Доклад «Мини-музеи как средство развития познавательной активности воспитанников детского сада «Теремок»»
методическая разработка на тему

Щербакова Анастасия Сергеевна

выступление на муниципальном семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок»

Доклад

«Мини-музеи как средство развития познавательной активности воспитанников детского сада «Теремок»»

                                                      Подготовила:

воспитатель Щербакова А.С.

Знаменское – 2017

        В соответствии с годовым планом воспитатели продумали тематики мини-музеев разной направленности. Одной из целей создания таких мини-музеев является развитие познавательной активности и интереса у воспитанников нашего детского сада. В созданных мини-музеях воспитатели проводят викторины, конкурсы загадок, экскурсии ,отмечают календарные даты ,связанные с обрядами и традициями русского народа, на которых ребята узнают много нового и интересного. Тематика таких мини-музеев разнообразна и ориентирована на детей разного возраста. Запланировано создание следующих мини-музеев: в первой младшей группе «Домовята» мини-музеи «Кукол»,  «Сенсорика», «Машинки», «Наши мамы -мастерицы». В группе «Улыбка»: «Мягкая игрушка», «Фантики»,  «Творчество родителей»; во второй младшей группе «Вишенки» «Чудо-дерево», «Военная техника», «Увлечение мам», в средней группе «Гномики»: «Транспорт», «Посуда», «Ключи», в средней группе «Солнышко» запланировано создание мини-музея «Кукол», «Рукоделие», «Пасхальное яйцо». В старшей группе «Ромашки»: мини-музей «Открытки», «Дивная роспись», «У бабушки в деревне»; в подготовительной группе «Звёздочки»: мини-музей«Киндер-игрушка», «Значки», «Авторучки».  

Независимо от тематики мини-музеев и представленных экспонатов, задачи патриотического воспитания дошкольников решаются комплексно, с учетом не только возрастных особенностей детей, но и с учетом  требований программы.

У каждого мини-музея есть свой паспорт, в котором отражены: название, цель и задачи, участники, срок реализации, планируемый результат, актуальность, содержание, перспективы развития музея. На педагогическом совете было решено менять мини-музей один раз в полугодие. В настоящее время в нашей ДОО уже создан своеобразный музейный комплекс.

       Остановимся более подробно на тех мини-музеях, которые уже были созданы в группах.

Раннее детство-возраст игры. А верный спутник любой игры-игрушка. Многообразие современных игрушек впечатляет. Но во все времена самой, пожалуй, востребованной была мягкая игрушка. Поэтому родилась такая идея-создать в первой младшей группе «Улыбка» мини-музей мягкой игрушки. Игрушки мини-музея используются в играх "Где спряталась игрушка?"," Большой-маленький","Заинька попляши",в различных игровых ситуациях по обучению культурно- гигиеническим навыкам, по основам безопасной  жизнедеятельности.
Собранная коллекция доставляет радость и удовольствие детям, формирует представления об окружающем мире, побуждает к активной игровой деятельности.

       В первой младшей группе «Домовята» был создан мини-музей «Сенсорика». Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики в группе «Домовята» являются различные развивающие игрушки, которые сделали своими руками родители вместе с воспитателями, а дети играют и развиваются с большим интересом.

Второй  мини- музей, созданный в этой же группе назывался «Куклы». Цель: познакомить с историей народной куклы, их видами; развивать интерес к народному творчеству, изготовить куклы совместно с родителями. В младшем дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Кукла является неотъемлемым помощником в этом. Она помогает в познании окружающего мира, в освоении социальных ролей человека. Куклы бывают разные: народные, тряпичные, пластмассовые, в национальных костюмах и многие другие. Именно поэтому зародилась идея создать в группе мини-музей кукол. Куклы использовались в освоении культурно-гигиенических навыков, самообслуживания, а также в играх, например, «Собери куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает» и т.д.

