Образовательная программа 2018-2019 уч.г.
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ёлкина Ирина Владимировна

Образовательная программа в старшей разновозрастной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovat_pr.docx63.9 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная  программа

для воспитанников старшей  разновозрастной группы (3-7 лет)

2018-2019 учебный год

Составлена на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса,

М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой

        Составители:

Воспитатели подготовительной группы

                                                                                                   Ёлкина И.В.

Подгорная И.А.

        

                                                       

Содержание

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.2.Принципы и подходы к формированию программы

1.3.Возрастные особенности детей подготовительной группы

1.4.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка:

- Социально-коммуникативное развитие (социализация, коммуникация (общение), труд, безопасность)

- Речевое развитие (коммуникация, ЧХЛ)

- Познавательное развитие (познание)

- Художественно-эстетическое развитие (художественное творчество, музыка)

- Физическое развитие (физическая культура, здоровье)

2.2. Формы воспитательно-образовательного процесса

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

3.2. Режим дня подготовительной группы холодный и теплый периоды.

3.3. Количество часов образовательной деятельности

3.4. Перечень  основных видов организованной образовательной деятельности

3.5.  Виды совместной деятельности взрослого с детьми и возможные формы работы

3.6. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы

3.7. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы

Литература

  1. Пояснительная записка.

Основная общеобразовательная программа разработана в соответствии с  федеральными государственными стандартами  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года "Об утверждении  федерального государственного   образовательного стандарта дошкольного образования").

Программа построена на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", авторы  Веракса Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

Программа состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" объем обязательной части Программы составляет не менее 60% времени, необходимого для ее реализации. Соответственно, объем II части, формируемой участниками образовательного процесса составляет не более 40% общего объема Программы.

Общеобразовательная программа  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

      Основная общеобразовательная программа  разработана в соответствии с:

  1. «Законом об образовании РФ» (Принят 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  2. Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 г Москвы «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования"
  4.  «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 января 2012 г. №22946"Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении");
  5. Декларацией прав ребенка, 1959 г.

8.  Уставом  ДОУ

9"Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление  от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва  «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13»

                                     

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

Цель программы:  обеспечение  всестороннего  развития  ребенка  в  период дошкольного  детства:  интеллектуального,  физического,  эмоционального, нравственного,  волевого, социально-личностного, -  через  соответствующую его  возрастным  особенностям  развивающую  среду.  Введение,  ребенка  в окружающий  мир  осуществляется  путем  его  взаимодействия  с  различными сферами бытия (миром людей, природы) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой).

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Обеспечение физкультурно-оздоровительного, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития детей.
  • Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом развитии ребенка (в частности в развитии речи).
  • Образование с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви окружающей природе, Родине, семье.
  • Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам воспитания и развития.
  • Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Основные принципы построения и реализации программы:

 - научной обоснованности и практической применимости,

 - единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

 - интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников;

 - комплексно – тематического планирования образовательного процесса;

 - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Основные направления в развитии детей 3-7 лет:

- физическое;        

- познавательное;

-речевое;          

- художественно-эстетическое;  

- социально-коммуникативное.  

  1. Возрастные особенности детей старшей разновозрастной группы

В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а

как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п.  Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности

различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.

Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов  человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.4.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

-построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

-решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Организация  режима  дня

Одно  из ведущих  мест  в  группе  принадлежит  режиму дня. Под   режимом   принято  понимать  научно  обоснованный  распорядок  жизни, предусматривающий  рациональное  распределение  времени  и  последовательность  различных  видов  деятельности  и  отдыха.   Основные  компоненты  режима: дневной  сон,  бодрствование  (игры, трудовая  деятельность, НОД, совместная  и самостоятельная  деятельность), прием  пищи,  время  прогулок. Режим дня предусматривает:

- четкую ориентацию на возрастные, физические и психологические возможности детей;

- опору на индивидуальные особенности детей, что проявляется в подвижном определении времени сна и прогулки, строгом соблюдении интервалов между приемами пищи;

- наличие целесообразного соотношения организованной взрослыми и самостоятельной детской деятельности, двигательной и интеллектуальной активности детей, соблюдение объема учебной нагрузки.

