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе». М., 1991.

4.Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить Под...

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе».

Доклад об опыте работе. Может быть использован родителями при подготовке ребёнка к школе....

Статья "Музыкальное развитие как фактор подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"

В статье подробно изложен материал о музыкальных занятиях и как они помогают развиваться дошкольнику....

Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитиии-важном факторе в формировании физиологической готовности детей 6-7 лет к школе в условиях ДОУ.

Формирование физиологической готовности детей 6-7 лет к школе в условиях ДОУ, посредством использования здоровьесберегающих технологий в речевом развитии....

Консультация на тему: "Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе"

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, поскольку от степени её сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе шк...