Духовно-нравственное воспитание средствами изобразительного искусства
учебно-методический материал по теме

Кизрина Марина Владимировна

Духовно-нравственное воспитание

 средствами изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание

 средствами изобразительного искусства

Культура представляет собой сплав материальных и духовных ценностей (Бочкарева Л.П., Коршикова Т.В.). Духовные ценности - это достижения в области науки, искусства, просвещения. В этой связи можно определить духовную интеллектуальную, духовную эстетическую и духовную этическую культуру.

В настоящее время одним из направлений дошкольного образования является воспитание доброго, воспитанного, способного к состраданию, чувственного, нравственного, самостоятельного, активного гражданина с четко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Одной из составляющих данного процесса является духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Отметим, что ребенок особое существо, уникальное, универсальное, цельное; он смеется, играет, поет, пляшет, лепит, рисует, делает открытия. В процессе реализации всех этих видов и форм деятельности дошкольник духовно развивается.

Особенность духовного совершенствования в дошкольном детстве определил В. А. Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, фантазии и творчества» . «Наставь дитяти при начале  пути его, он не уклонится от него, когда и состарится», - советуют нам Соломоновы притчи .

В Статье 64 Федерального Закона Об образовании в Российской Федерации указывается, что: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» .

Духовно-нравственное воспитание определяется как процесс, обеспечивающий формирование духовности и нравственности личности, заключающейся в соблюдении норм морали. Как личностная характеристика нравственность интегрирует большое количество разнообразных качеств и свойств личности, таких как искренность, доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, толерантность, эмпатия, дисциплинированность, коллективизм .

В рамках исследуемой проблемы было проведено исследование позволившее выявить характер процесса духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. На начальном этапе эксперимента было проведено анкетирование педагогического коллектива, позволившее доказать актуальность выбранной темы исследования. Так, посредством анкетирования предстояло выяснить, что педагоги понимают под «духовно-нравственным воспитанием дошкольника», какие средства духовно-нравственного воспитания дошкольника являются наиболее эффективными и какие из них они используют в своей работе с детьми.

Под духовно-нравственным воспитанием дошкольника педагоги детского сада понимают «привитие детям нравственных качеств, определенных норм поведения», «приобщение к национальным традициям», «знакомство с историей края, города, государства», «это воспитание, направленное на усвоение дошкольника духовных ценностей, нравственных чувств (совести, долга, ответственности, милосердия и др.)». На вопрос «Считаете ли Вы, что духовно-нравственное воспитание дошкольника является одной из важнейших задач ДОУ?», все опрошенные педагоги ответили утвердительно, что подтверждает актуальность выбранной проблемы исследования.

Для работы было важно выяснить, какие, по мнению педагогов,  средства духовно-нравственного воспитания дошкольника наиболее эффективны. В анкетах были предложены для выбора 10 педагогических средств.

Среди средств духовно-нравственного воспитания дошкольника, используемых педагогами в работе с детьми, были указаны «беседы на духовно-нравственные темы»; «знакомство с пословицами и поговорками»; «беседы»; «поиск изобразительных решений группой детей совместно с педагогом в игровой ситуации»; «знакомство с нравственными нормами и правилами»; «ознакомление с художественной литературой».

Анкетирование педагогического коллектива, проведенное на начальном этапе исследования, позволило подтвердить актуальность выбранной темы исследования. В этой связи предположено внедрение в образовательный процесс ДОУ различных методов изобразительной деятельности, таких как беседы по содержанию картин, групповая и индивидуальная работа с иллюстративным материалом, показ, цветоощущение, погружение в цвет.

Исследователи, рассматривающие различные аспекты проблемы формирования духовно-нравственной воспитанности дошкольников, отмечают в качестве одного из важнейших средств использование произведений изобразительного искусства, которые обеспечивают наполнение чувственной сферы личности ребенка. Как отмечают Бочкарева Л.П., Коршикова Т.В., «…взрослым важно найти способ раннего пробуждения в ребенке духовных чувств, стремление реализовать их в повседневной практической деятельности» .

Доказано, что дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Бочкарева Л.П., Карих В.В., Коршикова Т.В., Тутолмин А.В. и др.). В ряде исследований представлены варианты синтеза искусств на основе общечеловеческих ценностей, содержания, изобразительно-выразительных средств (Карих В.В.). По мнению Тутолмина А.В., в процессе формирования духовно-нравственной культуры личности очень важны и эффективны беседы о произведениях художественной литературы, мультфильмах, произведениях изобразительного искусства. Использование воображения, мыслительно-эмоционального переноса себя в позицию героя, другой личности, помогает ребенку, по мнению Сикорского Б.Ф., «проигрывать переживать в своем поведении, ставшей реальной ситуацию» .

Таким образом, педагогические возможности произведений изобразительного искусства как  средства духовно-нравственного воспитания дошкольников состоят в том, что они являются наиболее важным стимулом  переживаний ребенка, обогащают личный эмоциональный опыт, способствуют накоплению опыта целостных духовно-нравственных и эстетических предпочтений и ориентации дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно- нравственных отношений у дошкольников посредством музыкального и изобразительного искусства»

     Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занималисьвсегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитаниячеловека. Кстати, в сложные 90-е ...

Сообщение на тему «Духовно-нравственное развитие на основе изобразительного искусства». На муниципальном методическом объединении «Художественное творчество».

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках,литературе, языке, живописи …Национальные  отличия  сохраняютсяи в ХХ1 веке, если будем  озабоченнывоспитанием душ, ...

Формирование духовно-нравственных ценностей средствами изобразительного искусства.

«Всякое искреннее наслаждение изящным есть само по себе источник нравственной красоты»К.Д. Ушинский...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Развитие духовно-нравственного воспитания детей через изобразительную деятельность...

Влияние на духовно-нравственное воспитание дошкольников изобразительной деятельности

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем......

Роль семейного воспитания посредством приобщения духовно-нравственной культуры и изобразительного искусства.

В современном мире патриотическое воспитание – это главное и основное направление, в котором могут формироваться любовь к родине, уважение за свою культуру и традиции. В настоящий момент возника...