 Режим дня соответствует возрастным особенностям воспитанников и способствует их гармоничному развитию.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом воспитанников  домой.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня 50-60 минут;

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:

-для воспитанников 7-го года жизни - 30 минут; 4-го года жизни- 15 минут.

  • В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку.
  • Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности  не менее 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
  •  Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
  • Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения воспитанников, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности воспитанников (вторник, среда). Для профилактики утомления воспитанников рекомендуется сочетать ее с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие воспитанников. Домашние задания воспитанникам МБДОУ не задают.

В летний период непосредственно образовательная деятельность  не проводится.  Организуются спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивать продолжительность прогулок.

       При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Режим дня  выполняется  на  протяжении  всего  периода  воспитания  детей  в  группе,  сохраняя  последовательность,  постоянство  и  постепенность.

Организация  сна.

        При организации сна учитываются следующие правила:

1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.

2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.

3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов.  

4. Во время сна детей  присутствие    воспитателя  (или  его  помощника)  в  спальне  обязательно.

5. Необходимо  правильно  разбудить  детей;  дать  возможность  5-10  минут  полежать,  но  не  задерживать  их  в постели

Организация  прогулки.

       Ежедневную  прогулку  организуют  2  раза  в  день:  в  первую  половину  дня – до  обеда  и во  вторую   половину  дня – после  дневного  сна  и  (или)  перед  уходом  детей  домой.  При  температуре  воздуха  ниже  -  15°С  и  скорости  ветра более  7 м/с  продолжительность  прогулки  сокращается.  Прогулка  не  проводится   для  детей  5-7  лет  -  при  температуре  воздуха  ниже  - 15°С  и  скорости  ветра  более  7  м/с.

     Прогулка  состоит  из  следующих  частей:

  • наблюдение,
  • подвижные игры,
  • труд на участке,
  • самостоятельную игровую деятельность  детей,
  • индивидуальную работу с  детьми  по развитию физических качеств.

       Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку организовывается подгруппами, а продолжительность регулируется   индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями. Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.

       В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинают  с наблюдений, спокойных игр.

        Один  раз  в  неделю с  детьми проводятся     целевые  прогулки.  При  этом  учитываются  особые  правила:

1. Темы целевых  прогулок, их место, время проведения должны быть спланированы заранее, но не в день их проведения.

2. Место и дорога должны быть апробированы заранее, должны быть безопасными для жизни и здоровья детей

3. Ответственность за проведение экскурсии возлагается на воспитателя данной группы.

4. Вывод на экскурсию разрешается только после проведения заведующей инструктажа, издания приказа по МБДОУ и ознакомления с ним воспитателя.

5. Длительность экскурсии должна быть предусмотрена программой МБДОУ, согласно возрасту детей.

Организация совместной деятельности

Совместная деятельность – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Организация самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

         2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту).

   Самостоятельная  деятельность  детей  3-7  лет  (игры,  подготовка  к занятиям,  личная  гигиена)  занимает в  режиме  дня  не  менее  3-4  часов.

Организация организованных  образовательных  форм

Организация  в  подготовительной группе организованных  образовательных  форм  осуществляется  в разных формах

Общие  требования  к  проведению  групповых  организованных  форм:

  1. Соблюдение гигиенических  требований  (помещение  должно  быть  проветрено,  свет  должен  падать  с  левой  стороны;  оборудование,  инструменты  и  материалы  и  их  размещение  должны  отвечать  педагогическим,  гигиеническим  и  эстетическим  требованиям).
  2. Длительность  занятия  должна  соответствовать  установленным  нормам,  а  время  использовано  полноценно.  Большое  значение  имеет  начало  занятия,  организация  детского  внимания.
  3. Подготовка  к  занятию  (воспитатель  должен  хорошо  знать  программу,  владеть  методикой  обучения, знать  возрастные  и  индивидуальные  особенности  и  возможности  детей  своей  группы).
  4. Использование  игровых    методов  и  приемов  обучения в  работе  с детьми.
  5. Использование  разнообразных  форм  организации  детей  (индивидуальной,  подгрупповой,  групповой).
  6. Обязательное  проведение физкультминутки  в  середине  занятия.          

