Проект "Посиделки у печки"
проект

 Грохова Галина Ивановна

 Среднесрочный творческий проект, расчитанный на 4 недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_posidelki_u_pechki_gig.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Русский народ не должен терять своего

нравственного авторитета среди других народов -

авторитета, достойного завоеванного русским искусством,

 литературой. Мы не должны забывать о своем

культурном прошлом, литературе, языке, живописи».

 Д.С Лихачев.

Проблема воспитания и развития ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. В настоящее время достаточно широко используются в детских садах различные программы, но как бы сам с собой выпал раздел «Нравственное воспитание». Встал вопрос о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям через идеи выдающихся русских философов о значение личностной культуры для духовно -нравственного и патриотического развития человека. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественному промыслу, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, закличками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря этому фольклор являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.  Анализ работы исследователей, личный опыт показали, насколько велик интерес детей к родным песням, сказкам, играм. Овладевая родным языком, в котором присутствует фольклор, ребенок дошкольного возраста получает первое представление о культуре своего народа.

Проблема: Дети не знают традиций и обычаев наших предков, быта русского народа. Мало внимания уделяется формирование представлений о русской народной культуре.

Тема проекта: «Посиделки»

Участники: Дети старшего дошкольного возраста.

Образовательные области:

  • познание;
  • коммуникация;
  • чтение художественной литературы;
  • социализация;

  • безопасность;  
  • труд;
  • музыка;
  • художественное творчество;
  • здоровье;
  • физическая культура;

Вид проекта: творческий.

Социальные партнеры: дети, родители.

Срок реализации: среднесрочной (4 недели).

 Цель: Знакомство с традициями русской народной культуры.

 Задачи: 

- знакомить детей с русской народной культурой, традициями,

с разнообразными формами детского, музыкального и художественного фольклора;

- приобщать дошкольников к нравственной культуре и уважению вечных ценностей; 

- развивать творческие способности, мышление, память, речь;

- воспитывать интерес и любовь к произведениям устного народного   творчества; чувство гордости за свою страну Россию, русский народ, имеющий богатые старинные обычаи;

- привлекать родителей к активному участию в организации и проведении фольклорных праздников и развлечений.

Основные формы и методы реализации проекта:

- беседа;

- детское творчество;

- чтения;

- заучивание хороводы игры;

- работа с родителями.

Краткое содержание проекта «Посиделки».

Этапы проекта

Действия педагога

Действия детей

Действия семьи

и социальных партнеров

 Подготови-тельный

Создаю проблемную ситуацию, описываю ее, готовлю проблемные вопросы, определяю задачи. Подбираю материал: загадки, пословицы, чистоговорки, заклички и другое. Провожу собрание для родителей, с целью привлечения их к участию в проекте. Описание поэтапной работы над проектом, определение конечного продукта -развлечения «Посиделки». Привлечение других специалистов, музыкального руководителя.

Знакомство

с проблемой, понимание проблемы, принятие проблемы. Принимаем задачи, определяем цель.

Знакомство

 с проблемой, понимание проблемы, принятие проблемы. Участие

и помощь

в решении проблемной ситуации проекта.

Деятельный

Организую совместную деятельность с детьми. Разучиваем с детьми потешки, пословицы, заклички и др. п Слушаем русскую народную музыку

(Народные наигрыши, хороводы, плясовые)

Беседы на тему: «Народные промыслы», «Как жили раньше русские», «Русская изба»  

 Чтение русских народных сказок, былин, преданий, пословиц. Рисование орнаментов по мотивам хохломской росписи, лепка русских народных игрушек, рассматривание русского народного костюма, игрушек народных умельцев.  Словарная работа на закрепление русско-народных слов.

   

Принимают участие

в выставке хохломской росписи, систематизирует предложенную информацию.  

В ходе проекта разучивают игры, хороводы, активно участвуют

в продуктивной деятельности.  Совместно

со взрослыми готовятся

 к итоговому мероприятию.

Рассматривают национальные костюмы, участвуют

в чаепитии

(в русском стиле).

   

Принимают участие

в выставке (оформление) Проводят беседы

с детьми

о традициях русского народа дома, изготавливают для девочек кокошники.

   

Заверша-ющий

Помогаю в организации мероприятия «Посиделки», участвую в обсуждение результата проектной деятельности, определяю перспективу развития проекта.

 Участвуют совместно

со взрослыми

в мероприятии «Посиделки». Обсуждаем результаты проектной деятельности, выясняем причины успехов

и неудач, совместно

 со взрослыми определяем перспективы развития.

Приобретают призы для итогового занятия, участвуют

 в организации  совместного чаепития.

Этапы и предполагаемые результаты.

Темы недели

Ожидаемый результат

Первая неделя

Знакомство детей с пословицами, потешками.

Знакомлю детей с пословицами и потешками. Дети знают потешки, пословицы, их происхождение

Знакомство с народными приметами.

Дети имеют понятие о народных приметах, наблюдениях характерных особенностях времен года

Знакомство с русскими народными играми.

Дети знакомятся с русскими народными играми, играют                                      с интересом.

Знакомство с загадками, загадывание загадок

Дети могут самостоятельно загадывать и отгадывать загадки

Знакомство с частушками, пение частушек.

