Одаренный ребенок
статья на тему

Овчинникова Ирина Викторовна

Одаренный ребенок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennyy_rebenok.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренный ребенок

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Психологический портрет одаренного ребенка.

Любознательность, образно говоря, следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер.

Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли.

Надситуативная активность (познавательная самодеятельность) Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к "ситуативно не стимулируемой деятельности").

Высокий уровень развития логического мышления

Повышенный интерес к дивергентным задачам Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Способность решать дивергентные задачи - важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве

Оригинальность мышления Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.

Гибкость мышления Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.

Легкость генерирования идей (продуктивность мышления) Большое количество идей характерно для одаренного человека как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея в данном случае не просто ассоциативное объединение нескольких первичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первичных идей и понятий должно быть содержательно оправдано, а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. При этом сами возникающие такого рода идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов и решений ("безумные идеи").

Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его "нормальные" сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи в силу наличия данной и выше описанных способностей могут быть нетрадиционными и непривычными, что, как известно, и составляет основу творчества.

Способность к прогнозированию Творчески одаренным людям в значительно большей степени, чем обычным, свойственна способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Для основной массы людей характерен так называемый презентизм мышления - они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего.

Высокая концентрация внимания Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

Отличная память Все специалисты среди качеств, характерных для категории одаренных детей, обязательно отмечают феноменальную память. О возможностях памяти одаренных сложено немало легенд. Но при этом на бытовом уровне, в семье, а нередко и в школе можно столкнуться с противопоставлением памяти и мышления, эрудита и мыслителя.

Способность к оценке Оценочная функция как интегральный, структурный элемент одаренности рассматривается многими специалистами. Способность к оценке - производная критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренному ребенку- одаренный педагог!

Самое важное условие успешности одаренного ребенка — слаженные действия всех педагогов и родителей. Наиболее значимая роль отводится личности и профессиональным качествам самого педагога. Какие ...

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".

      Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...

Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»

Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...

Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Одаренный ребенок"

В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все б...