          Максимально  допустимое  количество  организованных  образовательных  форм  в  первой  половине  дня для  детей  подготовительной к школе группе  группы не  превышает  трех.  Перерывы  между  ними -  не  менее  10  минут. Для  профилактики  утомления  детей  организованные  образовательные  формы сочетаются  (чередуются)  с  музыкальными,  физкультурными  занятиями-играми.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Содержание рабочей программы представляет собой образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) ребенка, с учетом используемой примерной основной образовательной программы дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания рабочей программы.

Содержание рабочей программы предполагает обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.2. Формы воспитательно-образовательного процесса

Направление развития

Интеграция образовательных

 областей

 (примерная)

Формы

Физическое

развитие

«Физическая культура»,

«Здоровье»

Комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.

Социально-личностное

развитие

«Безопасность»

«Социализация»

«Труд»

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.

Речевое развитие

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

Владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Познавательно-речевое

развитие

«Познание»

Создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур).

Художественно-эстетическое развитие

«Художественное творчество»

«Музыка»

Использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Ведущие  цели  взаимодействия  детского  сада  с  семьей —  создание  в детском  саду  необходимых  условий  для  развития  ответственных  и взаимозависимых  отношений  с  семьями  воспитанников,  обеспечивающих целостное  развитие  личности  дошкольника,  повышение  компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство  с  семьей:  встречи-знакомства,  посещение  семей, анкетирование семей.

Информирование  родителей  о  ходе  образовательного  процесса:  дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания,  оформление  информационных  стендов,  организация  выставок детского  творчества,  приглашение  родителей  на  детские  концерты  и праздники, создание памяток.

Образование родителей: лекции,  проведение мастер-классов.

Совместная  деятельность:  привлечение  родителей  к  организации вечеров  музыки  и  поэзии,   конкурсов,  концертов, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников,  прогулок,  экскурсий,  семейного  театра,  к  участию  в  детской исследовательской и проектной деятельности. Содержание  направлений  работы  с  семьей  по  образовательным областям

Направление развития «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье»

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.

Информировать  родителей  о  факторах,  влияющих  на  физическое здоровье  ребенка (спокойное  общение,  питание,  закаливание,  движения).

Рассказывать  о  действии  негативных  факторов (переохлаждение, перегревание,  перекармливание  и  др.),  наносящих  непоправимый  вред

здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

Ориентировать  родителей  на  совместное  с  ребенком  чтение литературы,  посвященной  сохранению  и  укреплению  здоровья,  просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Знакомить  родителей  с  оздоровительными  мероприятиями, проводимыми  в  детском  саду.  Разъяснять  важность  посещения  детьми секций,  студий,  ориентированных  на  оздоровление  дошкольников.

Образовательная область «Физическая культура»

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке  для  родителей»,  на  родительских  собраниях,  в  личных  беседах, рекомендуя  соответствующую литературу) необходимость  создания в  семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения  к  физкультуре  и  спорту;  привычки  выполнять  ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную   утреннюю  зарядку);  стимулирование двигательной  активности ребенка  совместными  спортивными  занятиями (лыжи,  коньки,  фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик,  скакалка,  лыжи,  коньки,  велосипед,  самокат);  совместное чтение  литературы,  посвященной  спорту;  просмотр  соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Информировать  родителей  об  актуальных  задачах  физического воспитания  детей  на  разных  возрастных  этапах  их  развития,  а  также  о возможностях детского сада в решении данных задач.

Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье  и  детском  саду,  демонстрирующим  средства,  формы  и  методы развития  важных  физических  качеств,  воспитания  потребности  в двигательной деятельности.

Привлекать родителей к участию в  совместных  с детьми физкультурных  праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

Направление развития «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Безопасность»

Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.

Знакомить  родителей  с  опасными  для  здоровья  ребенка  ситуациями, возникающими  дома,  на  даче,  на  дороге,  в  лесу,  у  водоема,  и  способами поведения  в  них.  Направлять  внимание  родителей  на  развитие  у  детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.

Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных  условий  пребывания  детей  на  улице (соблюдать  технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема).  Рассказывать  о  необходимости  создания  безопасных  условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы  бытовой  химии,  электрические  приборы;  содержать  в  порядке электрические  розетки;  не  оставлять  детей  без  присмотра  в  комнате,  где открыты  окна  и  балконы). Информировать  родителей  о  том,  что должны  делать  дети  в  случае  непредвиденной  ситуации (звать  на  помощь взрослых;  называть  свои  фамилию  и  имя;  при  необходимости —фамилию, имя и отчество родителей,  адрес и  телефон; при необходимости  звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03»).

Привлекать  родителей  к  активному  отдыху  с  детьми,  расширяющему границы  жизни  дошкольников  и  формирующему  навыки  безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные  ситуации,  стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.

Подчеркивать  роль  взрослого  в  формировании  поведения  ребенка. Побуждать  родителей  на  личном  примере  демонстрировать  детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы,  посвященной  сохранению  и  укреплению  здоровья,  просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Знакомить  родителей  с формами  работы  дошкольного  учреждения  по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

Образовательная область «Социализация»

Знакомить  родителей  с  достижениями  и  трудностями  общественного воспитания в детском саду. Показывать  родителям  значение  матери,  отца,  а  также  дедушек  и бабушек,  воспитателей,  детей (сверстников,  младших  и  старших  детей)  в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения.        Подчёркивать  ценность  каждого  ребенка  для  общества  вне зависимости  от  его  индивидуальных  особенностей  и  этнической принадлежности. Заинтересовывать  родителей  в  развитии  игровой  деятельности  детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения. Помогать  родителям  осознавать  негативные  последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из  контекста  развития.  Создавать  у  родителей  мотивацию  к  сохранению семейных традиций и зарождению новых.

Поддерживать  семью  в  выстраивании  взаимодействия  ребенка  с незнакомыми  взрослыми  и  детьми  в  детском  саду (например,  на  этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы —при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).

Сопровождать  и  поддерживать  семью  в  реализации  воспитательных воздействий.

Образовательная область «Труд»

Изучать  традиции  трудового  воспитания,  сложившиеся  и развивающиеся в семьях воспитанников.

Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском  саду;  показывать  необходимость  навыков  самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим  опытом  семейного  трудового  воспитания  посредством  выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.

Побуждать  близких  взрослых  знакомить  детей  с  домашним  и профессиональным  трудом,  показывать  его  результаты,  обращать  внимание на  отношение  членов  семьи  к  труду.  Развивать  у  родителей  интерес  к совместным  с  детьми  проектам  по  изучению  трудовых  традиций, сложившихся в семье, а также родном городе (селе).

Привлекать  внимание  родителей  к  различным  формам  совместной  с детьми  трудовой  деятельности  в  детском  саду  и  дома,  способствующей формированию  взаимодействия  взрослых  с  детьми,  возникновению  чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.

Ориентировать  родителей  на  совместное  с  ребенком  чтение литературы,  посвященной  различным  профессиям,  труду,  просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Проводить  совместные  с  родителями  конкурсы,  акции  по благоустройству  и  озеленению  территории  детского  сада,  ориентируясь  на потребности  и  возможности  детей  и  научно-обоснованные  принципы  и нормативы.