   В средней группе «Солнышко» тоже был создан мини-музей «Такие разные куклы». Важной особенностью в создании мини-музея является то, что все экспонаты были изготовлены вручную  родителями воспитанников. Для того ,чтобы изготовить экспонаты, они просмотрели информацию о создании кукол в интернете, в книгах, изучили подробные мастер-классы и только потом принялись за работу. Некоторые родители проявили устойчивый интерес к созданию кукол и поэтому пополнили мини-музей не одним, а несколькими экспонатами. Активными участниками были мамы воспитанников: Арины Домрачевой, Вани Мурзина, Даши Лукиной,  Ксюши Леухиной, Вари Беликовой. Данная коллекция находилась в свободном доступе у детей, использовалась ими для сюжетно-ролевых игр и театральной деятельности.

2. Создавая в группе  второй мини-музей «Рукодельница» преследовалась цель познакомить ребят с увлечениями и теми изделиями, которые тоже создают мамы воспитанников. Так появилась коллекция вязаных игрушек. Дети узнали, что ручное вязание, одно из самых древних ремесел. С помощью крючка можно изготовить не только игрушки, но и уникальные модели одежды. В музее присутствуют экспонаты, изготовленные в технике бисероплетение, вторая жизнь коробок ,а именно- шкатулки,  и многое другое. Мини-музей «Рукодельница» поможет приобщить детей к миру общечеловеческих ценностей, истории, а так же сформирует художественный вкус.

Для расширения знаний детей о различных видах транспорта, в средней группе «Гномики» был создан мини-музей «Транспорт». В сборе экспонатов приняли активное участие не только родители, но и мальчики группы. Они с большим интересом приносили из дома свои любимые машинки, для того, чтобы показать их товарищам. Через создание мини-музея дети закрепили знания о правилах дорожного движения ,о назначении светофора и его сигналах, познакомились с различными видами транспорта и особенностями их передвижения. Имеют представления о назначении специализированного транспорта: полицейской машины, скорой помощи, пожарной машины.

Размышляя над темой мини-музея, воспитатели второй младшей группы «Вишенки» стали рассматривать, что их окружает, и стало бы интересным для детей. Тема «Чудо дерево» возникла сама собой:

1.В группе имелись некоторые предметы, выполненные из дерева,  представляющие музейную ценность.

2. Не возникнет трудностей при создании детских коллекций.

Основной целью являлось познакомить детей с разнообразием деревянных изделий, их назначении, дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева. Музейные экспонаты приносили родители вместе с детьми и воспитатели, они были собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагались на полках стенки  и столике в групповой комнате. В коллекцию вошли изделия из спилов и семян деревьев, деревянная посуда, деревянные игрушки. Экспонаты данных коллекций находились в свободном доступе у детей и использовались ими для изготовления поделок,  игр, для ручного труда и изодеятельности. Экспонаты использовались в процессе организованной образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

В канун празднования Дня Защитника Отечества  в этой же группе открылся мини-музей «Военной техники». В  его создании принимали участие, как ребята, так и родители. Мальчики принесли различные машинки  - маленькие копии танков, самолетов. Здесь можно увидеть и военные корабли,  грузовики, солдат разных видов войск. Ребята с удовольствием отгадывали загадки о военной технике и военных профессиях. С большим интересом воспитанники  рассматривали экспонаты и делились друг с другом своими знаниями.

В старшей группе «Ромашки» первый мини-музей назывался «Мир открыток».  В группе имелось достаточное количество экземпляров старинных открыток, поэтому и захотелось поделиться этим богатством с детьми нашей группы. И, как видно, не ошиблись! Дети и родители тоже  приняли очень активное участие в сборе материала.

 Для расположения мини-музея был выбран холл группы, а именно вертикальное расположение на лентах, прикрепленных к шторе. Такое расположение позволило  рассматривать экспонаты не только детям, но и родителям, а также было очень удобно проводить экскурсии для ребят из других групп. С ребятами проводились беседы «Откуда произошла открытка», «Появление зимней открытки», дидактические игры «почтальон принес открытку»,  «Собери открытку». В итоге у детей были расширены знания об истории возникновения открыток, о её исторической ценности из поколения в поколение, о значимости  открытки в наше время.

