ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИГРУШКАМИ НАРОДОВ МИРА КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал (старшая группа) на тему

Нарсеева Мария Александровна

В обобщенном педагогическом опыте работы излагается оснавная суть проблемы поликультруного образования детей дошкольного возраста. И одним из таки средств выступает игрушка той или иной этнической группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narseeva_m.opyt_etnokultury.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Нарсеева М.А., воспитатель,

первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №3»

г.Верхотурье

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИГРУШКАМИ НАРОДОВ МИРА КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(обобщение педагогического опыта)

Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений представителей разных народов в полиэтнической среде не новая, но она не может потерять своей актуальности до тех пор, пока сосуществуют народы. Окружающий нас мир меняется, и меняемся мы. К сожалению, сегодня явно наблюдается тенденция к ужесточению нашей среды.

Актуальность темы обусловлена рядом событий и причин, происходящих в обществе и образовании в целом. С одной стороны, имеет место рост национального самосознания, а с другой - усиление проявлений национализма, шовинизма. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

С учетом названных обстоятельств, поликультурное образование представляется нам одной из самых сложных, но злободневных задач сегодняшнего дня. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми.

Очевидно, что полиэтническое общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.

Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К. Рериха, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н.А.Данилевский, Э.Мейлер, А.Тойнби, Ю. Яковец) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.

В исследованиях в области сравнительной педагогики (В.П.Борисенков, Б.Л.Вульфсон, Л.Н.Гончаров, З.А.Малькова, Н.Д.Никандров, К.И.Салимова, О.Д.Федотова и др.), в трудах зарубежных ученых (Я.Пэй, В.Банки, М.Карти, Д.Бэнкс и др.) отражаются различные аспекты поликультурного образования.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Однако не всегда родители находят время и возможность дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края. Не всегда условия ДОУ и компетентность педагогов позволяют организовать работу по поликультурному образованию дошкольников. Поэтому одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Наша задача вовлечь родителей во взаимодействие по реализации работы по поликультурному образованию. А также создать условия в дошкольных группах, которые позволят организовать плодотворную работу в данном направлении.

Частью культурного национального наследия являются народные игрушки. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания.

Народные игрушки – часть культурного национального наследия. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания. Исследователи народного творчества Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, А.А. Грибовская отмечали особое эстетическое воздействие народной игрушки на эмоциональный мир ребенка, на развитие его эстетического вкуса и переживаний, на становление личности в целом. Воспитательная ценность игрушки в том, что «только в народной игрушке заключена теплота, которая выражается в заботливом, ее любовном  исполнении» (Е.А. Флерина).  

Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день недостаточно изучены влияние такого   средства   как  ознакомление  с  игрушками  народов мира на  качество познавательного развития  детей дошкольного возраста.

С целью повышения уровня поликультурного образования детей старшей группы МАДОУ «Детский сад №3» «Малышок» г. Верхотурье, был реализован краткосрочный проект «Народная игрушка – наш общий друг».

Наш проект позволит зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи, привить уважение к истории России и разным народам, пополнить предметно развивающую среду; вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.

В рамках проекта дети совместно с родителями под руководством педагога получили знания о русской матрешке, Ванька-встаньке, филимоновской, дымковской, богородской игрушках, о куклах пеленашках, крупеничках, столбушках, закрутках, хохломской и гордецкой росписи. Совместное с родителями изготовление игрушек вызвали положительные эмоции у детей, которые надолго останутся в памяти.

Основные преимущества этого проекта выражены в:

- формировании интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда;

- формировании умения видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;

- развитии творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.

Этапы реализации проекта.

1-й этап: подготовительный – планирование, сбор материала.

2-й этап: организационный – разработка содержания непосредственно образовательной деятельности, сценария праздника

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий с детьми и родителями по плану

4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов.

Паспорт педагогического проекта

Тема: Ознакомление детей с народной игрушкой и народными промыслами

Название проекта Чудо чудное, диво дивное!