Направление развития «Познавательное развитие»

Образовательная область «Познание»

Обращать  внимание  родителей  на  возможности  интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

Ориентировать  родителей  на  развитие  у  ребенка  потребности  к познанию,  общению  со  взрослыми  и  сверстниками. Обращать  их  внимание на  ценность  детских  вопросов.  Побуждать  находить  на  них  ответы посредством  совместных  с  ребенком  наблюдений,  экспериментов, размышлений,  чтения  художественной  и  познавательной  литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

Показывать  пользу  прогулок  и  экскурсий  для  получения  разнообразных  впечатлений,  вызывающих  положительные  эмоции  и  ощущения (зрительные,  слуховые,  тактильные ).  

Привлекать  родителей  к  совместной  с  детьми  исследовательской, проектной  и  продуктивной  деятельности  в  детском  саду  и  дома, способствующей  возникновению  познавательной  активности.  Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

Направление развития   «Речевое развитие»

Образовательная область «Коммуникация»

Изучать  особенности  общения  взрослых  с  детьми  в  семье. Обращать внимание  родителей  на  возможности  развития  коммуникативной  сферы ребенка в семье и детском саду.

Рекомендовать  родителям  использовать  каждую  возможность  для общения  с  ребенком,  поводом  для  которого  могут  стать  любые  события  и связанные  с  ними  эмоциональные  состояния,  достижения  и  трудности

ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

Показывать  родителям ценность диалогического  общения  с  ребенком, открывающего  возможность  для  познания  окружающего  мира,  обмена информацией  и  эмоциями.  Развивать  у  родителей  навыки  общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не  допускающего  грубости;  демонстрировать  ценность  и  уместность  как делового,  так  и  эмоционального  общения.  Побуждать  родителей  помогать ребенку  устанавливать  взаимоотношения  со  сверстниками,  младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.

Привлекать  родителей  к  разнообразному  по  содержанию  и  формам сотрудничеству (участию  в  деятельности  семейных  и  родительских  клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок)  для  родительских  собраний,  досугов  детей),  способствующему развитию  свободного  общения  взрослых  с  детьми  в  соответствии  с познавательными потребностями дошкольников.

«Чтение художественной литературы»

Показывать  родителям  ценность  домашнего  чтения,  выступающего способом  развития  пассивного  и  активного  словаря  ребенка,  словесного творчества.

Рекомендовать  родителям  произведения,  определяющие  круг семейного  чтения  в  соответствии  с  возрастными  и  индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

Обращать  внимание  родителей  на  возможность  развития  интереса ребенка  в  ходе  ознакомления  с  художественной  литературой  при организации  семейных  театров,  вовлечения  его  в  игровую  деятельность, рисование.  Ориентировать  родителей  в  выборе  художественных  и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.

Совместно с родителями проводить конкурсы, и  викторины,  театральные  мастерские,  встречи  с  писателями,  поэтами, работниками  детской  библиотеки,  направленные  на  активное  познание детьми  литературного  наследия.  Поддерживать  контакты  семьи  с  детской библиотекой.

Привлекать родителей  к проектной деятельности (особенно на  стадии оформления альбомов,  газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе

с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Направление развития «Художественно-эстетическое развитие»

 «Художественное творчество»

На  примере  лучших  образцов  семейного  воспитания  показывать родителям  актуальность  развития  интереса  к  эстетической  стороне окружающей  действительности,  раннего  развития  творческих  способностей детей.  Знакомить  с  возможностями  детского  сада,  а  также  близлежащих учреждений  дополнительного  образования  и  культуры  в  художественном воспитании детей.

Поддерживать  стремление  родителей  развивать  художественную деятельность  детей  в  детском  саду  и  дома;  организовывать  выставки семейного  художественного  творчества,  выделяя  творческие  достижения взрослых и детей.

Ориентировать  родителей  на  совместное  рассматривание  зданий, декоративно-архитектурных  элементов,  привлекших  внимание  ребенка  на прогулках  и  экскурсиях;  показывать  ценность  общения  по  поводу увиденного и др.

