Одаренному ребенку- одаренный педагог!
консультация (старшая группа)

Самое важное условие успешности одаренного ребенка — слаженные действия всех педагогов и родителей. Наиболее значимая роль отводится личности и профессиональным качествам самого педагога. Какие личностные качества должен иметь педагог, работая с одаренным ребенком?качества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренному ребенку- одаренный педагог!

Не так давно в нашей стране проблема детской одаренности не существовала. Очень мало внимания уделялось изучению и разработке психолого-педагогических проблем обучения и воспитания исключительных, выдающихся детей. Общепризнанным было мнение, что все дети равны между собой, а в выделении талантливых детей нет необходимости, и при соответствующем обучении возможно сформировать все необходимые качества.

В настоящее время проблема одаренности актуальна и это обусловлено потребностью современного общества в нестандартной, уникальной и творческой личности. Современная окружающая среда предъявляет достаточно высокие требования- высокая активность человека, способность к нестандартному поведению. Поэтому одной из главных задач совершенствования системы образования является раннее выявление, воспитание и обучения талантливых и незаурядных детей.

Что же такое одаренность?

В настоящее время четкого определения одаренности не существует.

В «Рабочей концепции одаренности» (Е.С. Белова, В.С. Юркевич, А.М.Матюшкин, А.И. Савенков) одаренность трактуется как системное, качество психики, которое развивается в течение всей жизни и определяет возможность человека достигать более высоких результатов в различных видах деятельности (одном или нескольких) в сравнении с другими людьми. А одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности).[2]

Процесс выявление одаренных детей очень длительный и трудоемкий процесс.

Во-первых, потому, что в различные периоды развития такие дети, в большинстве случаев, остаются не понятыми своей семьей, а на активные познавательные способности детей реакция родителей носит негативный характер. Установка, характерная для бытового сознания – видеть своего ребенка таким, как все.

Во-вторых, одаренные дети имеют склонность к повышенной нервно-психической возбудимости, она может проявляться в нарушениях сна и аппетита в неусидчивости, часто возникающих головных болях и т. д. без оказания своевременной медико-психологической помощи в коррекции этих проявлений существует риск развития неврозов и других психосоматических заболеваний.

В-третьих, одаренные дети, находясь в детских коллективах, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют недоверие со стороны окружающих, а также недоброжелательное отношение к себе. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть “белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируют. [3]

Определяющим моментом деятельности ДОО по поддержке одаренных детей является создание условий оптимальных по уровню трудности, соответствующих повышенным образовательным потребностям и направленности интересов.

Самое важное условие успешности одаренного ребенка — слаженные действия всех педагогов и родителей. Наиболее значимая роль отводится личности и профессиональным качествам самого педагога.

М. Карне выделяет качества, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми:

  • компетентность в вопросах одаренности;
  • целеустремленность и настойчивость;

зрелость; характерной чертой опытных педагогов является то, что они очень четко осознают цели и задачи обучения и воспитания. Они не опасаются одаренных детей, а, наоборот, с готовностью принимают вызов с их стороны. Опытные педагоги обладают большим запасом знаний и навыками применения различных методик и стратегий обучения благодаря этому они способны найти подход к любому ребенку. 

чуткость, т.е. способность чувствовать переживания и потребности других людей; имеет особое значение при обучении одаренных детей, ведь они ранимы, чувствительны, склонны ставить перед собой непосильные задачи и, если не удается их разрешить, огорчаться. Педагогу, который работает с такими детьми, очень важно уметь понять причины их беспокойств и вовремя оказать помощь- научить справляться со своими чувствами. Такая поддержка помогает детям развивать их способности и успешно справляться с встающими перед ними проблемами. 

  • креативность;
  • позитивная Я-концепция. Позитивная Я-концепция - важнейшее качество педагога, работающего с одаренными детьми. Многие исследователи и психологи убеждены: позитивная Я-концепция педагога прямо связана с его доброжелательным отношением к детям.
  • эмоциональная стабильность.

Педагог, обучающий одаренных детей, должен обладать умением различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, учитывая их, вносить изменения в процесс обучения. Если педагог работает даже с достаточно однородной группой одаренных детей, то и в этом случае уникальные способности и потребности каждого из них требуют особого подхода. В большинстве случаев, однако, одаренные дети находятся в общей массе воспитанников ДОУ, и поэтому диапазон индивидуальных различий здесь достаточно велик.

Для работы с одаренными детьми необходима разработка индивидуальных программ или индивидуальных маршрутов сопровождения, предполагающих четыре основных подхода:

  • ускорение- позволяет учесть потребности детей, отличающихся ускоренным темпом развития;
  • углубление-более глубокое изучение предметной области детьми, проявляющими особый интерес к определенной деятельности или области знания;
  • обогащение-выход содержания образования за традиционные рамки;
  • проблематизация- использование новых смыслов и альтернативных интерпретаций содержания обучения. [1]

Методы обучения должны быть направлены на развитие одаренности в целом и на развитие личности одаренных детей. Ведущими являются методы творческого характера: игровые, проблемные, поисковые, исследовательские, проектные.

Особое внимание следует уделять использованию игровых метедов, т.к. они отвечают принципу ведущей деятельности. Игровые методы основны на стремлении и умении ребенка входить в воображаемые ситуации и действовать по их законам. Как подчеркивал С.Л.Рубинштейн, играя роль, ребенок не просто фиктивно переносится в чужую личность: он расширяет и обогащает свою собственную личность, получает возможность говорить с миром и самим собой на разных языках, по- разному презентуя свое «Я». [4]

Н.С. Лейтис, описывая идеальные методы работы с одаренными детьми, говорит о необходимости использования открытых вопросов вместо закрытых, различных творческих заданий, организацию работы в группах. Важно не добавлять новые задания, изменяя нагрузку количественно, а изменить ее качественно, направляя в русло творческого взаимодействия. Большой объем информации обязательно должен сопровождаться его рефлексией и осознанием. Детям необходимо дать возможность формировать новые идеи, основываясь на полученном материале.

Здесь успешно могут быть применены методы:

  • «Ассоциаций»
  • «Мозговой штурм» - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Глубина познания может сопровождаться и глубиной переживаний, что говорит о необходимости психологической поддержки одаренных детей. Важно обсуждать с ними их мысли и переживания, находить выход эмоциям.

Для решения этих задач очень эффективно используются следующие методы:

  1. Сказкотерапия- метод коррекции, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творчески способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
  2. Песочная терапия — способствует творческому самовыражению, открытию новых путей развития, помогает детям собрать свой уникальный образ.
  3. Арт-терапия - один из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей, основная задача которого состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

Будущее гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно - совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А способности ребенка в руках педагога. Не заметит он их, не разовьет- и на свете появится еще один несчастный и неудачливый человек. Талантливые люди – главное богатство общества.

Список литературы:

  1. Афонькина, О.В. Филатова. Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками. //Учитель. 2014. С.54-58.
  2. Богоявленская, Б.Д. Основные направления разработки и развития «Рабочей концепции одаренности»// Б.Д. Богоявленская// Одаренный ребенок. 2003. С.23-28.
  3. Одаренные дети в саду и семье// Дошкольное воспитание №4, 2009, С.14-21
  4. Е.О. Смирнова. Детская психология.//Владос, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".

      Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...

Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»

Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...

Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Одаренный ребенок"

В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все б...

Детская одаренность Признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

Для организации практической деятельности каждому педагогу  необходимо определить такие понятия, как «одаренность», «одаренный ребенок», признаки одаренности, виды одаренн...