Тип проекта Творческо-исследовательский

Сроки реализации Краткосрочный

Состав участников дети старшей группы, их родители и педагоги

Цель Поликультурное воспитание дошкольников через восприятие красивого мира народной игрушки

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с народно декоративным искусством.
  • Расширять представление о народной игрушке.
  • Познакомить с народной игрушкой: кукла – пеленашка, крупеничка, кукла столбушка, закрутка, Ванька-встанька, Богодской игрушкой – Медведь в кузнице, Зайчик обедает, Медведь – барабанщик.
  • Развивать познавательные и творческие навыки, применение полученных знаний на практике.
  • Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей и родителей, потребность в самореализации в самовыражении.

 Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке
  • Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи.
  • Индивидуально личностный рост ребенка через восприятие эстетического красивого миранародной игрушки.

Мероприятия по реализации:

Формы работы с детьми:

1. Рассматривание иллюстраций, книг

2. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства

3. Расписывание детьми предметов элементами росписи.

4. Непосредственная образовательная деятельность:

Краса ненаглядная (русские народные промыслы)

Золотые руки мастеров

В гости к матрешке

5. Беседы о народной игрушке, истории возникновения

6. Дидактические игры:

«Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку»

7. Художественное творчество:

Кукла «Пеленашка», Столбушка, Закрутка, Ванька–встань-ка

8. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей народного творчества»

9. Чтение рассказов, стихов о народной игрушке, пословиц.

10. Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина;«Незабудковая гжель» муз. Ю Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова.

11. Разучивание народных игр: «Яша», «Горшок», «Карусели»

12. Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского

13. Разучивание танца «Самоварчики», танец Матрешек, «Во саду ли, в огороде…», танец Неваляшек. Формы работы с родителями

Информация в родительский уголок: «Что такое народная игрушка»

Папка передвижка «Народная игрушка»

Придумывание сказок, загадок о народной игрушке, с последующей записью.

Выставка «Народная игрушка»

Индивидуальные консультации по презентации семейных проектов.

Итог проекта

Праздник «Ярмарка народной игрушки»

План реализации проекта

«Чудо чудное, диво дивное»

Физическая культура. Здоровье.

Физминутки «Ванька-встанька», «Матрешка».

Гимнастика для глаз «Поиграем с матрёшкой»

Массаж пальцев

В течение месяца

Социализация

Дидактические игры «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку».

Народные игры: «Яша», «Горшок», «Карусели».

Музыкально-дидактические игры «Весёлые подружки», «Игра с матрёшками».

Сюжетно-ролевая игра ««Экскурсия в музей народного творчества».

В течение месяца

Художественное творчество

Расписывание детьми предметов элементами росписи: Хохлома – ложка, Городец – доска, Полховско-Майданская – птичка, Дымковская – барашек, Филимоновская – петушок, Гжель – тарелочка.

Раскраски «Русская матрешка», «Гжель», «Золотая хохлома»

Организация выставки рисунков, народных игрушек

Коммуникация

Беседы о народной игрушке, истории возникновения

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, народных игрушек, иллюстраций, книг

Составление и отгадывание загадок о народных промыслах

В течение месяца

Труд

Мастерская по изготовлению куклы «Пеленашки», Столбушки, Закрутки.

Познание

Непосредственно образовательная деятельность:

Краса ненаглядная (русские народные промыслы)

Золотые руки мастеров

В гости к матрешке

Экскурсия в районный краеведческий музей.

Просмотр видеороликов о народно прикладном творчестве

Музыка

Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; Игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского

Танцы: «Самоварчики», танец Матрешек, «Во саду ли, в огороде…», танец Неваляшек.

Слушание: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка»муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель»,«Наша Хохлома» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского; «Куклы неваляшки» музыка З. Левиной, слова З. Петровой.

В течение месяца

Художественная литература

Чтение «Краса ненаглядная» Е. Осетров; «Дарума и Ванька-встанька» Э. Котляр,«Матрешкины потешки»

В. Берестов;

Заучивание «Красная девица», Птичка-свистулька, «Дарума и Ванька-встанька» Э. Котляр.