  «Музыка»

Знакомить  родителей  с  возможностями  детского  сада,  а  также близлежащих  учреждений  дополнительного  образования  и  культуры  в музыкальном воспитании детей.

Раскрывать  возможности  музыки  как  средства  благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного  воспитания  показывать  родителям  влияние  семейного  досуга (праздников,  концертов)  на  развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.

Привлекать  родителей  к  разнообразным  формам  совместной музыкально-художественной  деятельности  с  детьми  в  детском  саду, способствующим  возникновению  ярких  эмоций,  творческого  вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной  студиях).  Организовывать  в  детском  саду  встречи  родителей  и детей    музыкально-литературные вечера.

Информировать  родителей  о  концертах  профессиональных  и самодеятельных  коллективов,  проходящих  в  учреждениях  дополнительного образования и культуры.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Предметно - развивающая среда в группах постоянно обновляется, пополнена достаточным количеством развивающих игр, много разнообразного дидактического материала. Созданы игровые уголки для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются уголки изо деятельности, театрализованной деятельности, музыкальные и физкультурные уголки для самостоятельной деятельности детей. Всё это позволяет успешно решать педагогические задачи и создаёт все условия для физического, эстетического и экологического воспитания детей.

     Задача оснащения предметно-развивающей среды остается одной из главных задач нашего ДОУ.

3.2. Режим дня  группы холодный и теплый периоды.

Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.

                                                                       Режим дня 

Прием и осмотр, игры, дежурство,

07.00 -08.20

Утренняя гимнастика

08.20-08.30

Подготовка к завтраку, завтрак

08.30.-08.50.

 Организованная образовательная деятельность

(общая длительность с перерывами)

09.00-09.30.

09.40-10.10

10.20-10.50

                                                                                                                                                                                                                     

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, наблюдения

10.50-11.30

Возвращение с прогулки

11.30

Подготовка к обеду, гигиенические процедуры, обед

11.40-12.00

Подготовка ко сну, сон

12.00.-15.00

Постепенный подъём, гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры, подготовка к полднику

15.00.-15.30

Полдник

15.30-15.45

НОД, игры, самостоятельная деятельность, чтение художественной литературы, индивидуальная работа

15.50.-16.20

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20-18.00

Уход детей домой

17.00-19.00

                                                           

3.3. Учебный план

Образовательная

область

                           Образовательная

                           деятельность  

детей

Подготовительная  группа

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Познавательное развитие

4

16

      144

Речевое развитие

       

2

        

8

      72

   

Художественно – эстетическое  развитие . Рисование

2

8

72

Художественно – эстетическое  развитие . Аппликация

0.5

2

18

Художественно – эстетическое  развитие . Лепка

0.5

2

18

Художественно – эстетическое  развитие . Музыка

2

8

72

Физическая культура.

Физкультурное  (2 в помещении +  1на прогулке)

3

12

108

Итого

14

56

504

Образовательная

область

                           Образовательная

                           деятельность  

детей

Вторая младшая  группа

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Познавательное развитие

2

8

      72

Речевое развитие

       

1

        

4

      36

   

Художественно – эстетическое  развитие . Рисование

1

4

36

Художественно – эстетическое  развитие . Аппликация

0.5

2

18

Художественно – эстетическое  развитие . Лепка

0.5

2

18

Художественно – эстетическое  развитие . Музыка

2

8

72

Физическая культура.

Физкультурное  (2 в помещении +  1на прогулке)

3

12

108

Итого

10

40

360

3.4.  Виды совместной деятельности взрослого с детьми и возможные формы работ.

