Буллинг
консультация на тему

Орлова Надежда Юрьевна

Материалы для выявления буллинга, способы работы с детьми, советы учителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Прикладывать усилия к сохранению  положительной репутации ребенка - буллера.  
  •  Взрослым  необходимо демонстрировать детям  модели неагрессивного поведения.  
  • Педагогам  необходимо  способствовать  снижению  напряжения ситуации в классном   коллективе.
  •  Педагогам  и родителям  необходимо  проводить

работу для  восстановления  примирения.

Как работать с агрессивными детьми

Рекомендации для родителей и педагогов


Как работать с агрессивными детьми:

(рекомендации для родителей и педагогов)

В зависимости от выявленных причин агрессии в работе с детьми  взрослым необходимо делать несколько акцентов:

  • Изменить  негативную  установку  по отношению к ребенку на позитивную.
  • Изменить стиль  взаимодействия с детьми.
  • Расширить у родителей и педагогов методы их коммуникативных умений.

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми:

1. Если агрессия является осознанной  со стороны ребенка, то для взрослого (учителя, психолога, родителя) важно не поддаться на эту манипуляцию.  

2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

  • Обучить ребенка контролю своих эмоций  и различным способам их  выражения без вреда для окружающих людей.
  • Обучить ребенка  умению проявлять  свои  эмоции через беседу и приглашение к сотрудничеству.
  • Формировать у  ребенка  такие  качества, как эмпатия, доверие к людям.

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников

 (Практические рекомендации родителям и педагогам)

  • Спокойно  относиться  в случае незначительной агрессии.
  • При разборе поведения агрессивного ребенка  акцентировать  внимание на их  поступки,  а не на личности, т.е говорить о «плохом »  поведении, а не о плохом ученике.
  •  Взрослым необходимо  контролировать собственные  негативные эмоция  и  обучать этому  детей. Любое  проявление  агрессии со стороны  ребенка  обсуждать, а не оставлять проступок  без  внимания, но при этом: не обвинять, не стыдить и не позорить, избегать чтения морали и лекций о поведении.



Предварительный просмотр:

Действия учителей

·         Не игнорировать, не преуменьшать значение. Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

·         Занять позицию. Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

·         Разговор с классом. Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против боулинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно. Проинформировать педагогический коллектив Педагогический коллектив должен знать о случае боулинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов, в церковь и т.д.

·         Пригласить родителей для беседы. Если буулинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования. Программа шефства Система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев боулинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций.

ПАМЯТКА

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ БУЛЛИНГА В ШКОЛЕ

Как распознать буллинг. Признаки буллинга.

  • Ученик на всех переменах один.
  • Он всегда один выполняет задания в малых группах.
  • Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки.
  • Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая.
  • Стал хуже учиться.
  • Стал хуже себя чувствовать (психосоматика).
  • С кем-то из учеников никто не хочет сидеть.
  • Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно что-то обсуждают, чувствуется агрессия.
  • Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе.
  • Старшеклассники вертятся возле туалетов младших классов.
  • В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого.
  • Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы» у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону.
  • Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться. Ребенок просит деньги у родителей – якобы в школе собирают на какие-то нужды.

Принципы профилактики буллинга в школе.

-.Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.

-Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.

Если что-то испортило репутацию ребёнка, нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете.

Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес.

Дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.

Недопускать при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества ребёнка.

Объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры в перемену.

Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы не почувствовали не востребованными.

Нельзя сравнивать способности между детьми.

Проводить упражнения на совместную деятельность; учить давать отпор обидчикам, постоять за себя.

Организовать внеурочную деятельность обучающихся (занятия в кружках, секциях).

Организовать дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.

Рассказывать родителям о буллинге и позиции школы заранее, в начальной школе!!!



Предварительный просмотр:

3. Развивать  стрессоустойчивые  качества  личности обучающихся.

4. Формировать:    навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;   навыки  восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки;   навыки  отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;   навыки  защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;   навыки бесконфликтного и эффективного общения.

5. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

 

Вторичная профилактика

Проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение (буллеров),  и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья учащихся, учителей, работников школы. Проблема  буллинга очень злободневна в настоящее время. Травля, которой подвергается растущий человек в школе,  накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь, мешает строить полноценные отношения в семейной жизни,  мешает достичь больших вершин при получении профессии,  и часто приводит к самоубийству. Поэтому этой проблеме должны уделять внимание,  как родители, так и учителя, администрация школ.  