В течение месяца

Взаимодействие с родителями

Информация в родительский уголок: «Что такое народная игрушка»

Папка передвижка «Народная игрушка»

Придумывание сказок, загадок о народной игрушке, с последующей записью.

Выставка «Народная игрушка»

Индивидуальные консультации по презентации семейных проектов.

Участие в фестивале культур разных народов  «Вместе дружная семья», сценарий проведения которой представлен в Приложении 3.

Для  оценки  результативности  повышения уровня поликультурного образования воспитанников старшего дошкольного возраста в конце исследуемого периода  вновь  проводилось педагогическое обследование  воспитанников.  Содержанием   педагогического  обследования  являлось:

 - выявление уровня сформированности представлений детей о родном крае, о России, о национальных и культурных особенностях людей, живущих в Свердловской области;

- сравнение   уровня  сформированности представлений детей о родном крае, о России, о национальных и культурных особенностях людей, живущих в Свердловской области старших дошкольников  до  и  после  реализации плана образовательной деятельности по повышению поликультурного образования.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Однако не всегда родители находят время и возможность дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края. Не всегда условия ДОУ и компетентность педагогов позволяют организовать работу по поликультурному образованию дошкольников. Поэтому одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Наша задача вовлечь родителей во взаимодействие по реализации работы по поликультурному образованию. А также создать условия в дошкольных группах, которые позволят организовать плодотворную работу в данном направлении.

Задачи поликультурного образования дошкольников вытекают из общих целей поликультурного образования личности и состоят в том, чтобы познакомить ребенка со своей культурой, другими культурами, сформировать у детей основу уважения к другим народам. Наличие вариативного программно-методического обеспечения поликультурного образования позволяет воспитателям выбрать ту программу, которая отвечает потребностям образовательной организации, родителей, возможностям воспитанников.

Анализ современных средств и подходов к организации поликультурного образования детей указывает на перспективность и педагогическую целесообразность конструирования воспитательно-образовательного процесса с учетом культурного многообразия детской группы в дошкольной образовательной организации.

Широкий круг технологий и педагогического инструментария поликультурного образования, их образовательно-развивающий потенциал предоставляют современному педагогу возможности совершенствования своего профессионального мастерства с учетом потребностей мультикультурного общества.

Частью культурного национального наследия являются народные игрушки. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания.

Самостоятельное изготовление воспитанниками народных игрушек, игры с ними, рассказывание фольклорных произведений будет источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, приобщением его к культурам разных народов. При этом художественное творчество детей старшего дошкольного возраста следует рассматривать как оптимальную форму культуроосвоения, предполагающую  постижение сущности, специфики и традиций народной культуры.

Полученные данные в ходе реализации проекта   доказывают  существенную положительную динамику в сформированности уровня  поликультурных представлений у старших дошкольников МАДОУ «Детский сад №3» г. Верхотурье.  Реализация  плана   привела  к повышению качества  знаний и представлении о народных промыслах, традициях и культурных ценностях у  воспитанников  группы.  Таким образом,  работа по разработанному плану образовательной деятельности по формированию поликультурных  представлений у старших дошкольников в условиях МАДОУ «Детский сад №3» г. Верхотурье была проведена не зря, более того она является эффективной и важной для повышения уровня поликультурного образования детей.

Список использованных источников

1.        Джалалова, А. Основы развития мультикультурной компетентности учителей // Концепт. ‬2016. ‬Спецвыпуск № 02. ‬

2.        Джуринский А. И. Развитие поликультурного образования в современном мире. М., 2016.

3.        Дим Изабелл. Воспитание толерантности: Импликации интеркультурной педагогики в аспекте теории действия/ Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М., 2012.

4.        Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М., 2016.

5.        Игротека «Игрушки детей мира» / Сост. Е.Л. Кудрявцева, Увэ Крюгер. ‬Рига : RetorikaA, 2016

6.        Календарь портфолио дошкольника / Сост. Е.Л. Кудрявцева; авт. Е.Л.Кудрявцева, А.А.Тимофеева, Л.Б.Бубекова. ‬Рига : RetorikaA, 2015. ‬

7.        Карпачева А. Б., Тимофеев Ю. П. / «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»: материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (МГППУ 1112 марта 2011 года).  

