Проект " Посиделки"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Сысуева Валентина Федоровна

Рекомендован для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада.для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Посиделки

Тип проекта-  краткосрочный.

Участники проекта- дети 6-7 лет, воспитатели , , музыкальный руководитель.

Проблема: мало знаний о традициях и обычаях русского народа,  дети  редко  участвуют вместе в коллективных творческих делах.

Цель: воспитывать любовь к народному творчеству, культуре и традициям русского народа.

Задачи:

-развитие творческих способностей детей, активизация речи детей;

-доставить радость от полученного результата.

-формировать интерес детей и взрослых к произведениям устного народного творчества, особенностям быта и традиций  русского народа;

-формировать нравственные представления на эмоционально-чувственной основе;

Реализация проекта:

1 беседы «Что такое посиделки»

2 разучивание частушек , знакомство с пословицами и поговорками об  труде

3 разучивание народных игр «Плетень»;

4 прослушивание  народных  песен и музыки ;

5 подготовка и проведение фольклорного праздника;

Ход:
НОД проводится в музыкальном зале.
Воспитатель, хозяюшка, одетая в русский костюм, встречает детей:
- Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада! Хоть не богата, а гостям рада.
Дети отвечают на приветствие знакомыми пословицами:

Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

- Много гостей, много и новостей.

- Что есть в печи на стол мечи.

- Хозяин весел и гости рады.
  «Бабушкины обычаи»

Хозяюшка: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства: 
1) Если заходил запоздалый путник, как его встречали?

Дети:

1.его встречали с поклоном и говорили «Милости просим»)


Хозяюшка: А если гость заходил во время ужина?

Дети: (хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»)

Хозяюшка:
3) А чем гостей угощали?

4.Дети: (всем, что есть в доме, обычно чаем с пирогами или блинами)

Хозяюшка:
 - На Руси всегда любили принимать гостей, об этом говорили и наши пословицы, и наши обычаи.

Хозяюшка: 
-Добры молодцы, красны девицы! Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки! 

Хозяюшка: Очень хорошо. А теперь давайте посмотрим, как выглядела старинная русская изба.

 В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Здесь они: пряли,  пели,  рассказывали сказки, обменивались шутками- прибаутками и работаливязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками. 
Что самым главным является в доме?
Дети: Печь и стол.
Хозяюшка: Почему?
Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. За столом собиралась вся семья. Его называли – ладонь – божья. 
 Хозяюшка: Правильно. Посмотрите ,то мы здесь видим
Дети: посуда ,рушник, матрешки, свистульки

Хозяюшка: Да или можно назвать это все предметы быта или народный промысел. Почему эти предметы называют народный промысел, подумайте.
Дети: Потому, что люди сами вышивали ,посуду сами делали, расписывали ложки, игрушки.
Хозяюшка: Правильно. Давайте повторим «народный промысел». А это, что за предмет такой дивный?
Дети: Это прялка.
 Хозяюшка: Для чего она нужна?
Дети: При помощи прялки пряли пряжу, из нее получалась тонкая нить, а из этих ниток вязали теплые вещи. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи,  пели песни, а вы хотите послушать?

Дети: да:

Песня

У меня в светёлке прялка у оконца,

Буду прясть я утром лучики из солнца.

Пусть согреют землю золотые нити,

Вы меня, подружки, только попросите,

Вы меня, подруженьки, только попросите.

2.Днём дожди косые буду прясть из тучи,

Травы под дождями зеленеют лучше!

По лугам ручьями разбегутся нити,

Вы меня, подружки, только попросите,

Вы, меня, подруженьки, только попросите.

3.К вечеру туманы соберу у дома,

Буду прясть я струйки молока парного,

Тёплые по кружкам разолью я нити,

Вы меня, подружки, только попросите,

Вы меня, подруженьки, только попросите.

Хозяйка: Понравилась Вам эта песенка?

Молодцы дети.

Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы.

Хозяюшка: А какие пословицы о труде знаете вы?