Профилактика буллинга


Первичная профилактика

   Первичная  профилактика направлена на детей – участников буллинга. И включает в себя работу не только с детьми, но и с семьями школьников.

 1. Изучение типа семьи и воспитания в семье детей, а также поведение  родителей в семье.

 2. Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

 3. Формирование личности, жизненного стиля,  стратегий поведения учеников  в обществе через проведение родительских собраний, классных часов, классных и общешкольных мероприятий.      

Для  предупреждения постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика  должна  реализоваться  по трем направлениям.

  • Создание условий недопущения буллинга.
  •   Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) – жертвы  с  буллерами, ограничение воздействий на него стрессовых  воздействий.
  • Укрепление защитных сил личности любого ребенка в классе  в противостоянии травле.  

 

Рекомендации учителям, психологам, администрациям школ (при проведении первичной профилактики)

1. Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга.

 2. Установите формы буллинга,  которые имеют место в вашей   школе.

 3. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы.  

4. К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей.

 5. Обсуждение проблемы. Необходимо проводить беседы со школьниками как индивидуальные, так и групповые.

  6. Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися.

  7. Нельзя терять из поля зрения «обидчиков». Беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать.

 

Работа с компаниями обидчиков

 (при проведении первичной профилактики)

  • Работая с обидчиками, их  нужно экстренно и эффективно разоблачать и постараться отделить от группы единомышленников.
  •  Не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков.  
  • Работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества.  
  • Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью других.   Конструктивно работайте с родителями.  

Работа с подростками

(при проведении первичной профилактики)

1. Заниматься профилактикой  и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.

 2. Снижать  асоциальное  поведение  школьников.

 



Предварительный просмотр:

соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).

«Сказка по кругу».     Цель – развитие умения спокойно выслушивать собеседника.      Дети выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу, по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому ребенку. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать? Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок.  

 

  Все эти упражнения не сложны для реализации, не требуют больших финансовых затрат и просты в проведении. И использование будет способствовать снижению агрессивных проявлений в школ

Советы  учителям по   организации работы в классе для предупреждения  буллинга


    Для предотвращения проявлений агрессии и конфликтных ситуаций в школе специалисты по данной проблематике  рекомендуют следующие упражнения: 

«Коробочка с  предложениями».      Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Некоторые идеи можно записать на доске. Список правил следует переписать на листок и вклеить в дневник. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено. Положите рядом стопочку бумажек, чтобы все могли написать свои предложения и бросить в коробочку.

 «Тетрадь достижений».  Цель – фиксация внимания на позитивных достижениях.      Пусть каждый ученик заведет тетрадь, в которой будет регулярно отмечать свои достижения в течение года. При этом детям надо объяснить, что необязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Следует начать заполнение тетради со своих прошлых достижений, а затем примерно раз в неделю добавлять новые. Время от времени учитель просит детей заглядывать в тетрадь, чтобы поразмыслить над такими вопросами: что мне помогло в достижении этого успеха? Кто мне помог? В каких областях мои способности более развиты? Желательно раскрасить обложку этой тетради яркими цветами и большими цветными буквами написать название.

 «Волшебная подушка».  Цель – развивать у детей способности мечтать и ставить свои цели.      Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы:  «Слушали ли тебя остальные ребята?»   «Почему ты так считаешь?»   «Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания?»   «Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнитель учитель или одноклассники?»

«Проигрывание ситуаций».      Цель – развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации.      Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какойто ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буллинг в детском саду

Проблема жестого обращения в детской среде...

Буллинг как проблема инклюзивного образования.

Выступление на пленарном заседании городского круглого стола "Проблемы формирования культуры общения и взаимоотношений у старших дошкольников в целях их подготовки к общению в школе в условиях инклюзи...

Семинар для педагогов ДОУ«Что такое Буллинг в ДОУ»

Буллинг - что же это??? И как помочь своим воспитанникам?...

Методы профилактики детской жестокости в ДОУ ( буллинг)

Стать целью травли очень легко – достаточно выделяться чем-либо среди сверстников. Это могут быть как внешние различия, так и поведенческие. Но стоит понимать: можно с детства носить очки или бы...

консультация в консультативном пункте по теме: "БУЛЛИНГ - ЭТО..."

Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит специалистов (педаго...

Статья "ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ И БУЛЛИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

В статье кратко излагается проблема жестокости и агрессивности в дошкольном возрасте, которые негативно влияют на межличностные отношения, психологический климат в коллективе и гармоничное развитие ли...