8.        Ноушабаева С. У. Проблемы поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бэнкса) / / Педагогика. 2013. № 1.

Приложение 1

Диагностика поликультурного образования старших дошкольников:

Индивидуальная беседа с ребёнком

Цель: изучить особенности представлений детей о родном крае, о России, о национальных и культурных особенностях людей, живущих в Свердловской области.

Вопросы к детям:

1. В каком городе ты живёшь?

2. Кем гордится твой город?

3. Какие ты знаешь народы Свердловской области?

4. В какой стране ты живёшь?

5. Как называется главный город России?

6. Какую геральдику России ты знаешь?

7. Какие праздники отмечаются в России?

8. Какие народные музыкальные инструменты ты знаешь?

9. Какие народные игрушки ты знаешь?

10. Какие народные песенки ты знаешь?


Приложение 2

Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы беседы

В процессе бесед фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.

Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний)

1 балл – представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.

2 балла – представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарны; представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей, находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.

3 балла – представления более полные, но достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.


Приложение 3

Сценарий праздника. Фестиваль культур разных народов

«Вместе дружная семья»

Цель. Развивать у детей элементарные этнокультурные представления.

Задачи:

- Углубить и уточнить представления детей о культуре народов России.

- Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

- Воспитывать чувство гордости за свою страну.

- Развивать познавательную и речевую активность.

Данный сценарий разработан для детей подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) и может быть использован в рамках проведения непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками, индивидуальной работы с ними, для распространения опыта работы педагога.

Материал: костюмы разных народов, блюда национальных кухонь.

Ход мероприятия:

Вступление. Звучит музыка песни «Гляжу в озёра синие». Дети заходят в зал.

Ведущий. Сегодня мы проводим фестиваль национальных культур «Вместе дружная семья». Он посвящен традициям и обычаям народов,

Наш фестиваль в едином хороводе.

Здесь соберёт людей со всех сторон

Земли народной сердцу милой,

Что Родиной с тобою мы зовём!

Основная часть.

Ведущий. Россия - Родина моя! Эти слова могут сказать люди разных наций и народностей, которые живут на территории нашей Родины. А таких народов более ста. Это русские и татары, манси и коми, карелы и осетины, буряты и чукчи и еще многие другие народы.

Дети читают стихотворение Владимира Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - рубаху носит,

Другой - надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод.

Один - кумыс готовит,

Другой - готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим - милей весна.

А Родина - Россия

У нас у всех одна!

Ведущий. Говорят, если хочешь понять душу народа, послушай его музыку, песни и танцы. Посмотри, как он живёт.

Наш фестиваль открывается представлением традиций русского народа.

Русское население Российской Федерации является наиболее многочисленным. Значительная часть русских живёт в центральной части, на юге и северо-западе России, на Урале.

Одежда национального костюма у мужчин на Руси состояла из рубахи-косоворотки, которая надевалась поверх штанов (портов, подпоясанная поясом. В качестве верхней одежды носили кафтаны, зипуны, шубы. Летней обувью были лапти, а зимней - валенки. Женщины носили длинные рубахи из холста, поверх рубахи надевался сарафан из яркой ткани, который подпоясывали тканым поясом. По праздникам женщины носили кокошники, венцы, одежду, украшенную вышивкой, парчой и жемчугом.

Один из любимых национальных праздников русского народа — Масленица.

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Выходят дети в русских национальных костюмах, поют песню и играют на русских музыкальных инструментах.

В жизни русского к народа песня играла важную роль. Распространены были частушки, молодецкие, шуточные, игровые, колыбельные.

Музыканты подыгрывали певцам и танцорам на пастушьих деревянных рожках, на трещотках, бубнах, деревянных ложках, гармони, балалайке.