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Поэтому в группе «Ромашки» было решено создать мини-музей декоративно-прикладного искусства «Дивная роспись». Экспонаты  позволяют знакомить детей с изделиями народных промыслов, помогают закрепить и углубить знания о видах росписи. Коллекция располагается на полках стеллажа в уголке изо. Экспонаты находятся в свободном доступе у детей на уровне  досягаемости. Они могут быть использованы в процессе ООД,  художественно-эстетической направленности.

В подготовительной группе был разработан мини-музей под названием «Игрушка Киндер сюрприз»,  где дети могли играть со своими игрушками и ставить их на место. Тема создания мини-музея была выбрана сразу:

  • «Киндер-Сюрприз» есть почти у каждого в доме, где есть дети.
  • В группу дети приносят свои любимые игрушки «Киндер - Сюрпризы» для игр с ними.

С помощью фигурок легко можно организовать игрушечный театр, выполнить постановку знакомых сказок, использовать для дидактических игр «Чудесный мешочек»,  «Отгадай, какой игрушки не стало», для составления творческих рассказов «Моя любимая игрушка», для творческой деятельности «Создай композицию с любимой «Киндер»-игрушкой».

Помимо организации мини-музеев воспитателями в группах, активное участие принимают наш старший воспитатель – Ирина Михайловна Пашута и заведующий ДОО - Ирина Александровна Клыкова. Ирина Михайловна оформила в методическом кабинете мини-музей «Ракушки». Ирина Михайловна решила посвятить мини-музей определенному объекту природы, а именно ракушкам. Хранительницей созданного мини-музея ракушек стала Русалочка. Целью создания данного мини-музея является расширение интереса и знаний детей о морских обитателях-ракушках, обогащение словарного запаса детей, отражать свои впечатления в рисунках, поделках. Экспонаты собранные в музее принесли заведующий ,воспитатели. Дети, их родители и старший воспитатель. Экспонатами стали ракушки разнообразные по цвету, форме, величине, собранные в Черном, Балтийском и других морях ,а также украшения из ракушек. Знакомя детей с коллекцией мини-музея, Ирина Михайловна провела беседу «Всё о ракушках». Ребята узнали много интересного о ракушках, в частности о ракушке Рапан. Было предложено сделать сувениры своими руками из ракушек. Детям очень понравилось.

Ирина Александровна Клыкова организовала два мини-музея: «Ложки» и «Свистульки».

В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке-свистульке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Экспонаты мини-музея позволяют познакомить детей с игрушкой-свистулькой как видом народного декоративно-прикладного искусства

Экспонаты мини-музея «ложек» позволяют формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Идея создания мини-музеев в ДОУ себя оправдала. Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по формированию познавательного интереса у дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития. При этом у детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к экспонатам, развивается эмоциональный отклик.  А раз у них появляется интерес, работа становится  ценной, эффективной, творческой.

Уважаемые коллеги, если Вас заинтересовали представленные мини-музеи, то за более подробной информацией про них можно обратиться к воспитателям групп.

Благодарю за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ – МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мини – музей в ДОУ приобретает большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познавательным центром, результатом общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательной активности в детском экспериментировании. (Из опыта работы).

В основе экспериментальной деятельности дошкольника лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. И задача воспитателя удовлетворить эти потреб...

Проект "Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников"

Проект "Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников"Мини-музеи в ДОУ приобретают большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познават...

Доклад. «Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Доклад. «Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Презентация «Мини - музей в детском саду как средство развития познавательной активности у дошкольников»

Мини–музей «Золотая хохлома»Дети познакомились с народными традициями , культурой русского народа,народными промыслами.Мини–музей  «Изба»Воспитанникам был...

«Организация работы СП по развитию познавательной активности детей детского сада»

Мы живем и работаем в эпоху нововведений. И в системе дошкольногообразования идет модернизация, разрабатываются и внедряются новые документы.Примером является принятие Федерального государственного об...