Экспериментальная деятельность подготовительной к школе группы «Опыты с воздухом»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сидоренко Светлана Викторовна

Организованная познавательно – исследовательская деятельность

«Тайны воздуха» в подготовительной группе.

Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно - исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;

Формировать умение самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;

Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

     1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

     2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

     1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;

     2.Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

     3.Соблюдать правила поведения в лаборатории.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой и трубочки для коктейля, воздушные шары, дудочки, веера, по количеству детей, парусники из бумаги, картинки с изображением глаза, уха, руки, кусочек земли и стаканчик.

Действующие лица: Воспитатель, дети.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_eksperimentirovaniyu_podg_gruppa.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 65

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЭНГЕЛЬССКОГО РАЙОНА



Экспериментальная деятельность

подготовительной к школе группы

 «Опыты с воздухом»

Воспитатель: Сидоренко

Светлана Викторовна

2018 г.

Организованная познавательно – исследовательская деятельность

«Тайны воздуха» в подготовительной группе.

Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно - исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;

Формировать умение самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;

Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

     1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

     2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

     1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;

     2.Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

     3.Соблюдать правила поведения в лаборатории.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой и трубочки для коктейля, воздушные шары, дудочки, веера, по количеству детей, парусники из бумаги, картинки с изображением глаза, уха, руки, кусочек земли и стаканчик.

Действующие лица: Воспитатель, дети.

Ход занятия

Воспитатель.

Дети.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. 


Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Правильно, это воздух!

(В группу влетает ракета, к ней прикреплено письмо от Незнайки)

Воспитатель. Ребята, здесь какое-то письмо. Хотите узнать от кого оно?

(Воспитатель читает) 

«Люди добрые! Пишет вам Незнайка из Цветочного города. У нас случилась беда: пропал воздух. Его не видно, не слышно вокруг. Все ходят спокойно, и только я переживаю. Если дело так пойдет дальше, то мы скоро все погибнем. Помогите нам, пожалуйста!»

Воспитатель. Как вы считаете, сможем ли мы помочь Незнайке (да)? 

Но для того, чтобы помочь ему ответьте мне на вопрос: что же такое воздух (воздух – это смесь газов)?

Где находится воздух? (он повсюду, вокруг нас) 

Почему мы не видим воздух? (потому что он невидимый) 

А для чего нам нужен воздух? (воздух нужен нам, чтобы дышать, без воздуха не сможет выжить ни одно живое существо)?

А как же Незнайка живет? Видимо он не знает свойств воздуха, поэтому считает, что вокруг него нет воздуха. Давайте научим Незнайку видеть воздух, слышать воздух и чувствовать.

Воспитатель. Сегодня мы с вами проведем эксперименты, с помощью которых сможем увидеть, услышать и почувствовать воздух.

Перед нами лаборатория.

Давайте наденем халаты, чтобы работать в лаборатории.

(Подходим к первому столу, на котором лежат полиэтиленовые пакеты, стоят стаканы с водой и трубочки для коктейля, картинка с изображением глаза)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего здесь картинка с изображением глаза? (в этой лаборатории мы сможем увидеть воздух)

1 опыт. 

«Поймай воздух»

При помощи полиэтиленовых пакетов «ловим» воздух.

Вывод: Воздух невидим, но если его поймать в пакет, то он примет форму пакета и мы сможем его увидеть.

2 опыт.

«Увидеть воздух»

Воспитатель. Как мы еще можем увидеть воздух с помощью, оставшегося в этой лаборатории оборудования? (Предлагаю подуть через трубочку в стаканчик с водой) 

Что мы видим? (пузырьки)

Вывод: Воздух есть внутри нас, мы дуем в стакан с водой, воздух легче воды, поэтому он всплывает на поверхность в виде пузырьков.

Воспитатель. Ребята, вы сказали, что воздух есть повсюду. А в земле он есть? Чтобы ответить на этот вопрос я проведу для вас опыт.

3 опыт. 

«Воздух везде».

В прозрачную емкость с водой бросить комочек земли. На поверхность всплывают пузырьки воздуха.

ВыводВоздух есть везде, даже в земле.

Воспитатель. В этой лаборатории мы выполнили всю работу. Смогли мы увидеть воздух? (да) 

Переходим в следующую лабораторию. (На втором столе воздушные шары, дудочки, картинка с изображением уха) Ребята, как вы думаете, почему в этой лаборатории картинка с изображением уха? (здесь мы проведем опыты и сможем услышать воздух)

4 опыт.