Льётся песенка нашей реченьки,

Задушевная и простая,

Только вслушайся в эту музыку

Твоего родного края! (А. Яшин)

Дети исполняют хоровод под русскую народную песню «На дворе-то калина».

Выходят дети в татарских костюмах.

Татары - основное население Республики Татарстан. Значительная часть татар живёт в Поволжье, на Урале, в Башкирии, Крыму.

Из народных праздников ежегодно отмечают Сабантуй - праздник плуга. На сабантуе обязательно бывают конные скачки, борьба на ковре, прыжки в длину, перетягивание каната, бой мешками на бревне.

Поиграем в татарскую народную игру «Тимербай».

Правила игры.

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Очень интересны и ярки танцы татарского народа. Дети танцуют татарский танец.

Льётся и льётся певучая речь,

Сердце татарина в музыке бьётся,

Всё, что сумели столетья сберечь,

Льётся из сердца, от сердца поётся, - писал татарский поэт Мусса Джалиль.

Звучит татарская народная песня.

Слайды 15-18. Традиции народа коми.

Слайд 15: изображение людей в национальном костюме коми.

Основная территория расселения народа коми – Республика Коми. Другие регионы – Свердловская, Мурманская области.

Я иду землёю Коми,

А вокруг стоят леса.

Край огромный, край богатый –

Наша гордость и краса.

Среди тайги на севере России,

Вдоль древних гор Уральского хребта,

На сотни вёрст от Воркуты до Летки

Раскинулась Республика моя. (Иван Куратов)

Традиционную одежду коми (паськом) и обувь (комкот) изготовляли из холста (дора, сукна (ной, шерсти (вурун, меха (ку) и кожи (кучик) .

У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дором) и сарафана (сарапан, надевавшегося поверх её. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздора) .

Мужская одежда – рубаха-косоворотка и штаны, заправленные в сапоги или узорные чулки.

Турун вежан лун - День Смены травы - один из древнейших праздников, отмечавшийся на земле коми-пермяков. Это праздник перехода из лета в осень.

Часть обряда этого праздника - игры у костра. Коми-пермяки и их гости принимались «раздувать огонь» - прыгать через костер. Прыгали по одному, по двое, трое. Мужчины состязались в ловкости и удали. Им надо было взять горящую головешку из костра, пробежать с ней до реки и кинуть как можно выше и дальше – в реку. Чья головня пролетит выше и дальше – тот считается счастливцем.

Обязательно на праздниках звучит народная музыка, исполняются танцы.

А сейчас давайте познакомимся с еще одним неотъемлемым элементом народной культуры – игрушками.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

В самых простых крестьянских семьях на Руси делали тряпичные игрушки. Из ткани и лоскутов их шили мамы, бабушки, старшие сестры ребенка. Подрастая, девочка и сама уже начинала изготовлять себе кукол – где-то лет с пяти. Игрушка обычно изображала девушку или бабу; когда для игры была нужна кукла-мужик, просто брали щепочку. Где-то до семи-восьми лет в куклы играли и мальчики, пока все дети ходили в рубахах, но потом мальчик надевал порты, девочка – юбку, и игры разделялись уже на девчоночьи и мальчишеские. Детей в крестьянских семьях было много, тряпичных игрушек накапливалось иногда штук до ста.

Туловище куклы делали из плотно скатанной ткани, обшивали затем белой тканью, лицо вышивали или рисовали, приделывали косу из нитей, в которую вплетали ленту, кукле-бабе делали прическу замужней женщины. Потом куклу одевали в лоскуты, украшали. Девочки-подростки соревновались в изготовлении кукол, которые считались для них эталоном рукоделия.

В крестьянских семьях к игрушкам относились очень бережно, их никогда не разбрасывали по избе, но всегда убирали в короб или корзину. Выходя замуж, девушка нередко брала куклы в дом мужа, их клали ей в приданое. Потом эти куклы переходили к ее детям.

