Статья "Актуальные аспекты осуществления психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании".
статья на тему

Рязанова Галина Николаевна

Статья об инклюзивном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryazanova_g.n.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные аспекты осуществления психолого-педагогического сопровождения  в инклюзивном образовании.

Рязанова Г.Н.

«Помогая преодолеть барьеры тем, кому сложно сделать это в одиночку,

мы делаем мир доступным для всех».

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в образовательных учреждениях делает возможным оказание необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, обеспечение родителей консультативной поддержкой.  

При этом нельзя не учитывать, что особенности детского контингента должны иметь отражение в психолого-педагогическом сопровождении общения всех членов детского коллектива, так как на сегодняшний день еще проявляется неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть, наличие отрицательных социальных установок по отношению к детям с проблемами в развитии. С помощью правильно подобранных методов обучения и воспитания педагог может и должен развеять опасения многих родителей, что инклюзия понизит качество обучения их детей, и забота о детях с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться в ущерб заботе об остальных детях. Этого можно достичь путем четкого планирования деятельности педагогов, работающих в инклюзивной группе. Такой подход ведет к  реализации целей обновленного содержания образования,  подбору эффективных методов и приемов обучения в  организации процесса образования. Это должны быть очень гибкие методы, которые педагог может  использовать с разными  подгруппами и в разных условиях.

Не стоит забывать, что основным видом деятельности у всех, без исключения, дошкольников является игра, в которую педагог может и должен объединять детей. Включение в совместную деятельность будет способствовать формированию гуманного отношения, желания помогать друг другу, общаться. Таким образом,  удастся избежать неадекватного восприятия нормально развивающимися детьми сверстников с ограниченными возможностями здоровья, что является основной задачей в данном аспекте. А педагог выступит в роли  не только транслятора знаний, но и организатора и старшего участника непосредственно образовательной деятельности детей.

Для успешного осуществления инклюзивного образования необходимо четко спланированное тесное взаимодействие между  всеми участниками образовательного  процесса, а именно, сотрудничество педагогов-специалистов образовательного учреждения как с семьями детей с ограниченными возможностями, так и с родителями нормально развивающихся детей, то есть, организация психолого-педагогического просвещения, направленного на изменение у всех участников учебно-воспитательного процесса  стереотипов по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это, несомненно, будет способствовать наиболее успешной психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же педагоги инклюзивной группы при организации взаимодействия с родителями должны использовать такие формы работы, которые позволят родителям увидеть, что взаимодействие нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, влияет положительно на всех участников образовательного  процесса. Это могут быть открытая  образовательная деятельность, или просто организованная сюжетно-ролевая игра, способствующая воспитанию у детей толерантного отношения друг другу. Игра может быть организована с привлечением в нее родителей, чтобы они смогли правильно организовать и  развивать игровые сюжеты в домашних условиях, что даст возможность родителям лучше понять своего ребенка.

Индивидуальная работа с семьями детей с особыми потребностями  играет немаловажную роль, педагог должен тесно контактировать с каждой семьей и оказывать консультативную помощь с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

Нельзя забывать и о традиционных родительских собраниях, организованных в форме круглого стола. Именно на них, при профессиональной помощи педагогов семьи смогут конструктивно пообщаться, получить необходимую информацию и поддержку.

При правильно организованном сотрудничестве всех участников воспитательно-образовательного процесса задачи обучения и воспитания  в данном аспекте психолого-педагогического сопровождения, будут решены.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в образовательные учреждения, но и специфика организации педагогического процесса. Как только идеология инклюзии будет понята и принята всеми членами общества,  решатся и другие проблемы, как следствие, система заработает эффективно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении

В статье рассматриваются основные принципы сопровождения инклюзивного образования в ДОУ, а также роль педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование.Также рассмотрены проблемы интеграции...

Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях »

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка....

«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

В данном материале содержится следующая информация:Основные понятия из Федерального закона «Об образовании»Организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Варианты комплекто...

Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают  ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...

«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении»

             Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества н...

«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

 Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализаци...

Нормативные основания осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Освещаются  нормативно- правовые основы психолого-педагогического сопровождения детей  с ОВЗ....