Дети научились петь частушки, исполняют их выразительно, понимают восприятие частушек сведения о частушки.

Вторая неделя

Знакомство детей с небылицами

Дети имеют понятие, о небылицах, рассказывают и придумывают их самостоятельно

Знакомство детей с русским народным костюмом.

Рисование русского народного костюма.

Дети могут отличить русский народный костюм от костюмов других народов.

Разучивание хоровода «На горе-то калина» 

Дети могут самостоятельно исполнить хоровод «На горе-то калина»

Разыгрывание представления                      по мотивам русской народной сказки «Теремок»

Дети самостоятельно могут разыгрывать русские народные сказки

Знакомство детей со скороговорками, проговаривание скороговорок.

Дети имеют понятие скороговорках, могут повторить их.

Третья неделя

Разучивание игры «А мы просо сели»

Дети научились заплетать плетень, самостоятельно играть в игру

Знакомство детей с бытом русского народа, используя иллюстрации, презентацию

Дети узнали о быте русского народа, о почтении и уважении наших предков к старшему поколению

Знакомство с хороводными песнями. Разучивание хоровода «А я по лугу»

Дети познакомились с хороводными песнями, могут исполнить их, могут распознать горесть и радость человека.

Разучивание игры «Ложкари»

Дети научились играть ложками, самостоятельно исполняют игру.

Показать и рассказать детям о прялке, веретене.

Дети могут узнавать и различать прялку и веретено.

Четвертая неделя

Знакомство детей домашней утварью, орудием труда

По иллюстрациям дети узнают, называют домашнее утварь, орудия труда.

Знакомство детей с этикетом, приемом гостей и поведением в гостях.

Воспитание нравственных чувств.

Дети знают элементарные правила культурного поведения, культурно гигиенические навыки

Знакомство с русскими народными сказками

Дети узнают русские народные сказки, могут пересказать их

Знакомство детей с хохломской росписью Роспись хохломской ложки.

Дети имеют понятие элементов хохломской росписи, могут рисовать элементы росписи

Итоговое мероприятие «Посиделки у печки».

Создали атмосферу национального быта. Дети отразили жизнь нашего народа, предков, его опыт, духовный мир, чувства.

Продуктами проекта стали

- Выставка хохломской росписи (ложки).

- Выставка русских народных костюмов.

- Лепка из пластилина русской народной игрушки (петушок).

- Заучивание пословиц, небылиц, стихотворение.

Предварительная работа

- Знакомство родителей с проектом «Посиделки у печки».

- Изготовление родителями кокошников.

 - Беседы, чтение, рассматривание иллюстраций о русском быте.

Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе планирую продолжать работу по проблеме. Привлечь родителей, к подбору информации праздников по датам народного календаря на январь и православных праздников (Пасха), использую художественные средства выразительности.

Системная паутинка по проекту посиделки.

Познание

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Рассматривание русского народного костюма, игрушек народных умельцев. Разучивание потешек, пословиц, считалок загадок, скороговорок. Закрепление русско-народных слов.

Чтение русских народных сказок, мифов, былин, приданий, пословиц, поговорок, закличек, загадок, небылиц.

Беседа с детьми, о  быте русского народа, традициях, обычаях.

 Социализация

Труд

 Безопасность

«Копилка идей» - обсуждаем с детьми события дня (что понравилось, что нового узнали, что получилось) Хороводные русские народные игры, беседы.

Дежурство по столовой, занятиям. Работа в уголке природы.

Формирование навыков правильного пользования хохломскими ложками, для игры «Ложкари»

   

Здоровье

Физическая культура

Формы взаимодействия с семьей

Формирование представлений о правилах личной гигиены

 Знакомство с играми народов мира, с русскими народными играми. Сюжетно- ролевая игра «В русской избе»

Знакомим родителей с мероприятием по ознакомлению с фольклором.

Выставки: хохломская роспись, лепка.

Художественное творчество

Музыка

Режимные моменты

Рисование русского народного костюма. Рисование орнаментов хохломской росписи.  Роспись ложек, лепка русских народных игрушек (петушок), расписывание силуэтов.

Музыка на тему, русские народные наигрыши, хороводы, плясовые. Русские народные музыкальные инструменты

Загадывание и разгадывание загадок. Во время прогулок, разучиваем подвижные игры; во время умывания и кормления детей рассказываем потешки и тд. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Печка – матушка»

Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте русского народа....

" Посиделки у печки" фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возрастаи взрослых

Фольклорный досуг с использованием этнографических экспонатов музея  дошкольного учреждения...

Конспект организованной образовательной деятельности "Русской печки нет добрее" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")

"Игры в уголке русской избы" на доступном детям уровне знакомят детей  с народными играми, народным календарем, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского на...

Домовой за печкой жил

Домовой за печкой жил, с ребятишками дружил....

Развлечение "Чудеса за печкой" (старшая группа)

Дети встечаются с "Кузей" , показывают , как они умеют танцевать,загадывать загадки,   весело играют, дарят подарки , и получают угощение....

развлечение в старшей группе "У печки"

Конспекты развлечений с региональным компонентом (Русские и бурятские традиции)...