В татарских селениях испокон веков женщины создавали кукол для своих детей и передавали их из поколения в поколение. Куклы нельзя выкидывать, считается что кукла, сделанная своими руками, несет в себе частичку души своего создателя. Поэтому все куклы бережно складывают в сундук для будущих поколений. Традиционная татарская кукла делается из древесной щепы, лоскутов и шерстяных ниток. Голова изготавливается из лоскута с набивкой, приматываемого к щепе нитью. Далее щепу обматывают шерстяными нитками разных цветов. Концы ниток не связываются, а скручиваются. Кукле–женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары и башкиры куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями.

Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «акань», а куклы юганских ханты - «пакы». Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями.

Среди игрушек бурятских детей преобладали изображения лошади. Буряты — потомственные скотоводы, их игрушки — это разнообразные изображения лошади, вырезанной из дерева и кости.

Ребята, расскажите, а каие еще народные игрушки знаете вы?

Звучит песня на языке коми.

Традиции народа манси. Выходят дети в  национальных костюмах манси.

Манси (устаревшее — вогулы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Небольшая часть проживают на севере Свердловской области и в Пермском крае.

Одежда которую носят ханты и манси называется малица. Одежду и обувь они шьют из меха оленя. Олень для них и одежда и пища, и кров. Свою одежду украшают узорами, бисером. Каждый узор имеет свой символ. Узор может называется «уши маленького зайца» или «щучьи зубы».

Стихотворение «Малица» хантыйского поэта М. Шульгина:

Хантыйские орнаменты красивы,

В них все предметы Родины моей,

Ты больше не найдешь во всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Слайд 21: изображение людей, отмечающих праздник Вороний день.

Среди праздников народа манси есть Медвежий праздник и Вороний день.

Вороний день отмечают в апреле, когда на Север одной из первых прилетает Ворона. Своим криком эта птица как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. На праздничный стол ставят блюдо со строганиной, а на деревьях в качестве дара развешивают сушки, символизирующие солнце. Каждый может загадать желание и завязать ленточку на ветке берёзы - для его исполнения. Непременным элементом были танцы.

Звучит национальная музыка манси.

Работа с мехом, художественная обработка дерева и кости, бисерные украшения являются наиболее распространенными народными промыслами хантов и манси.

Традиции осетинского народа. Входят дет в национальных осетинских костюмах.

Осетины - один из древних народов Кавказа, населяют его центральную часть.

Национальный костюм осетин. Его основу у мужчин составляли черкеска (цухъа, бешмет (куырт, штаны, заправлявшиеся в чувяки (дзабырт) и ноговицы (знгйтт). Обязательной частью был узкий ременный пояс. На нем висели кинжал и разные мелочи для ухода за оружием.

Важным элементом был головной убор: летом войлочная шляпа (ным тхуд) с широкими полями, зимой барашковая шапка-папаха. Необходимой одеждой была бурка (нымт) и башлык (баслыхъ) .

Основу женской одежды составляли рубаха, штаны и платье, отрезное по талии и закрытые до полу. Теплую одежду заменял стеганый каптал, напоминавший по форме черкеску, также шаль, которую носили как на плечах, так и на голове.

Комментарий: Ногбон - осетинский Новый год. Почитание огня было в центре этого праздника. На рассвете каждая семья разжигает огонь. Молодежь обходит костры с песней. Почетное место на столе занимает артхурон – пирог, олицетворяющий солнце.

Слайд 31: изображение танцоров, исполняющих народный осетинский танец лезгинку.

Звучит осетинская лезгинка.

Слайд 32: изображение предметов осетинского декоративного народного творчества.

Комментарий: Прикладное искусство осетин богато и разнообразно. Это художественная обработка металла, художественная обработка дерева, ковроткачество, вышивка.

Традиции бурятского народа. Входят дети в национальных бурятских костюмах.

Буряты - коренное население Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края России, один из наиболее крупных субэтносов монголов.

С незапамятных времен буряты - кочевники и скотоводы.

Буряты носят костюм, который состоит из шапки (малгай, халата (дэгэла, отороченного книзу мехом, и обуви (гутал) .

Костюмы бурят отличаются богатыми серебряными украшениями.