Дети:
- Рабочие руки не знают скуки. 
-Без труда не выудишь и рыбку из пруда. 
- Хочешь, есть калачи – не сиди на печи. 
- Скучен день до вечера, коли делать нечего. 
-Сделал дело – гуляй смело.

 Хозяюшка: Да ,дети собрались мы сегодня, чтобы старину вспомнить,  хороводы поводить, да в игры поиграть.

У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.

Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать!

Хоровод заведем,

Песню звонкую споем!

Русская народная песня « На горе то калина»

 Хозяюшка : Молодцы дети хорошо пели в хороводе. А сейчас пора нашим девицам свое уменье показать да  клубочки смотать

( выбирают двух детей)

Игра «Кто быстрей смотает клубок?»

Хозяюшка: Молодцы, девицы красавицы порадовали вы меня своим умением

Раньше в старину любили петь частушки,  а  вы знаете частушки?

Дети: Да, знаем!

Хозяюшка: Ну, тогда может   быть  порадуете меня частушками?

                                                 Частушки

Мальчики.

Ой, девчата дорогие!

Разрешите вам сказать:

Мы имеем предложенье

Вместе с вами погулять!

Девочки.

Мы частушек много знаем,

Все частушки разные!

Вы хорошие ребята,

А ладошки грязные!

Мальчики.

Мы девчонок в своей группе

Очень уважаем.

Пусть девчонки нас полюбят

 — Мы не возражаем!

Девочки.

Ваши ноги косолапы,

В такт они не топают.

Посмотрите-ка на наши

Как задорно шлепают!

Все вместе.

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли плохо ли

А теперь мы вас попросим, чтобы нам похлопали.

Хозяюшка:

Загадки:

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки-

К уголочку уголок

Сложен красочный..(платок)

.

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят (лапти

Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким.

Что нам зимушки угрозы-

Мы обуем (валенки).

 

Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют састушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую (гармошку).

Если маленький мороз-

Не хватает он за нос.

Как начнет мороз сердиться,

Мы наденем (рукавицы).

 

Как нужна она в лесу!

В ней грибы домой несу,

Полюбуйся на картину-

Белых целая....(корзина).

Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет

Расписная (ложка)

 

Любят девочки-подружки

С маком бублики и (сушки).

Три струны, ее узнай-ка»

Ну конечно …(балалайка)

Выпускает жаркий пар

Древний чайник - (самовар)

 

Хозяюшка:

Игра « Плетень»

Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому понравились традиции и обычаи русского народа.
Ответы детей.
Воспитатель: Какие народные традиции вам понравились?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?
Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев.
Всё то, что узнали
Мы  сохраним.
Традиции русские

Литература:

1 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»-О. Л. Князева, М. Д. Маханева.Учебно-методическое пособие 2006г.         

2 « Детские подвижные игры народов СССР» под редакцией Т.И.Осокиной 1988 г. 

3 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»-составители: Н.П.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, Н.П.Бабурова. 1998г. 

4 «Музыкальная палитра»-№7. 2010г.

5 «Музыкальный руководитель»-№4 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект" Посиделки в русской избе"

Проект" Посиделки в русской избе"...

Детский познавательно - творческий проект "Посиделки"

Целью данного проекта  было  создание условий, раскрывающих творческий потенциал дошкольников,  на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры через календарные праздник...

Презентация "Детский познавательно - творческий проект «Посиделки»"

Целью данного проекта было создание условий, раскрывающих творческий потенциал дошкольников, на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры через календарные праздники....

Детский познавательно - творческий проект «Посиделки»

Целью данного проекта  было  создание условий, раскрывающих творческий потенциал дошкольников,  на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры через календарные праздник...

Проект "Посиделки в русской горнице"

Проектная деятельность....

Проект "Посиделки у печки"

Среднесрочный творческий проект, расчитанный на 4 недели....

Музыкально-творческий социальный проект «Посиделки»

Музыкально-творческий социальный проект «Посиделки».Цель проекта: содействие музыкальному развитию воспитанников детского сада и реабилитационного центра посредством организации их совмест...