«Послушать воздух».

Услышать воздух нам помогут дудочки. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? (Звук) 

Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Вывод: Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

5 опыт.

«Услышать воздух».

Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (он внутри шариков)

Воспитатель: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики. Что происходит? (воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха)

Физминутка.

Я с утра сегодня встал.

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я всё дую – шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок.

Лопнул шарик, мой дружок.

Воспитатель. Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А поможет нам в этом оборудование, которое находится в третьей лаборатории. 

(На столе лежат веера, по количеству детей, картинка с изображением руки) 

6 опыт.

«Почувствуй воздух».

Ребята, нам сегодня пригодиться веер, который мы с вами когда-то мастерили. Помашите веером перед лицом, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (веер движется и как бы подгоняет воздух, воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок)

Вывод: Когда воздух движется, получается ветер.

7 опыт.

«Ветер теплый или холодный».

Приготовим ладошки, губы сделайте широкими, произносим звук А,  дуем на ладошки. Что вы чувствуете?

Вашей ладошке стало тепло.

Сделайте губы трубочкой и подуйте на ладошку. Что вы ощущаете?

Ладошке стало прохладно.

Вывод: Значит воздух бывает теплым и прохладным.

8 опыт.

«Бумажные гонки».

- Воздухом можно двигать предметы. Возьмите заготовленные парусники из бумаги. По команде дуйте на парусники и они будут двигаться вперед. Запомните: лист бумаги должен быть повернут к вам отогнутым краем.  

- Ребята, что вы увидели?

Воспитатель. Вот так с помощью опытов мы смогли с вами обнаружить воздух вокруг нас.

Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? (воздух)

- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно? (плохо)

- Какой вывод можно сделать?

- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).

- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)

- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

Воспитатель. Молодцы, ребята, мы с вами много узнали сегодня на занятии о том, как можно выявить воздух вокруг нас, а теперь я предлагаю зарисовать опыты, которые мы проводили с вами и эти рисунки отправим Незнайке, чтобы он тоже смог обнаружить воздух в Цветочном городе.

Игра «У кого быстрее».

(Приветствие детей)

(Воздух.) (ответы детей) 

(ответы детей) 

(воздух – это смесь газов)?

(он повсюду, вокруг нас) 

(потому что он невидимый) 

(воздух нужен нам, чтобы дышать, без воздуха не сможет выжить ни одно живое существо)?

(в этой лаборатории мы сможем увидеть воздух)

Воздух невидим, но если его поймать в пакет, то он примет форму пакета и мы сможем его увидеть.

Воздух есть внутри нас, мы дуем в стакан с водой, воздух легче воды, поэтому он всплывает на поверхность в виде пузырьков.

Воздух есть везде, даже в земле.

(ответы детей) 

(здесь мы проведем опыты и сможем услышать воздух)

(Звук) 

Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

(он внутри шариков)

(воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха)

(Ответы детей)

Когда воздух движется, получается ветер.

(Ответы детей)

(Ответы детей)

Значит воздух бывает теплым и прохладным.

Ветер может двигать предметы

(Ответы детей).

(Ответы детей).

(Ответы детей).

(Ответы детей).

(Ответы детей).

(Ответы детей).

воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе. Опыты с песком, водой, воздухом, снегом.

Опытно-экспериментальная деятельность во второй  младшей группе. Опыты с песком, водой, воздухом, снегом....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Воздух невидимка»

Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе; продолжать учить делать открытия, экспериментировать, анализировать и делать соответствующие выводы. Формировать эмоционально - положительное, ответс...

КОНСПЕКТ исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебный воздух»

Волшебный воздух Задачи:Образовательные:Учить моделировать, работать с пиктограммами.Систематизировать знания детей о свойствах воздуха.Закреплять знания детей о безопасности жизнедеятельности.Ра...

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности подготовительной к школе группы

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность до...

Технологическая карта НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Опыты проведём и что-то новое о воздухе узнаем»

ФИО участника: Опарина Татьяна ГеннадьевнаОбразовательная(ые) область(и): познавательное развитиеТема занятия: «Опыты проведём и что-то новое о воздухе узнаем»Возрастная группа: старшая гр...

Технологическая карта НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Опыты проведём и что-то новое о воздухе узнаем»

Цель педагогической деятельности: знакомство и закрепление свойств воздуха в процессе проведения с ним опытно-экспериментальной деятельности и последующей фиксацией результатов....