Организация  деятельности  в группе по  реализации  и  освоению  Программы  осуществляется  в  двух  основных  моделях  организации  образовательного  процесса:

- совместная  деятельность  взрослого  и  ребенка,  которая  осуществляется  в  ходе  режимных  моментов  (решение  задач  сопряжено  с  одновременным  выполнением  функций  по  присмотру  и уходу  за  детьми)  и  организации различных видов детской деятельности  (игровой,  коммуникативной,  познавательно-исследовательской, трудовой,  продуктивной),  а  также  создание  условий  для  самостоятельной  деятельности    детей  в  группе;

  • непосредственно-образовательная  деятельность   (не  сопряжена  с  выполнением   функций  по  уходу  и  присмотру  за  детьми).

     Общий  объем  самостоятельной  деятельности  детей  соответствует  требованиям  действующих  Сан ПиН 2.4.1.30. 49- 13

В  план включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.

Каждому направлению соответствуют определённые образовательные области:

- Речевое развитие-«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;

- познавательно-речевое направление – «Познание»;

- социально-личностное направление – «Безопасность», «Социализация», «Труд»;

- художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;

- физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье».

Интегрируются не только в педпроцессе, но и во всех режимных моментах.

Виды деятельности

Возможные формы работы

Игровая

Сюжетные игры.

Игры с правилами.

Дидактические игры

Коммуникативная

Беседы. Ситуативный разговор. Речевая ситуация  

Составление и отгадывание загадок.

Сюжетные игры. Игры с правилами.

Свободное общение и взаимодействие со

сверстниками  взрослыми

Трудовая

Совместные действия.

Дежурство. Поручение. Задание.

Реализация проектов

Познавательно-

исследовательская

Наблюдение. Экскурсия.

Решение проблемных ситуаций и элементы поисковой деятельности.

Экспериментирование. Моделирование.

Игры с правилами.

Путешествие по карте, во времени.

Реализации проекта

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Музыкально-художественная

Слушание. Исполнение. Импровизация.

Подвижные игры

Музыкально-дидактическая игра

Чтение художественной

литературы

Аудирование    (смыслово  Восприятие речи на слух. Обсуждение(построение устных высказываний). Разучивание пословиц, стихотворения, пересказ кратких рассказов, сказок.

Двигательная

Подвижные дидактические игры.

Подвижные игры с правилами.

Игровые упражнения. Соревнования.

3.5. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь».

Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены.

Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения. Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности:

конструированию, изобразительной деятельности, игре.

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей.

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый).

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»

Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры,

распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Умеет считаться с интересами товарищей.

Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно ситуативный

характер. Содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь приобщении с взрослым становится внеситуативной.

В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. В взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать

свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий.

В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры. Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках). Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого использует в общении с взрослым «вежливые» слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству. Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» Владеет элементарными навыками самообслуживания.

Ориентируется в пространстве детского сада. Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры. Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей.

Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх. Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия). Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Начинает появляться образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие. Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе" Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его, Знает некоторые государственные праздники. Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии. Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» Выполняет индивидуальные и коллективные поручения. Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо. Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение. Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, перемазать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки. Способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Здоровье». Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости мыть руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает ко рту   при кашле). Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, поласкает рот после еды).

Образовательная область «Физическая культура». Принимает правильное исходное положение при метании, может метать предметы разными способами правой и левой рукой, отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд. Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м. Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м). Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет; поворот переступанием, поднимается на горку. Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны. Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.

Образовательная область «Социализация». Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом волевого поведения. Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги. Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет. В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.

В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры. Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ. В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика) атрибуты, реквизит. Имеет простейшие представления о театральных профессиях

Образовательная область Труд Самостоятельно одевается, раздеваться, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.

Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.

Образовательная область «Безопасность» .Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение. Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Образовательная область Познание Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.  Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

Формирование элементарных математических представлений. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество. Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб  знает их характерные отличия.

Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице). Определяет части суток.

Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение. Называет признаки и количество предметов.

Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку. Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе. Образовательная область Коммуникация

Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница). Умеет выделять первый звук в слове. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

Образовательная область Чтение художественной литературы Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

Образовательная область Художественное творчество

Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов. Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделяет выразительные средства дымковской и филлимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филлимоновской росписи.

Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.

Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Образовательная область Музыка

Узнает песни по мелодии. Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).

Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двух частной формой музыкального произведения.

Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками),  играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы

Мониторинг  детского  развития  проводится  два  раза  в  год (в сентябре и мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские  работники.  Основная  задача  мониторинга  заключается  в  том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние  образовательного  процесса,  организуемого  в  дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

При  организации  мониторинга  учитывается  положение  Л.С. Выготского  о  ведущей  роли  обучения  в  детском  развитии,  поэтому  он включает в себя два компонента:

     - мониторинг образовательного процесса;

     - мониторинг детского развития.

Мониторинг  образовательного  процесса  осуществляется  через отслеживание  результатов  освоения  образовательной  программы,  а мониторинг  детского  развития  проводится  на  основе  оценки  развития интегративных качеств ребенка.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

Форма  проведения  мониторинга  преимущественно  представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в  дошкольном  учреждении,  анализ  продуктов  детской  деятельности  и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским  работником.  Основная  задача  этого  вида  мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при  необходимости  индивидуальный  маршрут  образовательной  работы  для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг  детского  развития  включает  в  себя  оценку познавательного развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих  способностей:  умственных,  коммуникативных  и  регуляторных.

Мониторинг  детского  развития  осуществляется  с  использованием  метода наблюдения,  критериальных  диагностических  методик  и  тестовых  методов.  В  процессе  мониторинга  исследуются  физические, интеллектуальные  и  личностные  качества  ребенка  путем  наблюдений  за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности.

Промежуточная  оценка  проводится  один  раз  в  год.   До  принятия Примерной  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного образования  мониторинг  промежуточных  результатов  осуществляется  с использованием  критериев,  заложенных   для  каждой  возрастной  группы  в реализуемой МБДОУ «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой.  

Оценка знаний:

- 1 балл – ребёнок не ответил  

- 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя  

- 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.  

Результаты мониторинга  отражаются  в Листе  оценки  промежуточных  результатов  освоения  Программы.

Система  мониторинга  достижения  детьми  планируемых  результатов освоения  Программы (далее –  мониторинг)  обеспечивает  комплексный подход  к  оценке  итоговых  и  промежуточных  результатов  и  позволяет осуществить оценку динамики достижений детей.  

Литература

  1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса Москва. Мозаика-Синтез 2012г.
  2. Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» Методическое пособие. М. Мозаика-Синтез. 2009-2010 г.
  3. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. Методическое пособие. М. Мозаика-Синтез 2009-2010г.
  4. Д. Денисова «Математика для средней группы». Рабочая тетрадь. М. Мозаика-Синтез 2010-2012г.
  5. Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках», «Расскажи детям о…» М. Мозаика-Синтез. 2010-2012 г.
  6. В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома». Хрестоматия 4-5 лет. Москва 2005г.
  7. Е. С. Евдокимова, Н. В. Дадокина. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Москва. Мозаика-Синтез 2007-2010 г.
  8. Комплексное перспективное планирование средняя группа. Методическое пособие  под редакцией Н. Е. Вераксы. Волгоград. 2012г.
  9. Стеркина Р. Б. «Безопасность» Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, вторая младшая подгруппа разновозрастной группы. Срок реализации программы 2018-2019 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования  "От рождения до школы" под редакц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет, средняя подгруппа разновозрастной группы. Срок реализации программы 2018-2019 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет, разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования  "От рождения до школы" под редакц...

Мониторинг освоения образовательной программы 2018 - 2019 учебный год

Мониторинг освоения образовательной программы 2018 - 2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на среднюю группу составлена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой срок реализации программы (2018 – 2019 уч.год)

Содержание рабочей программы средней группы  составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте д...

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ФЭМП...

Анализ педагогического мониторинга детей по усвоению основной образовательной программы 2018-2019 г

Справка по результатампедагогического мониторингаза первое полугодие 2018-2019 учебный год старше-подготовительной группы «Б»...