Для отделки костюма применяли шелк, парчу, бархат. Поверх швов нашивали узорчатую тесьму ручной работы (туузу) .

Из глубокой древности пришел на землю Бурятии праздник Сагаалган. Этот праздник связан с началом весны, началом обновления природы.

На празднике проводится конкурсы баторов и мэргэнов «Эрын гурбан наадан» (Три игры мужей, в которых участники мерялись ловкостью, меткостью и силой.

Предки в праздник превратив борьбу,

Сильнейшего из сильных выявляли,

И каждый испытать хотел судьбу,

На праздник торопясь из дальней дали.

Пусть говорят, что ныне той цены

Нет силушке и что борьба – забава,

Но – мышцы ваши так напряжены,

Борцы! Так ваша поступь величава,

Такой живою мощью вы полны,

Что и сейчас вам - слава, слава, слава!

Проводиться конкурс на меткость «Аламжи Мэргэн» (метание стрел в мишень) .

Звучит национальная бурятская музыка.

Традиции чукотского народа. Входят дети в национальных чукотских костюмах.

Чукчи - малочисленный коренной народ крайнего северо-востока России. Основное занятие — оленеводство.

Одежда чукчей - кухлянка (ирын) - обычного полярного типа. Она шьётся из меха. Состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу, таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора.

Женская одежда под названием камлейка, напоминающая комбинезон, тоже двойная, состоит из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами.

Праздники чукотского народа. Один из них Ръилет - праздник окончания зимы - наступления весны. Его основа соревнование - гонки на оленьих упряжках.

Звучит национальная чукотская музыка.

Традиционные ремёсла чукчей — выделка меха, художественная резьба по кости, вышивка бисером.

Заключение.

Парад костюмов и игрушек народов России.

Комментарий: Россия - страна вековой культуры и великой духовности, богатой историей, обычаями, традициями разных народов. Многовековая дружба народов остаётся всегда важным достижением всех россиян!

Я люблю тебя, Россия!

Я хочу, чтоб ты цвела!

Словно птица в небе синем,

Распахнувши два крыла,

Ты согрела полпланеты –

Сто народов! Сто племен!

Звучит песня «Шире круг». Дети исполняют хоровод.

В конце праздника чаепитие со сладостями национальных кухонь.

По народным костюмам и игрушкам в руках моделей дети определяют, какой национальной кухни принадлежит то или иное блюдо.

Рекомендуемые блюда:

- русская кухня: леденцы, сушки, пряники, блины.

- татарская кухня: баурсак, чак-чак.

- кухня коми: турипув ва (клюквенный морс, счн (картофельный сочень, капустаа салат (салат из квашеной капусты) моркова кушман (редька тертая с морковью).

- кухня манси: кедровые орехи, сушеная рыба, ягоды.

- бурятская кухня: айран, кумыс, боовы (жареные на фритюре кусочки дрожжевого теста, подаются обычно со сгущенным молоком, бууза (фарш, завернутый особым образом в тесто).

- чукотская кухня: сушеные рыба, ягоды.

- осетинская кухня: фрукты, дзуаката (хворост).

Номер заявки

1100567

Автор

Нарсеева Мария Александровна

Название работы

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИГРУШКАМИ НАРОДОВ МИРА КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Номинация

Обобщение педагогического опыта

Дата заявки

10.11.2018

Дата результата

13.11.2018

Статус

На рассмотрении



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ»              П.Ф. ЛЕСГАФТ...

«Музыка как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста «НРАВ» (Народы России активны и вместе)

Методическая разработка «Музыка как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста «НРАВ» (Народы России активны и вместе)  представляет собой поэт...

Конспект НОД "Поликультурное образование детей старшего дошкольного возраста"

Конспект НОД "Поликультурное образование детей старшего дошкольного возраста"...

Проект Мини-музей “Куклы в национальных костюмах народов России” как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса ккультуре разных народов через знакомство с национальнымикостюмами, традициями разных народов. Создать экспериментальный мини-музей в ...