формы взаимодействия педагогов с детьми по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе.
материал (старшая группа) на тему

Елисеева (Горовенко)  Наталья Владимировна

доклад на семинар для молодых воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе.

Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме и природе  заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Безопасность детей  зависит от нас взрослых

        Мы хотим  поделиться  опытом работы МБДОУ № 24 по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.

Работа по формированию основ безопасности у дошкольников в нашем ДОУ ведется постоянно, в системе. Она входит логическим элементом вовсе виды детской деятельности для того, чтобы получить «теоретические» знания через практическую деятельность и затем реализовать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Наш детский сад работает по образовательной программе МБДОУ №24 разработанной в соответствии ФГОС ДО на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования  Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».  В часть программы по формированию основ безопасности  за основу мы используем парциальную программу «Безопасность» под редакцией Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.

ЦЕЛЬ нашей работы -   в доступной  форме формировать у детей осознанное и ответственное  отношение к выполнению правил безопасностного поведения в быту, социуме и в природе, вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных  ситуациях.

ФГОС ДО предполагает,   что работа в этом направлении должна выглядеть как стройная система, обеспечивающая  систематичность и последовательность, и  решать следующие задачи, обозначенные в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» в разделе «Формирование основ безопасности»:

  • Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов в них.
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения  к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям
  • Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, об опасных ситуациях в быту.
  • Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми  людьми

Для решения этих задач мы проводим постоянную кропотливую работу. Формирование у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях ДОУ осуществляется в современной модели построения образовательного процесса – совместная деятельность детей и взрослых.

 Для работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников основное содержание дельности воспитателя дополняется системой планирования: составлен перспективный план ООД и мероприятий по формированию основ безопасности с учётом возрастных особенностей детей старшей группы. В него входят основные направления нашей работы:

1.«Ребенок и другие люди», 

Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно - неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ.

«Внешность человека может быть обманчива»,

«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»,                          

 2.«Ребенок и природа», 

В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды.

« Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

«Будем беречь и охранять природу»

 3. «Ребенок дома»,

О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.

«Предметы, требующие осторожного обращения».

 «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома».

В своей работе мы  используем  такие  эффективные формы взаимодействие с детьми:

  1. Занятия: «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Загрязнение  окружающей среды», «Если «чужой» приходит в дом».
  2.  Эпизодические Беседы: «Как вызвать полицию», «Если ты один дома», «Растения лекарственные и ядовитые» и т.д.

Игровые тренинги: «Предметы бывают разные – опасные и безопасные», «Опасные ситуации  при контакте с незнакомыми людьми», «Ягоды, грибы» и т.д.

 3. Изготовление лэпбуков: «Безопасность в социуме», « Безопасность в природе» и т.д.

4.В часы утреннего приёма мы проводим  «минутки безопасности»; Показ коротких серий  мультфильма «Аркадий  Паровозов»,«Фиксики» и т.д. По окончании просмотра обязательно проговариваем , проигрываем эти ситуации. Например:

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считается ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения (Как вести себя если ты остался один дома? Можно ли открывать дверь незнакомым людям? и т.д), имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности («Опасные предметы»,).

В ходе утренних и вечерних прогулок организуются наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, познакомить детей с моделями безопасного поведения, осуществления различных видов деятельности. При проведении подвижных игр делается акцент на аспектах безопасности осуществления двигательной  деятельности в разные сезоны года

5. Ознакомление с художественной литературой: - литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения:

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Кот, петух и лиса»«Красная Шапочка»«Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; С. Михалков «Дядя Степа»;  С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»«Электрическая лампочка».  - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; Г. Остер «Вредные советы»; «Семеро Козлят и серый волк», «Белоснежка» др.

Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «… большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности». Например,  Красная Шапочка пошла через лес, и не задумалась о незнакомых людях. Семеро Козлят открыли двери постороннему.

 - Что могло произойти с Красной Шапочкой?

- Знали ли Козлята, что с ними случится, когда они откроют двери волку?

- Вы бы стали пускать в дом незнакомых людей?

 Поэтому в своей работе, на примере литературных персонажей, анализируем их поведение и поступки, решаем, как бы сами поступили в данной ситуации. Мотивируем детей на развитие дисскусии, искусственно создаём препятствия  стимулирующие развитие ситуации.

Использование ИКТ (интерактивных досок, компьютеров, аудионосителей) – неотъемлемая часть проведения данных мероприятий. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы«Уроки тетушки Совы», «Уроки Аркадия Паровозова», «Барбоскины» «Лунтик»  и др.

Также мы предлагаем, детям презентации на темы«Опасные предметы в быту»«Кто стучится в дверь»«Убережем себя от беды».

 Так же большую роль   в этом процессе играют родители ( законные представители) воспитанников.

Подробнее об этом вам расскажет  Романова Ирина Геннадьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе»

Программа «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе»...

перспективный опыт работы педагогов по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе

перспективный опыт работы педагогов по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру» Цель: Повы...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»...

Перспективный опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе.

Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее....

Перспективный опыт работы педагогов по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе

Задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы по...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Цель: Повышение  мотивации коллег к использованию игр, способствующих формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников с тяжёлыминарушениями речи 5-7 лет через игру.Задачи:1.Закрепить з...